Двуречье-1: ВОЙНЫ И МИРЫ ИНДУИЗМА И БУДДИЗМА НА БАЛИ (+Индекс по Гианьяру)

Jan 13, 2012 03:00

Напомню, что "Cердцем Бали" в моем личном зонировании является ВОТ ЭТОТ (Зона 2) район острова, но ведь каждое нормальное сердце просто обязано иметь две собственные самые-самые главные части - качающие кровь желудочки. И на Острове богов и демонов они таки есть: роль первого из них, на мой взгляд, играет изобилующая крутыми и скалистыми ущельями узкая (шириной максимум десять километров, а в верховьях намного уже) долина между реками Пекерисан (Пакерисан - "Река КРИСА") и Петану ("Проклятая река "). Именно эта полоска земли и стала много веков назад ареной борьбы древнейших на Бали индуистских и буддийских царств.


Одно из отражений этой борьбы в памяти людей - битва между войсками Индры и полубожественного сына богини ОЗЕРА БАТУР Майя Данавы (кликнув гиперлинк выше, см. первую версию этой легенды. Вторая - ЗДЕСЬ), ...


(Это фото и 2 фрагмента ниже: картина на ткани неизвестного автора "Майя Денава". Техника: натуральные краски и прада, камасанский стиль. Оригинал находится в музее Пури Лукисан в Убуде).

…который в гневе на индуистских богов, не пожелавших излечить его жену - китаянку и буддистку - …


…после чего та скончалась, запретил молитвы и подношения богам, приказав вместо этого молиться ему самому (а это уже третья версия).
Богам это, естественно, не понравилось - и Индра собрал армию великую, чтобы покарать отступника, обладавшего волшебной способностью превращаться в любой предмет (а потому задача перед войском стояла непростая: Индра приказал ему рубить все, что под руку попадется).


Вдобавок, патих (премьер-министр) Майя Данавы создал и тут же проклял волшебную реку, которая отравила воинов Индры. В ответ Индра ударил посохом в нынешнем Тирта-Эмпуле (по другой версии - чуть к северо-западу, в деревне Манукая), и на этом месте тут же пробился волшебный источник святой воды, который оживил воинов и придал им сверхъестественные силы, чтобы они могли победить и убить Майя Данаву.
Это им в конце концов удалось, но из рта умирающего полубога хлынула ядовитая золотистая кровь, которая и стала рекой Петану.


И хотя на Бали после смерти Майя Данавы надолго наступило всеобщее счастье, все же на протяжении более чем тысячи лет воды Петану было запрещено использовать для питья, купания или даже орошения. Лишь в 1920-е годы было решено, что срок проклятия уже истек, и после подобающих церемоний запрет был снят.


UPD 30.10.12: Как и почему Двуречье стало Двуречьем хорошо видно на блестящей карте-схеме, заимствуемой мной из (с) A SHORT HISTORY OF BALI: INDONESIA’S HINDU REALM by Robert Pringle:


Короче говоря: фильтрующиеся через километры пористых вулканических пород воды крупнейшего на Бали озера Батур выходят ниже по склонам кальдеры Батур сотнями чистейших источников, сливающихся потом в Пекерисан и Петану - идеальное место для создания первых систем орошаемого рисоводства, а значит - и первых серьезных государств…

Своего рода "северным центром" этого района, который с полным на то основанием можно условно назвать "одним из двух самых-самых настоящих Бали", является ТАМПАКСИРИНГ (КАРТА), в деревнях вокруг которого можно найти буквально десятки античных памятников, включая руины ПРАСАД.


(Рисунок в батуанском стиле И Кетут Нгендона (1903-46) "Священные воды Тампаксиринга" - 1932 г. Оригинал находится в музее Пури Лукисан в Убуде)

И снова: в памяти балийцев эти века трудов их предков сохранились в виде легенды о великане-строителе по имени Кебо ("кербо" = "буйвол") Ива ( ПОДРОБНЕЕ), который вырывал огромные куски скал голыми руками (точнее - ногтями), получив для этого волшебные силы от божества УЛУВАТУ. Потом доверчивого великана обманом заманили на Яву, где владыка империи МАДЖАПАХИТ обещал найти ему жену нужного размера. Поняв в конце концов, что его обманывают, и предчувствуя грядущее поражение Бали, Кебо Ива позволил похоронить себя заживо, став причиной вулканической активности на Яве.
Самой северной точкой нашего маршрута станет древний храм Пура Гуманг (старое полное название: Пура Паи Гуманг: "Храм молитв богам") близ той самой упомянутой выше деревни Манукая (ее собственное старое название Manuk Raya означает "большая птица"):


UPD 16.01.12: Северная граница переносится на полтора километра севернее - именно на таком расстоянии от Пура Гуманг по той же дороге (справа) находится не менее интересный храм Пура Пенемпахан, заставляющий вспомнить времена Маджапахита:

А в храме Пура Сакенан в этой самой деревне …


…(кстати, наш новый знакомый - 79-летний житель Манукаи бапак И Дева Кетут Керсо...


… - говорит, что "Сакенан" - это искаженное "Шакьямуни". Ничего так себе название для индуистского храма?)

