О ДЕВСТВЕННОМ БУЙВОЛЕ и ГОРЬКИХ ЗОЛОТЫХ ЯБЛОКАХ

Sep 06, 2012 02:15

Есть только два персонажа балийского фольклора (они же, судя по всему, также и исторические фигуры), различные версии легенд о которых настолько полярны, что сама эта противоположность их оценок является свидетельством кипевшей вокруг них острейшей борьбы идей и религий, империй и царств.
Это - МАЙЯ ДАНАВА, несколько версий легенды о котором я уже рассказал (см. первую под гиперлинком выше), олицетворяющий собой какие-то давние конфликты и борьбу индуизма и буддизма на домаджапахитском Бали. Но если сейчас мы встречаем на Бали практически исключительно негативную оценку Майя Данавы (вся разница между различными версиями заключается лишь степени этой негативности, что не удивительно: историю в данном случае писали победившие индусы - ведь не случайно получившийся в итоге на Бали сплав двух религий называют индобуддизм, а не буддоиндуизм), то оценки второй фигуры противоположны диаметрально.
Знакомьтесь - это уже упоминавшийся мной ЗДЕСЬ Kebo Iwa (Yuwa) aka Kebo Wandira aka Kebo Wanara aka Kebo Taruna (большинство этих имен означает, однако, одно и то же - "буйвол-девственник") - символ борьбы балийских царств за независимость от Явы (по одним версиям), или же злобный великан-людоед (по другим).


Было бы грубейшей ошибкой считать подчинение Бали Явой (что в XIV веке при патихе ГАДЖА МАДЕ, ...


(Этот новенький памятник Гаджа Маде только что установили у нашего полийцеского участка в Убуде)
…что в XVI веке, когда на Остров бежала элита разгромленной победившими мусульманскими султанатами империи Маджапахит) каким-то разовым, скоротечным и однозначным актом. Нет, это был вообще не акт, а начавшийся задолго до Гаджа Мады процесс, причем шедший на протяжении этих веков очень и очень по-разному (в качестве примеров могу привести истории ЯВАНСКОЙ КОРОЛЕВЫ БАЛИ XI века, и ее сына, ставшего в том же веке БАЛИЙСКИМ ОСНОВАТЕЛЕМ МОЩНОГО ЦАРСТВА НА ЯВЕ).
Но главное - не было, судя по всему (и подчеркнем для объективности - на взгляд автора, который я, впрочем, попытаюсь позже обосновать отдельно) на Бали до маджапахитского "завоевания" какого-то единого царства: вся совокупность сохранившейся информации просто заставляет прийти именно к такому выводу.


Уложить все то, что я намерен рассказать в этой связи, в один пост снова нереально, поэтому сегодня расскажу вам лишь самую порочащую честь Кебо Ивы версию легенды (а скудные исторические данные о нем и более лестные версии приведу позже в отдельных постах, посвященных двум непосредственно связанным с его именем храмам поблизости от нас), а во имя справедливости также объясню вам сегодня же, почему Маджапахит получил это имя, в переводе означающее - "горький моджо".
Вот вам пока фото этого самого МОДЖО (кстати, не удивляйтесь, что название империи передается через "а", а плода - через "о" - снова прелести яванского языка. С тем же успехом его можно называть и "маджа"):


Но сначала - поклеп (впрочем, как посмотреть) на Кебо Иву - или ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ НА БАЛИ ОЗЕРО и ВУЛКАН БАТУР:


