ПРОЛОГ: В 08.00 утра по Джакарте грузим вещи. Мастерство паковки за три года, прошедших после отправки в Москву морского
КОНТЕЙНЕРА, возросло: в итоге первый ряд в ходе погрузки выглядит так:
Зачем щель посередке? А это бывшие "поля безопасности": внутренние размеры кузовов использованного при решении задачи наиболее популярного в Индонезии легкого грузовика Colt Diesel (Джакарта - Бали: 450-500 долларов без упаковки и грузчиков при заказе НЕ в Джакарте; джакартская цена - раза в 3-4 выше) "ходят". В данном случае они оказались больше рассчитанных, исходя из самых-самых минимальных. Что тоже было предусмотрено: заполнители возможных пустот готовы…
Вместо автопогрузчика (8 часов работы ночью под дождем 3 года назад стоили 100 долларов. Сейчас, думаю, уже раза в три дороже) для особенно тяжелых коробок используем вот такой tAkel (знаете такое слово: "ТАКЕЛажник"? Влияние голландского? Кстати, как это называется по-русски - не знаю :-)
Стоимость "такела" с доставкой и персоналом из трех человек: 45 долларов за сеанс.
Грузчики - по 15 долл/чел за сеанс.
ЗАДАЧА: Выехав из Джакарты вечером 3 декабря (а передохнуть перед дорогой после погрузки надо?) быть в Сурабае не позже (никак не позже! Даже в случае затяжных дождей в горах, поломок автомобиля, осыпей, перекрытых дорог и т.п.) середины дня 5 декабря, чтобы воссоединиться там с Татьяной (почему ей пришлось лететь, а не ехать со мной, причем лететь не сразу на Бали, а именно в Сурабаю) будет отдельный пост, но - увы! - по ряду причин его придется делать в режиме "Только для друзей блога" - т.е. все остальные его видеть не будут никак и вообще. Как заводить свой блог на ЖЖ и френдить этот - см.
User info/Личная информация). Всем вместе быть в Убуде 6 декабря.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОГО МАРШРУТА В СВЕТЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ:
Конечно, можно было поехать сначала
ОБЫЧНОЙ ДОРОГОЙ НА ЧИРЕБОН… Это короче. Но - см. Ценный Совет Номер Один ниже (причем Чиребон - тоже порт немаленький)... Мы и сами видели как-то раз, какой кошмар там творится после наступления темноты (на Яве - в 18.00 плюс/минус полчаса).
С устатку после сборов не хотелось. А вот до
БАНДУНГа можно пойти по толам (платным дорогам) - это хотя и крюк, но ночью и легче, и быстрее… В общем, выбрал более длинный, но намного более легкий и приятный маршрут через "
ДОРОГУ СМЕРТИ" (кстати, потом не пожалел об этом)… А далее - по южному берегу Явы до парома на Бали. Вот так:
ОБОБЩЕНИЕ ОБРЕТЕННОГО ЦЕННОГО ОПЫТА И ЦЕННЫЕ ЖЕ СОВЕТЫ:
1. Не думайте, что вы сэкономите время, если будете двигаться по описанной - самой быстрой трассе Джакарта-Бали - ночами. Наоборот… Это единственная на Яве "трасса-без-гор", и потому она несет с востока грузы для 25-миллионной Джакарты (и наоборот) + внутрияванские грузы + транзит на Суматру. И вот эти все перегруженные (а перегружены они все - если только не возвращаются порожняком, что редко: на Яве не зря 160 миллионов человек живут) ломятся именно по этой трассе. И именно ночью: тогда не приходится платить за факт перегруженности полицейским.
2. В каждый момент пути держите в голове цепочку следующих крупных городов по пути: указатели на дорогах бывают как сразу на следующий крупнейший (в нашем случае, с запада на восток это: БАНДУНГ-ЧИРЕБОН-СЕМАРАНГ-СУРАБАЯ; так и на следующий просто крупный (см. конкретные примеры ниже). Надо быть готовым реагировать быстро.
3. Всенепременно объезжайте крупнейшие города по толам (платным дорогам - ищите зеленые щиты: Туда-то LEWAT (JALAN) TOL), а крупные (когда есть возможность) - по объездным дорогам (т.е., когда есть выбор между названием на указателе следующего крупного и Kota ("город", имеется в виду его центр) с названием того, где вы сейчас находитесь, то выбирать первое).
4. Всегда помните, что если на толах (кроме сурабайских, где царит бардак, и кроме как во время пробок) правый (напомню, что в Индонезии благодаря
РАФФЛЗУ левостороннее движение) ряд движется быстрее, то на всех остальных дорогах - наоборот. Не пытайтесь перевоспитать сигналами плетущиеся нескончаемым потоком по правому ряду грузовики - это у вас не получится. Просто примите это как данность - и не мотайте нервы себе и другим. А если идете по правому ряду ночью, то помните, что большинство выбоин - именно там.
