"С неба вниз семь лучей
Солнца направляют
Воды, потоки океана.
Они заставили отпасть твое жало". Атхарваведа VII.112.1
Приведенная выше цитата, считают балийские богословы, является аллегорией следующего процесса: лучи солнца падают на весь мир, включая океан, заставляя его воды испаряться и становиться паром и облаками, которые затем проливаются на горы дождем. Если леса на их склонах будут густыми, вода впитается в землю, оплодотворив ее и тем самым неся изобилие всему живому на земле, включая людей…
Но, строго говоря, последнее - уже тема следующего, последнего рассказа о "
ШЕСТЕРКЕ ГЛАВНЫХ" балийских храмов. Сегодня же мы - в предпоследнем из них Pura Gua Lawah в Клункунге (
КАРТА) возносим хвалу Богу в Его проявлении как Dewa Laut (Бог моря), или, по-балийски, B(h)atara Tengahing Segara (Бог центра моря aka Варуна (Waruna=Baruna) - см. также
ЗДЕСЬ).
В откровенно шиваитской лонтаровой хронике Prekempa Gunung Agung рассказывается, как Шива послал индусскую Троицу спасать мир: Брама воплотился в одного из двух мировых змеев Анантабогу, Вишну - во второго змея Басуки, …
…а Ишвара - в нигде более не встречавшегося автору змея Таксаку (UPD: зато с ним встречался
arkadi.marin, которому спасибо большое за
ЭТОТ ЛИНК).
Басуки повернул голову к океану, чтобы его воды обратились в пар, а затем - и облака (хвост змея превратился в гору, а чешуя на нем - в густой лес). Вот эту-то самую главу Мирового Змея…
…и символизирует храм Goa (Gua) Lawah ("Храм у пещеры летучих мышей" - вот она, эта пещера…)
…тогда как хвост - тот самый "Храм Царской пещеры" в
БЕСАКИХе, о котором мы мелком упомянули
ЗДЕСЬ (кстати, существует легенда, согласно которой раньше эти пещеры были соединены друг с другом, и 25-километровый проход завалило лишь в результате землетрясения 1917 года. Последним по нему, гласит другая легенда, прошел много-много лет назад один из князей
МЕНГВИ).
Название Pura Goa Lawah встречается во множестве лонтаровых хроник (в частности, Usana Bali и Babad Pasek, также см. эпигаф
ЗДЕСЬ). Как и в случае с остальными храмами "шестерки", его основание приписывается все тому же
МПУ КУТУРАНу. То есть, Гоа-Лавах, судя по всему, существовал уже в XI веке (обычно основание датируют 1007-м годом), а в XV был расширен и перестроен и принял нынешний вид.
А еще Бесаких на склоне Гунунг-Агунга и Гоа-Лавах на берегу Ломбокского пролива символизируют собой другую пару: лингам и йони (первый является символом Пуруши (см. также
ЗДЕСЬ), а второй - Праданы).
Заходим?
У расположенного непосредственно перед входом в пещеру жертвенника Sanggar Agung…
…молятся Sang Hyang Tunggal (Богу Единства) о том, чтобы описанный в эпиграфе процесс шел своим чередом, неся процветание и изобилие миру и людям.
Трехярусная "пагода"-мЕру посвящена Bhatara Andakasa (см.
ЗДЕСЬ), а два павильона -
ДЕВИ-ШРИ (Gedong Limasari) …
…и Вишну (Gedong Limascatu), хотя с тем же успехом в них можно молиться и Басуки с Сегарой…
P.S. (Пи)одалан в Гоа-Лавах проводится по Anggara Kasih Medangsia (примерно через десять дней после кунингана). А кроме того, здесь и в "Царской пещере" проводятся завершающие собой
НГАБЕНы церемония Nyegara Gunung - заключительная часть более широкой Atma Wedana (Nyekah = Memukur = Maligia).
P.P.S. Ну, а вылет летучих мышей из пещеры на закате…
…мы смотреть не стали: видели мы (
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ) лиллипутов и покрупнее :-)