"Всеобъемлющее исследование балийского танца невозможно". Mark Hobart, Rethinking Balinese Dance, 2006
"Он, вне всякого сомнения, был великим художником, но в ходе работы с ним я часто задавал себе вопрос, не сыграл ли он столь же замечательную роль и как музыкант… Величайшие музыкальные дарования Шписа проявились не в области игры на пианино, дирижирования или преподавания, но в изучении аборигенной музыки. Сначала в Джокье, затем на Бали он как никто другой проник в секреты и сущность музыки княжеств и Бали". Jaap Kunst, 1945
Заснять (или записать) и воспроизвести, что происходит в какой-то конкретной области в Индонезии вообще и на Бали в частности - дело не столь уж хитрое. Намного труднее хотя бы в первом приближении понять сущность происходящего самому (для этого нужны не только отсутствие предубеждений, но и большое терпение, а главное - время, время и время…) Но самое сложное - потом объяснить другим, что именно они видят (или слышат), и почему это интересно.
"В 1931 году некий “Dr. Friedrich Dalsheim” [режиссер
ФИЛЬМА INSEL DER DÄMONEN] записал три восковых цилиндра балийской музыки, которые в 1932 году были направлены в Берлинский архив фонограмм. Эрих Мориц фон Хорнбостел (1877-1935), который в те времена был директором архива, явно не счел записанные звуки качественными или представляющими интерес, поскольку все, что он сказал об этих цилиндрах, так это: “Geschnatter” (тарабарщина). И впрямь, в ходе первого прослушивания этих записей их трудно счесть “музыкой”. Без какой-то сопровождающей информации о контексте, записи трудно оценить по достоинству или счесть важными". Kendra Stepputat, The Genesis of a Dance-Genre: Walter Spies and the Kecak, 2010
Еще труднее объяснить это тем туристам, кто меряются друг с другом числом посещенных за день храмов и весь накал своих страстей направляют на то, чтобы не дать себя "обмануть" (
ПРИМЕР). В итоге, придя на то же
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КЕЧАКА, они просто не понимают, куда они попали, и что именно им будут показывать - а потому и частенько уходят разочарованные («Представление было достаточно однообразным, пока не начались шутки с керосином» (с) …)
После прочтения
ВСЕ ТОЙ ЖЕ КНИГИ (
НАЧАЛО рецензии) и обильно цитируемой ниже статьи Степпутат специально по данной теме кое-что написанное о кечаке ранее придется несколько уточнить. Прежде всего, вновь подчеркну, что сам Шпис никогда не утверждал, что он изобрел этот танец. Он сделал несколько иное…
"О чем я пока не нашел упоминаний в Вашей книге, так это о том, как балийцы поют без
ГАМЕЛАНа, особенно - о необычных хорах в sanghyang dedari... Эти священные танцы, с их особой атмосерой... и жестами... были моим самым сильным впечатлением, увезенным с Бали". Письмо Кунсту 1925 года
Впервые Вальтер увидел ритуальный танец "божественных нимф" санхьянг дедари как раз в Убуде, во
ДВОРЦЕ князей Сукавати.
"Мнения относительно того, кто именно - Вальтер Шпис или Лимбак [род. 1897 и уже ко времени первой встречи со Шписом стал знаменитым в Бедулу исполнителем танца
БАРИС], совместно с обитателями деревни
БЕДУЛУ, - сыграл наиболее важную роль в создании новой формы, расходятся. Некоторые даже считают, что главную роль сыграла американская танцовщица Катаран Мершон, хотя никаких исторических свидетельств или упоминаний именно о ней не существует. Изучение исторических материалов показывает, что Мершон и деревня Бона сыграли небольшую роль в дальнейшем развитии кечака как представления для туристов. Но двумя ключевыми фигурами, обе из которых были одинаково важны, на самом деле, являлись Шпис и И Ваян Лимбак". Kendra Stepputat, Ibid.
"В “Insel der Dämonen” sanghyang впервые был вырван из [ритуального] контекста - он был исполнен не ради экзорцизма, но в эстетических целях…" - пишет Степпутат.
Об этом можно говорить с уверенностью, отмечает она, поскольку сохранилась запись этого танца, отснятая еще в 1926 году…
На самом деле, как пишет Стоэл, с фильмом все обстояло даже несколько сложнее: "к июлю 1931 года Шпис уже планировал использовать танцы с трансом при развитии сюжета фильма Black Magic (“Insel der Dämonen”) - включая произведенную в ноябре потрясающую ночную съемку…"
Партитура Шписа для хора чак в санхьянге
"Первым шагом на пути к визуальной трансформации sanghyang'а в кечак стало изменение рассадки мужского хора из тесных, замкнутых кругов (как это видно на отснятом в 1926 году материале), в более широкие и более структурированные круги в “Insel der Dämonen”. Далее, в центре группы "чак" была размещена лампа [
DAMAR KECAK] - как мы можем предположить, для того, чтобы лучше осветить показываемые в фильме лица.
Такая лампа явно была новым изобретением, и по сей день этот damar kecak располагают в центре группы pengecak в качестве важнейшей детали любого представления кечака. Все остальные роли - женский вокал, процесс введения двух юных танцовщиц в транс и их танец в сопровождении хора чак абсолютно одинаковы - что в документальной съемке, что в “Insel der Dämonen”.
[Так что] в противоположность тому, что утверждают многие источники, “Insel der Dämonen” не содержит первое исполнение кечака: вместо этого Шпис организовал воспроизведение ритуала sanghyang лишь с небольшими изменениями". Kendra Stepputat, Ibid.
"…[Однако позже] сотрудничество между Шписом, селянами Бедулу и балийским танцором Ваян Лимбаком [привело к] изобретеню хореографии для хора чак. Этот новый чак, который был также отснят чрезвычайно детализированно для немого документального фильма Вики Баум (1888-1960) в 1935 году, отличается уже многим. Прежде всего и важнее всего, в нем нет никакого транса. Вдобавок, исчезает женский хор, тогда как мужской pengecak намного расширен. Хор впервые принимает участие в действии, превращаясь в “демонов” или “обезьян”, группы которых сражаются между собой. Однако самым важным добавлением стали танцоры, исполняющие партии соло. В отличие от нынешних представлений, все такие исполнители в раннем кечаке были членами мужского хора и не носили сложных костюмов, выходя из хора в тот момент, когда подходила их очередь выступать, и вновь присоединяясь к группе после этого." Kendra Stepputat, Ibid.
* * *
"Кунст [см.
ЧАСТЬ 2] писал [Kunst, Jaap 1946: Walter Spies als Musicus. In: Cultureel Indie, Leiden; Bd. 8, 25-27], что величайших достижений
ШПИСу как музыканту удалось добиться в исследованиях балийской музыки, которые, к сожалению, он так и не опубликовал". Kendra Stepputat, Ibid
Написанную в 1939 году в сияющих красных и зеленых тонах одну из своих последних картин "Скерцо для духовых инструментов" (на фото выше - фрагмент), сам Шпис считал неким новым началом и попыткой выразить музыку в пространственных терминах. К сожалению, она утеряна - так же как и большая часть творческого наследия Вальтера, но продолжение все же
СЛЕДУЕТ…
P.S. Конечно, занятия Вальтера музыкой и танцем на Бали не сводились только к кечаку, но обо всем в одном посте не расскажешь…