Да, так в Пура Сакенан мы как-нибудь вместе поищем полурасшифрованную надпись об основании купален Тирта-Эмпул в день полнолуния четвертого месяца ("пурнама капат") 882 года балийского календаря сака (= 960 год н.э.)
Кстати, поблизости от Манукаи заглянем и в интереснейший храм Пура Тегех (полное название: Пура Алас Тегех = "Храм высокого леса"):


А южную границу балийского Двуречья проложим, во-первых, по также уже показанной вкратце (позже займемся и этим более подробно) ГОА-ГАДЖА (КАРТА). Рассказать детально об этой смеси буддизма и индуизма просто необходимо: ведь там можно найти не только пещеры для медитаций и статуи Будды; не только священные купальни и храм со статуей (возрастом в тысячу лет!) великанши-пожирательницы детей Харити (в балийской версии она их истребляла посредством черной магии), которую обращение в буддизм превратило в их защитницу…
(Вот она, эта волшебная трансформация на храмовой занавеси в камасанском стиле из Клункунга - 1890 г., автор неизвестен. Оригинал висит в МУЗЕЕ НЕКИ в Убуде






… (кстати, яванские хроники XIV века вообще упоминают Гоа-Гаджа в качестве одного из главных центров балийского буддизма); но и три лингама Шивы, а также статую его сына ГАНЕШИ.


А самое интересное заключается в том, что эта смесь элементов двух религий прослеживается с VIII по XIV века (семь веков сосуществования на одном месте!), причем раскопки в Гоа-Гаджа проводились пока на глубине не более десяти метров - и что там лежит внизу, еще только предстоит узнать.
А во-вторых, эта граница пройдет по лежащей поблизости ныне тихой деревушке Бедулу (искаженное Beda Hulu - "Безглавый"). Столь неожиданное название обязано своим существованием еще одной легенде - о некогда правившем одноименным царством могучем царе, который настолько великолепно владел медитацией, что мог без всякого ущерба для организма отделять на некоторое время свою голову от тела. Но однажды он поскользнулся, и голова упала в бурную реку, после чего слуга срочно примастрячил ему на плечи голову пробегавшей поблизости свиньи.


На пользу царю такая замена не пошла: он становился все более жадным и повадился вести себя все отвратительнее и отвратительнее. А в конце концов вообще перестал выходить к подданным, построив высокую башню, перед которой все должны были преклоняться ниц, чтобы не видеть его мерзкой свинской рожи.
Все это безобразие длилось до тех пор, пока царя не разоблачил патих Маджапахита ГАДЖА МАДА, воспользовавшийся сосудом с длинной ручкой, благодаря которому он смог увидеть отражение истинного облика царя.


Вот эта история на рисунке художника И Томблоса (1912-?) "Гаджа Мада, патих Маджапахита". Батуанский стиль, 1934 г. Оригинал находится в музее Пури Лукисан в Убуде:


Кстати, самого Гаджа Маду уже в наши дни, в свою очередь, разоблачил г-н СВЕТЛОВ :-)
Легенды - легендами, но из истории мы знаем, что правивиший на Центральной и Восточной Яве накануне основания Маджапахита Кертанагара, действительно, завоевал царство Бедулу и взял в 1284 году в плен его королеву (что означает также невозможность для Гаджа Мады участвовать лично в этих событиях: он жил позже).
Да, по одной из версий, исконная голова свинского правителя была потом выброшена рекой в Гоа-Гаджа - и живет там до сих пор вот в таком виде:


Именно благодаря этому изображению Гоа-Гаджа ("Слоновья пещера") и обрела свое нынешнее название: дело в том, что первые европейцы, увидевшие его в 1923 году, решили, что это - Ганеша. Хотя старое название - Lwa Gajah ("Слоновьи воды") - несомненно, более точно.
Да, как водится на Бали, многие местные жителей считают, что это изображение - голова вовсе даже не царя без головы на плечах, а Кебо Ивы.

В Бедулу есть еще что посмотреть: и источник Йех-Пулу (с, возможно, самыми интересными на Бали барельефами вокруг него), …


UPD 15.06.12: ...и дивный храм богини Дурги на Горе Дхармы, …

…и важнейший для понимания истории религии на Бали храм Пура Самуан Тига, главные ворота которого…


…построил родившийся в этой деревне самый знаменитый балийский художник И Густи Ньоман ЛЕМПАД (1862?-1978)…


(Рисунок Лемпада 1950 года "Сита доказывает свою невиновность". Оригинал находится в музее Пури Лукисан в Убуде)

Аллюзия: меня самого удивило, насколько полно удалось проиллюстрировать этот пост не столь уж большим числом классических балийских картин, отснятых ранее в убудских музеях. И это является еще одним подтвреждением той колоссальной роли, которую сыграло Двуречье в истории и культуре Бали.