5. В случае малейшего сомнения не стесняйтесь спрашивать у местных (для этого не надо знать индонезийский): в сомнительном месте прижмитесь к обочине, выйдите из машины и назовите с вопросительной интонацией название следующего просто крупного города, махнув рукой в предполагаемом направлении… Не забывайте при этом непрерывно улыбаться - если умеете, конечно :-)
ВЕЧЕР ПЕРВЫЙ: Джакарта-
СУМЕДАНГ (по цепочке: тол на Чикампек (на 67-м километре этого тола - съезд на бандунгский) - тол на Бандунг - на подъезде к Бандунгу, не съезжая на Пастеур, идти далее на восток по системе бандунгских объездных толов до Чиленьи, далее на Чиребон) - на сей раз получилось 4 часа (30 мин. "лишних", т.е. потраченных на совершение ошибок и их ликвидацию); 233 км. (ок. 40 "лишних")
Ночевка: гадюшник (дешевый номер даже без умывальника (хотя и с горячей водой :-), где спал (а другие не смотрел) даже не стал фотографировать, но кровать с простыней и дырявым покрывалом и кондиционер есть) Kencana в Сумеданге, номер за 210 тыс. рупий после скидки 10%.
Хотя утром в окрестностях стали видны и некоторые плюсы (в лице вида вниз):
Примечание 1: Молодым и сильным кондиционер в Сумеданге не обязателен - горы! Местные - так мерзнут даже на утреннем солнышке:
Примечание 2: Не стесняйтесь просить в подобных отелях скидку (diskOn). Если вы стеснительны, назовите любую причину. Например, профессию. Я прошу скидку для журналистов, а вы, если, скажем, работаете профессором философии, просите скидку для профессоров философии - какая разница? Те же 10% вам частенько гарантированы :-)
Примечание 3: Даже в субботу поздно вечером и даже на чикампекском толе
ПРОБКА. Начиная где-то с 50-го км тола и далее - нормально… Тем не менее, считаю, что в целом маршрут и время выезда выбраны были правильно - для ситуации вечернего старта. Проезжая затемно въезд в Бандунг по толу увидел горевшую надпись, что там - тоже все еще пробка…
ДЕНЬ ВТОРОЙ: Сумеданг-
РЕМБАНГ (по цепочке: объездной тол Чиребона - Бребес - Тегал - Пекалонган - Велери - Семаранг (объезд по толу) - Демак - Кудус); 11 часов (один лишний); 480 км. (ок.30 лишних);
Ночевка: снова Кенчана, но на сей раз превосходная (в самом-самом центре города), …
…причем номер дороже сумедангской конуры всего на два доллара, хотя уже в категории VIP (на сей раз был нужен номер обязательно с холодильником - возродить к жизни холодильные элементы для сумки со скоропортящимся продуктами):
(Цены упали потому, что уже практически началась любимая Восточная Ява :-)
Участок первый: Сумеданг - объездной тол Чиребона - начало тола на Семаранг (последний строится и пока не доведен даже до Бребеса. Тем не менее, в сумме уже построены 54 км, дающих отличную отдачу на самых трудных участках - поблизости от большого города (но и ломят хорошо - более 3 долларов за 54 км - однако!)
Поскольку, похоже, тол строится быстро, сквозной километраж по участкам не даю - он столь же быстро будет меняться…
Вот тут в самом начале я и потерял час - спросонья зачем-то поехал в сторону Бандунга :-) В темноте все выглядело иначе - ну, и вот… разобрался поздно. А движение - в сторону Бандунга - очень плотное.
Зато был компенсирован видами
ПЕРИАНГАНА:
Честно говоря, виды были и получше - но было не до них :-(
Если не учитывать потерянный час - примерно 2 часа (в обратную сторону - в гору и К Бандунгу - было бы намного дольше). Въезд на объездной тол Чиребона - под мост и налево:
Съезд с тола Чиребон-Семаранг - тоже налево (пока).
Участок второй (и самый длинный) - от конца тола до Кудуса: практически везде - по две полосы в каждую сторону. По сравнению с тем, что было еще года два лет назад - рай. Прошел на треть быстрее, чем раньше - и потому было не до фото.
Участок третий - Кудус-Рембанг - вот тут все и началось: и работы по расширению дороги, и обычные яванские - по одной полосе в каждую сторону. Участок всего-то километров 80, а ехал часа 2,5…
Грузовики, грузовики, грузовики… Впритык… В два ряда в каждую сторону: ведь уже стемнело. Если попаду в подобную ситуацию еще раз, буду пробовать через Блору-Нгави (параллельная второстепенная дорога южнее).
upd 18.01.14: Догадка была правильной - так и надо!
До Сурабаи и начала
ВТОРОЙ ЧАСТИ осталось около 200 км.
Поездка в декабре 2013-го