Как уже понятно, если у самолёта есть хвост, то он должен им обо что-то биться.
Ап полосу!
На
Эйрбасах семейства 320 этому явлению больше подвержены A321, как самые длинные. Тот же угол подъёма носа, что на 319-х и 320-х, выдаст на длинном фюзеляже бОльшее перемещение хвоста.
Однако в нашем случае конфузия случилась на A320.
Как обычно, во всём виноваты пилоты. На посадке опытный командир решил исправить выравнивание самолёта неопытным вторым пилотом. И, конечно, по привычке он думал, что сейчас чуть-чуть подтянет носа на себя, и второй почувствует движение, и сразу всё поймёт.
Но, как это обычно бывает, "что-то пошло не так".
Не так пошло то, что
на Эйрбасах воздействия на ручки управления суммируются, и на управляющие поверхности выдаётся алгебраическая сумма воздействий от командира и второго пилота.
Вот она и выдалась. Самолёт задрал нос выше обычного, и пошкрябал хвостом об полосу.
Правильные действия при взятии управления уже разбирались - берущий пилот должен информировать голосом другого члена о взятии управления, чтобы тот не мешал. Можно было просто нажать на красную кнопку джойстика
, и отключить конкурента.
Но в нашем случае, понятно, интереснее не епля пилотов командиром лётного отряда, а случившееся с матчастью.
Матчасть приложили душевно, нежно.
Помимо сошкрябаной до люминия краски, помяли
сливной насадок.
И, в общем-то, всё.
Несмотря на страшные фотки,
оказалось, что по сути повреждён лишь тонкий слой анодирования на поверхности обшивки.
А, и ещё стесали трубочку дренажа
отсека стабилизатора.
Заслали описание и фото повреждений на Эйрбас.
Оттель посоветовали тихонько всё закрасить, и летать дальше.
Что и было сделано.
Ну, наверное, ещё делали ультразвуковой контроль шпангоутов и осмотр изнутри. Там основное повреждение как раз пришлось на место шпангоута стыка герметичной части фюзеляжа и негерметичного концевого отсека, где стабилизатор.
А самый прикол был позже.
Когда пилоты ещё раз долбанули этот же самолёт на посадке :)
Во второй раз стесали уже и обшивки побольше, и головки заклёпок тоже.
Поэтому после второго раза уже клепали на место повреждения накладку вроде такой:
Ну, дальше уже вроде нормально летали, без таких эксцессов.
Кстати, вообще самолёт в таких ситуациях довольно крепок - если его сильно не прикладывать, то можно даже и не заметить, что фюзеляжем цепанул.
Вон Боинг вообще без шасси сажали (забыли выпустить), так пилоты только удивлялись, что рулится плохо:
https://letai.livejournal.com/1835.html Да, летайте спокойно.
Poll Кстати, вот что делают конструкторы для избежания попаболи:
https://lx-photos.livejournal.com/365867.html Пост написан при помощи сервиса
http://www.photo2blog.ru/Фотки разного размера доступны по ссылке:
https://www.flickr.com/photos/lx-photos/albums/72157668136983767 При публикации указывайте первоисточник.