От Прамбанана до Эрланги-3: ЭРЛАНГА В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ, а также ИСКУШЕНИЕ АРДЖУНЫ

Nov 18, 2011 07:30

В третьем и заключительном посте начатой ЗДЕСЬ минисерии вернемся в мрачные времена яванского средневековья, но наперекор всему, сосредоточимся не на оной мрачности, а на более жизнеутверждающих моментах. Прежде всего - на мельком упомянутой во ВТОРОМ ПОСТЕ интереснейшей фигуре ЭРЛАНГИ (Airlangga, Erlangga), которая и в наши дни символизирует вечный культурный мост между цивилизациями Явы и Бали.
Вот этот правитель, ассоциирующийся у яванцев и балийцев с образом АРДЖУНЫ (почему - расскажу ниже), …


…изображен на ГАРУДЕ в виде бога Вишну (фото тоже из музея Тровулана - см. предыдущий пост минисерии)…


(На фото: взгляд в небо в храме Врингин-Лаванг в Тровулане)

Рака Ишалу Шри Локешвара Аирланга Анантавикрамавармадева - первый и последний правитель основанного им восточнояванского царства Кахурипан (Kahuripan) - родился в 991 году н.э. на Бали, а скончался в 1049 году на Яве, так что символично даже само его имя: Эрланга означает "пересекший воду". Он был сыном сестры правителя восточнояванского царства Меданг (Medang) королевы Махендрадатты (Mahendradatta) из династии Ишьяна (Isyana) и балийского раджи Удаяны (Udayana) из династии Вармадева (Warmadewa).
Молодость Эрланга провел при дворе своего дяди Дармавангсы (Dharmawangsa), который в те годы бросил вызов самой контролировавшей Великий путь специй суматранской морской империи Шривиджая и даже пытался захватить ее СТОЛИЦУ. Эта попытка, однако, оказалась неудачной, и в результате мятежа 1006 года была разрушена столица самого Меданга, а Дармавангса убит вместе со всеми своими родственниками. Спасся только 16-летний Эрланга, избравший жизнь отшельника в яванском местечке Воногири.
Но уже к 1019 году принцу-отшельнику удается объединить под своим правлением несколько районов Меданга, рассыпавшегося после смерти Дармавангсы на отдельные княжества, а затем основать новое царство, охватившее значительную часть Центральной и Восточной Явы и даже Бали. Эрланга заключил мир со Шривиджаей, а по некоторым данным, даже взял жены принцессу этой империи. По крайней мере, мы знаем точно, что этот принц-индус покровительствовал как собственной религии, так и буддизму и даже построил в 1035 году посвященный его супруге буддистский монастырь Шривиджаяшрама (Srivijayasrama - снова мы видим на Яве ту же картину сосуществования буддистов и индусов, как и в случае с Прамбананом). Именно в годы правления Эрланги впервые стали стремительно расти расположенные вдоль Великого пути специй северояванские торговые порты.

Эрланга в литературе
Еще в 1035 году придворный поэт эмпу Канва (Mpu Kanwa) создал единственное свое произведение, которого, однако, хватило, чтобы обессмертить его имя в веках: на Бали этот текст до сих пор читают не только в литературных клубах, но даже и в ходе храмовых церемоний. Написанная эмпу Канвой поэма (kakawin) "Арджунавиваха" - "Свадьба Арджуны"), хотя и основывалась на древнеиндийском эпосе Махабхарата, все же одновременно была и аллегорией по мотивам биографии Эрланги.


(Фото: рукопись на КАВИ)

Поэма рассказывает как АРДЖУНА - один из пяти братьев-Пандавов, сыновей царя древнеиндийской Астинапуры, и воплощение ведического бога Индры (который, в свою очередь, позже стал считаться воплощением Шивы) - силой своей медитации смог победить тщеславие и похоть и стать великим героем.
"Не из стремления насытить свои чувства, как если бы он жаждал только мирского,
А целью его были торжество добродетели - он стремился к счастью мира", - писал Эмпу Канва.
Итак, снова (как и в первом посте) мы встречаемся с могучим, но злым царем, которого на сей раз зовут Нивата Кавача (Niwata Kawaca), который правил королевством Иман-Имантака (Iman Imantaka). Покорив множество соседних царств, непобедимый царь возжаждал любви жившей при дворе громовержца Индры небесной девы-дедари Деви Супрабы (Dewi Supraba)…


… - и даже осмелился взять этот небесный дворец в осаду (после того, как Индра буквально чудом успел в последний момент запереть перед его воинством ворота).
Пришлось Индре искать помощи в мире людей - и выбор его пал на Арджуну, который как раз медитировал на горе Индракила, следуя совету некоего мудреца, …


…что только так он сможет заполучить необходимое ему волшебное оружие - стрелу Пасопати (Pasopati/Pasupati).

Танцующий Арджуна
Вот как раз с этого момента в повествовании "Арджунавивахи" и начинается показанный в ходе "культурного ужина" танец Легонг Минтарага (Legong Mintaraga), …


…поставленный известным хореографом, 64-летней внучкой последнего раджи восточнобалийского княжества КАРАНГАСЕМ Анак Агунга Багус Джелантика (Anak Agung Bagus Djelantik) Аю Булантрисной Джелантик (Ayu Bulantrisna Djelantik) в стиле местечка Пелиатан близ Убуда. Как и многие балийские дети, она занималась танцем с семилетнего возраста.


Ее целью было не создать очередное массовое шоу для туристов, когда сотни зрителей смотрят на десятки танцоров издалека, рассказала она автору, но воссоздать атмосферу классического балийского танца, главную нагрузку в котором несут говорящие на своем особом языке движения разработанных с самого раннего детства гибких пальцев и удивительно выразительных глаз танцовщиц.








