"Небольшой городок Манадо - один из самых красивых на Востоке. Он напоминает большой сад, в котором стоят ряды загородных вилл с широкими дорожками между ними, тогда как улицы обычно пересекаются под прямым углом. Хорошие дороги ответвляются в нескольких направлениях вглубь острова, и вдоль них чередуются радующие глаз коттеджи, опрятные сады и оживленные плантации, перемежающиеся фруктовыми деревьями.
К западу и югу местность становится горной, и группы изящных вулканических пиков высотой в шесть-семь тысяч футов придают ландшафту величественный и живописный задний план". Alfred Russell Wallace, The Malay Archipelago, 1869
Ну, со времен Уоллеса многое изменилось не в лучшую сторону: сады в значительной степени уступили место новым домам, улицы стали пересекаться, как попало, но вулканы так и остались на месте:
И все равно Манадо, бесспорно, по-прежнему один из самых красивых городов Индонезии:
Его не портят даже изъеденные ржавчиной металлические крыши…
Кстати, в этот приезд в Манадо, наконец, удалось узнать, почему там практически не пользуются черепицей, излюбленной в большинстве других индонезийских городов. Оказывается, у минахаса бытует поверье, которое запрещает пользоваться глиной для покрытия крыш в домах, где живут люди ("земля - для мертвых").
В одном из последующих постов я покажу, как выглядят традиционные могилы минахаса (самые старые датируются еще IX веком), а в этом посте еще немного погуляем по столице провинции Северный Сулавеси (
ИНДЕКС), пока я расскажу о том периоде истории этого района, который начинается окончательным утверждением там вытеснившей португальцев и испанцев Нидерландской Ост-Индской компании (кое-что о ней см.
ЗДЕСЬ), а заканчивается накануне японской оккупации в годы второй мировой войны (более подробно о португальцах и испанцах мы поговорим в тех местах, где их следы и память о них сохранились лучше).
Считается, что район, где сейчас расположен Манадо, заселили как раз лишь к началу XVI века, и тогда он назывался Венан (Wenang). Название "Манадо" появляется лишь в 1623 году.
Причем с самого начала в Манадо селились не только минахаса, но и выходцы с островов Сангихе-Талауд (да, в предыдущих постах кое-где вместо "Сангихе" пишется "Сангир". Править я их не стал, потому что, на самом деле, это одно и то же: в языке сангир нет разницы между звуками "х" и "р", так что во избежание путаницы этот язык я буду впредь звать "сангир" - тем более что именно так его зовут и на соседних Филиппинах, где он также распространен - а для наименования островов употреблять слово "Сангихе" - как на карте), а также живущие на полуострове западнее мусульмане болаан-монгондоу, не говоря уже о вездесущих китайцах и даже арабах (см. предыдущий пост).
К XVII веку голландцы окончательно одержали победу над султанатом Тернате (кое-что см.
ЗДЕСЬ), который контролировал до этого времени эти земли и воды, и начали вытеснять отсюда португальцев и испанцев. Остров Сангихе (см. индексом) был захвачен уже в 1677 (по другим данным - в 1666) году, а через два года голландский губернатор Молукк Роберт Падтбрюгге(?) посетил Манадо (стратегически важный в то время, прежде всего, как пункт пополнения запасов продовольствия на пути к Островам пряностей - Молуккам). Судя по всему, именно этот визит и положил начало совершенно уникальной политике НОИК в отношении местного населения, благодаря которой о голландцах именно на севере Сулавеси до сих пор вспоминают не только с проклятиями, сколько с благодарностью.
Падтбрюгге заключил союз с вождями восьми племенных союзов (Tontemboan, Tombulu, Tonsea, Tondano, Tonsawang, Bantik, Bentenan и Ponosakan), которым в начале XIX века предстояло образовать народ минахаса (само это слово, напомню, означает "становиться единым"; как это происходило, тоже расскажу отдельно), и НОИК оказала им военную помощь. Первая голландская крепость на севере Сулавеси была построена в 1658 году, а последние испанцы выбиты с острова через несколько лет после этого.
Заключенный с Падтбрюгге договор обещал, что НОИК "никогда не покинет их (минахаса) и не позволит королю Болаана восстановить власть над этими районами и людьми". Решающая победа над Болаан-Монгондоу была одержана в 1693 году.
Это само по себе заложило неплохую основу для дружбы между будущими минахаса и голландцами, которая особенно укрепилась с начала XIX века, когда голландцы впервые применили именно в этом районе беспрецедентное сочетание трех методов управления: 1. назначение вождей племен в качестве резидентов (нечто подобное делалось везде, так что важны два других элемента); 2. активная миссионерская деятельность и позиционирование христианства как современной религии; 3. широкое образование для неимущих.
А вот вторые два элемента были уникальны. Дело в том, что практически на всей остальной территории нынешней Индонезии голландские "колонизаторы" и миссионерскую деятельность, и школы для местного населения ЗАПРЕЩАЛИ. Или, по крайней мере, вставляли всевозможные палки в колеса как минимум до самого начала XX века (любопытно, что даже на севере Сулавеси начало миссионерской работе положили не сами голландцы, а швейцарцы и немцы).
К 1860 году на Минахасе было 150 школ, что позволяет говорить о МАССОВОМ образовании - другое такое место в Индонезии тех лет вы не найдете. А в 1930 году 300-тысячным тогда населением Минахасы управляли всего около дюжины голландских чиновников, ни один из которых не жил за пределами Манадо
Так что не приходится удивляться тому, что наемники-минахаса помогали "колонизаторам" подавлять восстания в других районах нынешней Индонезии, заработав прозвище "голландских собак". И тому, что север Сулавеси прозвали "12-й провинцией Нидерландов". И тому, что вхождение минахаса в состав молодой Индонезии было непростым (но об этом как-нибудь в другой раз: боюсь, и так уже слишком большая порция истории :-)
P.S. А вот это уже яванское влияние - лавка, где торгуют джаму (см.
ТЭГом).
Но к этой теме мы тоже еще вернемся…
P.P.S. Пушка с металлическими колесами на одном из фото выше стоит перед музеем провинции Северный Сулавеси, а сам он выглядит так:
И - увы! - его вполне можно пропустить :-(