"И вот снова наступил сухой сезон - и на Бали начался голод. Люди опустошали амбары один за другим, пока они не опустели все. А жил в те времена на острове очень свирепый и вечно голодный великан, которого звали Кебо Ива - и уж если наступал такой плохой сухой сезон, как в этот раз, то он просто впадал в безумную ярость. Вообще-то, Кебо Ива даже когда просто слегка проголодается, то тащит в рот все, что попадется под руку - и множество принадлежавшего балийцам скота упокоилось в его ненасытном желудке. А уж если он голоден по-настоящему и в ярости, то охотится на людей - и всех, кого поймает, съедает заживо.
Весь жители очень боялись Кебо Ивы, но ничего не могли с ним поделать: ну как обычный человек может противостоять такой силище? Но число жертв великана все росло и росло, и тогда староста деревни собрал ее жителей на совет, чтобы вместе найти способ, как убить Кебо Иву. И после долгого обсуждения они, наконец, нашли такой [чисто балийский] способ: надо притвориться, что людям никак не обойтись без помощи великана в восстановлении храмов и домов, которые он же и разрушил. А взамен староста пообещает дать Кебо Иве так много еды, что тот никогда уже не будет голоден.
Услышав о таком щедром обещании, Кебо Ива очень обрадовался и быстренько отстроил все разрушенные им дома и храмы. А тем временем жители деревни собрали очень много извести (мела?). Великан удивился, увидев ее, и спросил: зачем селянам такая куча извести? А затем, чтобы построить Кебо Иве огромный-преогромный дом, ответили они, осчастливив тем великана, который всегда хотел тоже иметь свой дом.
А тем временем, покончив с восстановлением храмов и домов селян, Кебо Ива начал рыть колодец. Инструментов у него не было, а потому пользуется он для этого своими гигантскими пятернями. По мере того, как колодец становился все глубже, великану приходилось тратить все больше и больше трудов для того, чтобы из него вылезти, а потому, в конце концов, он стал ночевать прямо в нем.
И вот однажды, когда Кебо Ива крепко спал в глубокой ямище, староста деревни собрал селян у колодца и приказал им засыпать его известью. Сначала Кебо Ива ничего не замечал, но когда слой извести поднялся до его носа, он чихнул - и проснулся. Но староста тут же велел завалить колодец - в котором и нашел свой конец великан, кожа которого сгорела от реакции извести с подземными водами.
Так Кебо Ива оказался похоронен в колодце, который вырыл сам. Ну, а много-много лет спустя этот колодец стали называть озером Батур, а кучи выброшенной им земли - горой Батур.



(Этот монумент Кебо Ивы стоит на одном из перекрестков на трассе между Убудом и Сануром).

Ну, а теперь - о моджо (Aegle Marmelos Correa); англ. - Bengal quince, golden apple, stone apple; инд. - maredu (Andhra Pradesh), bel (Bengal), bil (Gujrat), bael, bil (Himachal Pradesh), bael (Hindi), bilpatra, kumbala, malura (Karnatka), vilwam (Kerala), bilwa (Sanskrit), kuvalum (Tamil Nadu).


Священное дерево, посвященное Шиве (видимо в силу его целебных свойств, о которых поговорим чуть ниже).


В Индонезии обычно встречается довольно редко, но на Восточной Яве есть даже целый район, который так и называется: Mojokerto.
…Когда войска Радена (принца) Виджаи (основателя Маджапахита, короновавшегося под именем Кертараджасы Джаявардханы) вырубали леса Тарик, чтобы устроить там лагерь, один из воинов проголодался (видите? Опять двигателем прогресса выступает голод) и решил поискать пищу в самой чащобе - но нашел там лишь большие круглые плоды моджо:


Что делать? Пришлось есть их. Но, попробовав один из плодов, воин закричал: "Ой, какой же горький (pahit) этот моджо!"
Вот так и родилось название Маджапахит.

Ну и, как обещал, о целебных свойствах, которыми обладают все части дерева: корни, листья, кора, плоды и семена.
Сушеные незрелые плоды останавливают кровотечение и способствуют пищеварению, лечат расстройство кишечника и дизентерию.
Зрелые плоды являются простым и эффективным средством от расстройства кишечника.
Отвар из корней и коры лечит лихорадку. Корни также утоляют желудочные боли в животе, помогают от учащённого сердцебиения и болезней мочеполовых путей.
Горячий компресс из листьев лечит офтальмит.


Кроме того, в Индии из мякоти плодов готовят сладкий напиток.
Примечание: у меня есть сильное подозрения, что моджо в Индии и в Индонезии резко отличаются по своим свойствам (снова к вопросу о применимости на Бали классической аюрведы). Если индийские источники предлагают готовить из него сладкие напитки и десерты, то в Индонезии постоянно звучит мотив о горечи этого фрукта - а порой даже о его ядовитости (впрочем, доказательств нет). Но то, что в Индонезии экстракт из плодов при втирании в кожу отпугивает комаров - судя по всему, правда.


Да, моджо - это еще и ИНСЕКТИЦИД, АНТИОКСИДАНТ и джаму, помогающее ОТ ГРИБКОВ. КАК РАСТЕТ 
P.S. Ну и до кучи селю здесь же…

…ИНДЕКС постов, связанных с Кебо Ивой:
Кто создал Нуса-Дуа?
" Храм, где измеряют все"
След на камне 
 

bali, java, art, flora, jamu, history

Previous post Next post
Up