Легонг как есть
Да, легонг - один из самых знаменитых балийских танцев - исполняется именно и только танцовщицами, которые, однако, по ходу развития сюжета могут исполнять самые разные роли, причем не только мужчин, но и, как вы увидите дальше, богов, животных и демонов. При этом совершенно не обязательно меняется сам их костюм: стоит танцовщице надеть маску, …


…добавить новую деталь костюма или даже просто взять в руки, скажем, веер - и перед вами уже совершенно другой персонаж.




(Вот, кстати, еще одна причина, по которой классический балийский танец невозможно нормально смотреть издали: важная каждая деталь…)

"Все балийские княжества имеют свою собственную версию легонга, - рассказывает Аю Джелантик. - Научиться танцевать его не просто: у легонга есть много правил, которым надо следовать в точности".
Правила эти касаются собственно танца, а вот писаному сюжету легонг следует весьма и весьма приблизительно.


Это - самостоятельное хореографическое произведение, и, как и во всех других классических балийских танцах, главным в нем является не сюжетная линия, а движения танцовщиц, которые каждый из зрителей может домысливать по-своему.


Легонг Минтарага
Все же постановщица, дедом которой по материнской линии был знаменитый в прошлом веке голландский дизайнер-авангардист Пит Цварт (Piet Zwart), в честь которого назван институт искусств в Роттердаме, не удержалась и от экспериментов. Если в классических легонгах выступают лишь три танцовщицы, то в легонге Минтарага (кстати, второе слово - название пещеры, в которой медитировал Арджуна) их число увеличено до шести.


Более того, Аю Джелантик смело использовала музыку, написанную жившим на Бали в 30-е годы канадским композитором и следователем яванско-балийского оркестра гамелан, другом Вальтера ШПИСА Колином Макфи (Colin McPhee) - его знаменитый "Ноктюрн".
"Итак, сегодня вы увидите историю Арджуны, которому пришлось отказаться от всего мирского", - заключает постановщица под аплодисменты собравшихся в центре Джакарты зрителей.


ВИДЕО:

image Click to view



Будущего героя надо было испытать, и Индра (впрочем, в танце действует уже не Индра, а Шива) посылает семь прекрасных дев-дедари во главе с Деви Супрабой, …




…чтобы соблазнить Арджуну, оторвав того от медитации.




Герою, однако, удается устоять перед искусом, а Индра-Шива уверяется в правильности своего выбора.
О возможном новом союзнике богов узнает царь-злодей Нивата Кавача - и посылает убить Арджуну демона Момонг Мурку (Momong Murka).
В отличие от наших домашних мурлычущих мурок, Момонг Мурка больше похож на огромного кабана, …


…и ему удается отвлечь героя от медитации, начав разрушать расположенную поблизости деревню.


Арджуна убивает демона, но обнаруживает у мертвой туши некоего охотника. Каждый настаивает на том, что кабана убил именно он, вспыхивает ссора, а затем и бой, в котором Арджуна терпит поражение.




Конечно, тут же выясняется, что таинственным охотником был ни кто иной, как Шива - и герой почтительно склоняется перед богом…






…и получает от него волшебную стрелу Пасопати, а сам Шива исчезает…

Хорошо смеется тот…
На этом танец кончается, но "Арджунавиваха" еще далека от завершения.
Посланец Индры просит Арджуну помочь в битве с Ниватой Кавачей, и хотя он честно предупреждает героя, что раджа-злодей непобедим, герой соглашается помочь, поскольку считает борьбу со злом своим долгом.
И тогда придумывается хитрость: к Нивате, чтобы разузнать его уязвимое место, подсылают небесную деву Супрабу, а ставший невидимым Арджуна следует за ней. Уверяя, что она не смогла найти счастья в небесном царстве Индры, Супраба не поскупилась на лесть, прежде чем задать главный вопрос: "Ваше Величество, Вы самый могучий царь в мире. Но что делает Вас таким могучим?"
"О, давным-давно боги даровали мне в награду за аскезу неуязвимость. Никакое оружие не может причинить мне вред - кроме…"
"Кроме?"
"Моя единственная слабость - язык. Если удар придется по нему, я немедленно погибну".
Слышавший этот разговор невидимка-Арджуна покидает дворец - и разрушает его ворота, чтобы в возникшем переполохе дать скрыться и Супрабе. Они переносятся в царство Индры, и разъяренный Нивата Кавача во главе армии чудовищ начинает его штурм.

…в предпоследней сцене поверженный Арджуна лежит перед торжествующим раджей-злодеем и молит о пощаде.
"Признаешь ли ты меня своим царем?" - спрашивает Нивата Кавача.
"Да, конечно, Ваше Величество, великий царь Иман-Имантаки", - отвечает хитрый герой.
И тут торжествующий Нивата Кавача, до сих пор тщательно скрывавший язык, на секунду теряет бдительность, начав хохотать. Этого достаточно: волшебная Пусопати убивает злодея на месте. А наградой для героя становится свадьба со всеми семью дедари, включая Супрабу: их "медовый месяц" на небесах длится на протяжении семи месяцев, …


…после чего Арджуна возвращается на землю для новых подвигов...

Конец истории Эрланги, с одной стороны, мрачен. А с другой - оптимистичен: его наследница принцесса Санграмавиджая (Sanggramawijaya) предпочла трону жизнь отшельницы, оставшись в народной памяти в качестве персонажа других яванских легенд. А сам Эрланга в 1045 году разделил свое царство между двумя сыновьями - и тоже вернулся к жизни отшельника.
Он скончался через четыре года после этого…

А ЗДЕСЬ - неожиданное продолжение

Еще об Эрланге:
Родители
Могила?

dance, bali, art, history, jakarta

Previous post Next post
Up