Каким именно маршрутом мы будем далее продвигаться по этому району, я пока не решил. Но что рассказ будет вскоре продолжен - обещаю.
P.S. Как-куда-проехать в районе Тампаксиринга ("Т" - Т-образный, "+" - обычный перекресток):
к Манукае: прежде всего, надо найти "+" трассы Педженг/Тампаксиринг/Батур, на котором с этой трассы съезжают направо на Тирта-Эмпул/Кинтамани. От нас на него можно выйти двумя способами:
1. вниз по ул. Андонг, через 300 м на статуе Арджуны налево, на 2,9 км пути на "Т" - направо, на 3,2 км на "Т" - налево; на 3,5 км на "Т" - налево, и мы оказываемся на этой самой трассе на Тампаксиринг
14,3 км с начала пути - справа Пура Гунунг Кави
14,8 км - "+": направо на Тирта-Эмпул (будет слева через 600 м, ...

UPD 16.01.12: Сразу после поворота на Тирта-Эмпул с тампаксирингской трассы - справа съезд к еще одному храму, больше напоминающему яванские чанди, чем современные балийские - Пура Менгенинг:
 

...затем через 700 метров слева - удивительный индуистский храм с буддийской ступой(!) Пура Пегулинган, …


…и еще через 1,8 км - слева "Деревня белой магии"), …


…прямо на Манукаю, налево на Тегал-Лаланг
2. вверх по ул.Андонг; через 12,1 км (после белого двухэтажного здания с розовой надписью Bintang Mart - слева) - малозаметный съезд-спуск направо; через 400 м - съезд налево на Гунунг-Кави-Себату …


…(до него 300 м; не путать с просто Гунунг-Кави!), но мы едем прямо; через 800 м на "Т" - налево; еще через 1,4 км - на "Т" налево; еще через 1,3 км мы на том же "+" (отсюда Манукая налево, Тирта-Эмпул - прямо)
Как-проехать с этого "+" на Манукаю:
через 0,5 км - справа Истана Тампаксиринг;
еще через 400 м - еще один важный "+". На нем:
1. налево, через 200 м - направо и еще через 400 м справа от дороги - будет Пура Сакенан
2. Если двигаться потом дальше в том же направлении, то через полтора километра справа сквозь просеку (не пропустите!) вы увидите Пура Гуманг.
3. А если на том же втором "+" взять направо и через 100 м повернуть налево, то еще через 300 м будет Пура Тегех

UPD 30.08.12: Как-куда-проехать в районе Педженга: см. выше пункт 1 в пути к Тампаксирингу, и после большого храма слева (он там один такой) на втором "+" (буквально метров через сто после храма) взять направо, через 400 м изгиб дороги вправо, а налево вниз - спуск к чанди Клебутан:


Если же ехать прямо, то на 3,2 км сделать поворот не налево, а направо - и выедем на тампаксирингскую трассу чуть южнее - точно к Пура Пенатаран Сасих.
Если на этом перекрестке ехать прямо, через 0,5 км напра-налево, 1,0 - на "Т" налево, то 1,7 км слева - Пура Пенгукур-укуран и Гоа-Гарба:


Если на "+" с трассой повернуть направо, то через несколько километров справа - Пура Пусеринг Джагат.
P.P.S. Да, второй "желудочек Сердца Бали"- это зона вокруг Клункунга, о которой я также пока рассказывал незаслуженно мало - пока есть только ВОТ ЭТО.

P.P.P.S. А еще я воспользуюсь это возможностью, чтобы в рамках альтернативного зонирования (см. его начало - КАРАНГАСЕМ) дать здесь обещанный в заголовке ИНДЕКС ПО БАЛИЙСКОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ РАЙОНУ ГИАНЬЯР, где и находится все это богатство:
1. Прежде всего, там также расположен УБУД, где мы сейчас живем (upd сейчас уже вот ЗДЕСЬ), и окружающее его ПРИУБУДЬЕ . А посему специальный ПОДИНДЕКС по этим краям из-за его объемности пришлось поселить отдельно.

2. Бедулу и окрестности:
Гоа-Гаджа; Пура Самуан Тига; Пура Букит-Дхарма/Дурга-Кутри; "столица" и храмы; Йех-Пулу; Музей Бедулу; перекусить и/или остановиться

3. Педженг и окрестности:
"Луна Педженга"; " Пуп Вселенной"; " Храм, где измеряют все"; Чанди Клебутан;

4. Гунунг-Кави

5.Тирта-Эмпул и окрестности:
Собственно Тирта-Эмпул; Гунунг-Кави; Пура Менгенинг; Истана Тампаксиринг; Пура Пегулинган; Деревня белой магии; Пура Алас Арум;

6. Манукая и окрестности
Пура Сакенан; Пура Пенемпахан; Пура Гуманг; Пура Тегех; Пура Гунунг Кави Себату и купальни; Мастера деревни Себату

7. Батубулан и окрестности:
Пура Пусех; Челук;

8. Сукавати: Зоопарк; Сафари

9. Батуан

10. Город Гианьяр: Ночной рынок и как на нем перекусить

11. Пляж Саба

UPD 27.01.12: BB об истории Бали до XV в. (Bahasa!)
UPD 31.01.12: BB о Кебо Иве (Bahasa!)

pura, culture, bali, art, religion, history, как-проехать

Previous post Next post
Up