Если делаешь новый самолёт, то он обязательно
должен быть хуже предыдущего.
И сегодня я расскажу, какую ещё подляну приготовили нам конструкторы в борьбе с авиатехникой.
Как вы уже знаете, для долгих зимних стоянок из самолётной водяной системы сливается вода. Чтобы не порвало трубки.
И как вы уже знаете,
про слив воды из Airbus-320 я уже писал.
Принципиально на A320 NEO вода сливается точно так же. Небольшой нюанс присутствует лишь в сливе воды с кухни. Нюанс этот не позволяет полностью слить оттуда воду :) Небольшой такой, я же говорю :)
И как всегда, нюанс этот нигде не документирован, и обнаруживается лишь при работе на матчасти.
Как должен происходить слив воды согласно документам производителя?
Очень просто. Надо вытянуть ручку на заправочной панели, и слить воду из самолётного бака в бак аэропортовой машины.
А потом закрыть заправочную панель,
наддуть бак, и открытием всех возможных кранов в кухнях и туалетах пролить через них воду досуха.
Всё это очень хорошо в теории ровно до тех пор, пока не оказывается, что вода из кипятильников и бойлеров просто не сливается. Она там может булькать сутками, но не слиться.
Если воду так и оставить надолго, то она замёрзнет, и порвёт трубки подачи, и кипятильник. Поэтому систему, включая кипятильники, надо продуть.
Почему же это не получается сделать, и вода только булькает? Наверное, трубка подачи воды внутри резервуара бойлера находится ниже трубы отвода тёпленькой к потребителю. И когда воздух из пустого водяного бака подаётся внутрь бойлера, то воздух просто пробулькивает снизу сквозь оставшуюся воду, но не выдавливает её в кран подачи к потребителю.
И тогда у нас есть два выхода.
1. Использовать шланг для слива со сливной точки кипятильника.
Этот способ наиболее удобен. Когда у кипятильника или кофемейкера есть сливная точка.
Либо способ
2. Использовать давление воздуха из водяного бака для слива воды через кран холодной воды обратным путём.
При этом способе мы запускаем воздух под давлением внутрь кипятильника. А потом перекрываем поступление воздуха из бака общим краном кухни.
Нажимаем кран холодной воды. И давлением воздуха над водой из кипятильника она вытесняется через отверстие подачи в кран холодной воды. Откуда уже сливается в природу.
Этот способ не так быстр, но позволяет полностью слить воду из любой ёмкости кухни или туалета.
Вот только когда используешь его на самолёте
A320 NEO, то иногда внезапно вода вообще перестаёт течь через кран кухни. Совсем. И ты остаёшься с неслитым самолётом наедине.
Почему так происходит? Наши любознательные сотрудники раскопали секрет в документации. Хотя нигде вообще об этом не упомянуто.
Вот так выглядит интересующий нас участок водяной системы кухни при нормальной работе:
Синим показан путь холодной воды, а красным - горячей.
Холодная вода поступает от перекрывного крана кухни слева внизу. Она разветвляется - напрямую к крану кухни Faucet по верхней трубе, и к кипятильнику по нижней.
От кипятильника горячая вода поступает либо в кран; либо если это кофемейкер, то льётся в лоточек с пылью бразильских дорог, чтобы вам подали чашечку элитного ароматного напитка от бариста.
Примерный уровень воды в кипятильнике показан полупрозрачным прямоугольником - кипятильник полный.
Когда же мы сливаем и продуваем кипятильник, то обычно к этому моменту вся лишняя вода из водяного бака и из кипятильника слита. И из бака подаётся не вода, а воздух под давлением. Этот воздух проходит по трубе подачи в кипятильник, пробулькивает сквозь воду наверх, и там стоит.
Дальше перекрываем кран подачи к кухне (слева внизу на схеме). И нажимаем кран холодной воды. Из кипятильника через трубу подачи вода под давлением воздуха из верхней части этой ёмкости проходит рыжими стрелочками в кран холодной воды Faucet. И выливается в природу.
Выглядит этот процесс вот так:
Click to view
И теперь мы подходим к главному вопросу сегодняшней темы. Почему же вода при таком способе сразу перестаёт течь вообще через кран холодной воды?
Её что-то перекрывает.
И мои любознательные коллеги выяснили, что именно это делает.
Если заглянуть в CMM на кухню, то среди всякой бесполезной требухи
мы обязательно увидим пункт 13 (конечно же, этот номер). Неприметный Thermo valve.
На рисунке он находится вот тут:
Что же делает этот враг народа? Беглое
исследование показало, что
этот клапан предотвращает обжигание персонала горячей водой, если она вдруг пойдёт из крана холодной воды.
Хм... как интересно. А ведь при сливе воды из кипятильника водичка идёт как раз горячая. Потому что он ещё не остыл.
Ну вот. Клапан и срабатывает.
Всё штатно, посоны! Расходимся :)
И напоследок покажу, как оно выглядит в натуре.
Под краном холодной воды Faucet есть дверка отсека хранения.
На потолке этого отсека существует небольшая панелька.
Если её открыть, то получаем доступ как раз к тыльной стороне крана холодной воды
и этому самому термоклапану.
Интересно, что как минимум на одном самолёте мы столкнулись с тем, что этот клапан не ресетится. То есть, закрывшись однажды, он перекрыл воду из крана навсегда. Даже и холодную.
Особенно забавно, что нигде в документации он вообще не упомянут. Ни на схемах, ни в описании.
Нашли его только в каталоге запчастей кухни. Видимо, его стали ставить на новые кухни.
Интересно тут у нас, да.
Poll Поэтому сливать воду из кухни A320 NEO лучше шлангом.