В третьем посте минисерии (
ИНДЕКС) о наступающем 23 марта балийском Новом годе (ньепи - Nyepi) помещаю свой перевод фрагмента написанной
Фредом Эйземаном моей настольной книги по Острову богов и демонов - BALI: SEKALA and NISKALA, …
…посвященного состоявшимся в марте 1979 года в связи с наступлением балийского XX века колоссальным церемониям очищения Эка Даса Рудра.
"28 МАРТА [БЕСАКИХ ]. Tilem Kesanga - новолуние 9-го балийского лунного месяца; окончание 1900-го года [по календарю - см.
ЗДЕСЬ ] сака. Завтра - ньепи, Новый год, когда все затихнет, когда не разрешена никакая деятельность, кроме необходимой для поддержания безопасности и здоровья. Все будут сидеть за закрытыми дверями и медитировать - но это будет завтра. А сегодня - эмоциональная и физическая кульминация Эка Даса Рудра: день taur, колоссальное жертвоприношение демонам. Собралась огромная толпа - по моей оценке, примерно в 200 тысяч человек. В полдень должен прибыть президент Индонезии Сухарто. Все готово.
У подножия главной лестницы бамбуковыми кольями отгорожен большой участок земли.
Иллюстрация из книги:
Внутри него - 11 алтарей, по одному для каждой из 11-ти сторон света. Каждый алтарь представляет собой стоящую на бамбуковых сваях высокую башню из трех частей с прилегающим павильоном для педанд [первосвященников].
В центре стоит 12-й жертвенник - и он ниже других. Церемонию там будет проводить Bujangga Wesnawe, священник, специализирующийся на bhurta yadnya (его платформа ниже, так как он не относится к касте браминов - как педанды).
В каждом из жертвенников церемонии будут проводить по двое священников - по одному от каждой из сект: Шивы и Будды. А посему в этот день здесь присутствуют 23 первосвященника - чрезвычайно высокая концентрация.
Загородка taur буквально переполнена жертвоприношениями, многие из которых свалены на земле (они предназначены для демонов). Здесь - все животные, забитые днем ранее, и все священные сладости и другие подношения, приготовленные за много недель подготовки, и все это место просто трещит по швам от жертвоприношений.
Рядом с загородкой taur, куда не допускается публика, под аккомпанемент оркестра чрезвычайно длинных бамбуковых флейт начинается священный и редко исполняемый танец Gambuh.
Иллюстрация из книги: BALI: A Traveller's Companion
Близ павильона, где будет сидеть президент Сухарто, исполняется церемониальный военный танец baris.
Двойная линия юношей и девушек из отдаленных и укрытых от глаз посторонних деревень "бали-ага" на северо-востоке Бали образует ось, по которой пройдет Сухарто. Многие из них одеты в традиционные
GERINGSING'и - двойные
ИКАТы, которые не изготовляются и не носятся никакими другими балийцами.
Президент прибывает вовремя и усаживается рядом с губернатором Бали д-ром Ида Багус Мантрой. Сухарто произносит короткую речь, делая упор на свободу вероисповедания в Индонезии. Он - мусульманин, и одет в традиционный яванский костюм; на голове - плотно прилегающая черная шапочка.
Затем начинается taur, и священники делают подношения 11-ти сторонам света. Каждый из 23-х священников молится по отдельности. В другой загородке за пределами taur еще один священник проводит mapedanan - церемонию, направленную на очищение человечества (аналог направленных на очищение мира церемоний taur). Сидящая на земле огромная толпа тоже молится, а pemangku и представительницы высоких каст брызгают святой водой на всех, кого они могут достать.
Затем молитва заканчивается и внутри загородки taur воцаряется настоящий пандемониум, когда толпы балийцев бросаются туда и хватают все, что попадется им под руку. Участники празднования разгребают подношения в поисках священных частей, которые можно отнести домой для отпугивания местных демонов. Тут наступаешь на голову лошади, там - на буйволиное копыто, на крыло орла или шкуру обезьяны. Вычурные жертвоприношения sarad рвут в клочки. Поскольку Бог уже поглотил их внутреннюю сущность sari, оставшееся теперь можно разбирать. Самое желанное - это использовавшаяся в церемонии очищения святая вода [m_tsyganov: для Эка Даса Рудры ее специально доставляли с яванского
СЕМЕРУ, ломбокского
РИНДЖАНИ и даже из индийского Ганга]. Кипящие нетерпением крестьяне суют свои бамбуковые контейнеры педандам, которые услужливо наполняют их доверху.
Пеманку закрывает наполненный святой водой сосуд:
Это - час хаоса, совершенно не сочетающегося с торжественными и величественными обрядами очищения. Узкая дорога обратно к цивилизации забита до невозможности.
Те, кто поспешил уехать, пропустили другую впечатляющую и величественную церемонию в Храме Penataran Agung - mapeselang.
Из павильона, где они хранятся, снова выносят pratimas [небольшие - обычно деревянные - статуэтки, в которых временно живут снисходящие на землю для участия в церемониях божества].
Официальные лица обносят их три раза вокруг храма, держа на своих накрытых белой тканью головах, каждый раз переступая через новый жертвенный "мост" из буйволов - titi mahmah. Группа юных девушек исполняет приветственный танец
ПЕНДЕТ. Педанда просит Бога в Его милости и участии благословить и принять молитвы верующих. Pratimas возвращаются в павильон, …
…знаменуя тем самым завершение долгого дня 28 марта 1979 года - и кульминации крупнейшего и самого важного ритуала, проведенного на Бали на памяти человека.
Но это еще не конец Эка Даса Рудра. Кульминация - да! Но Эка Даса Рудра завершится лишь 9 мая - через 42 дня. По мере того, как мы спускаемся в автомобиле по долгому склону к морю, за окном мелькают деревни, в которых мальчишки бьют в сковородки, барабаны и выдолбленные стволы - все, что способно производить шум - размахивая керосиновыми факелами и вопя. Они будят демонов предшествующего Новому году дня.
29 МАРТА. Новый год. Первый день балийского XX века. Все ненормально затихло. Пляж Санура пуст. Мы размышляем об увиденном вчера колоссальном зрелище.
Буди и я продолжаем нашу вахту в Бесакихе. Мэгги остается в Сануре, фотографируя балийцев, готовящихся к паломничеству в Бесаких. Мы же на другом конце фотографируем тех, кто прибывает туда и молится. Толпы такие, что в деревню Бесаких практически невозможно ни попасть, ни выбраться из нее.
На протяжении 42 дней между taur и завершением Эка Даса Рудра в первую неделю мая в Бесакихе должен побывать каждый балиец. По меньшей мере, ожидается, что каждая семья пошлет представителя - раз уж она не может выбраться целиком. Кажется, что практически все из 2,5 миллиона балийцев уже прибыли. Это место ежедневно заполняют толпы людей, а в выходные их вдвое больше. Деревенские соседские организации -
БАНДЖАРы - по всему Бали нанимают гигантские грузовики, ежедневно отвозящие их членов в Бесаких.
Некоторые едут на собственных мотоциклах.
Остальные - на автобусах или bemo [маршрутках]. Со спускающимся от Бесакиха по извилистой горной дороге древним автобусом чуть не происходит трагедия, когда он не может вписаться в тесный поворот. Он переворачивается - и от падения в пропасть его спасает лишь мощная кокосовая пальма. Но никто не пострадал. Это никого не удивляет: в конце концов, находившиеся в нем пилигримы только что помолились в Бесакихе…"
Продолжение следует