Выставка "Мечта о Париже" проходит в Хайфском музее Мане-Каца.
(На афише - работа Марка Шагала "Художник и его Муза").
"Ах, Париж!", "Ух, Париж!" - даже название этого города многих, и не только любителей путешествий, - притягивает, словно магнит.
Судя по творческим страницам города - как историческим, так и заполняемых сегодня, - Париж был и остается притягательным центром для художников, столицей мирового искусства.
Жил-был художник один... Имануэль Кац родился 5 июня 1894 года в Кременчуге.
В детстве домашние звали его "Маня". Никто и не предполагал тогда, что это ласкательно-сокращенное имя он добавит в качестве псевдонима к своей фамилии, и станет известным художником Мане-Кац.
В 1928 году художник из Кременчуга впервые посещает Палестину. Летом 1946 года художник снова едет в Палестину. А спустя два года, в самый разгар войны за Независимость он привозит в Тель-авивский музей шестьдесят своих работ. С этого времени он приезжал в Израиль каждый год. Еще в 1958 году, при жизни мастера, с муниципалитетом Хайфы было достигнуто соглашение о строительстве для него дома и мастерской - в обмен на завещание, в котором городу передавались все его произведения и собранная им уникальная коллекция.
Здесь, в этом доме, он провел последний год своей жизни. 9 сентября 1962 года Мане Каца не стало.
Дом-музей его имени с чугунной решеткой ворот, выполненной по его рисунку, расположен в живописном месте над морем.
Первая половина 20 века, "Парижская школа", феномен Ecole de Paris, еврейские художники в Париже - таковы направления выставки "Мечта о Париже", на которой представлены более 100 работ 40 еврейских художников, живших в Париже - работ Марка Шагала, Амедео Модильяни, Моиза Кислинга, Хаима Сутина, Жюля Паскина, Роберта Фалька, Мишеля Кикоина, Эжена Зака, Пинхуса Кременя, Осипа Цадкина, Ханы Орловой, Абрама Минчина и, конечно же, самого Мане-Каца, бывшего заметной личностью в этой яркой компании, одним из самых выдающихся представителей столь необычного явления как "Парижская школа" (этот термин вошел в историю искусства в 1920-х годах благодаря критику Андре Варно, который употребил его, обозначая интернациональное сообщество художников нескольких поколений, прибывших в Париж в 1900- 1920-е годы из разных стран Европы и из Америки. Художники жили и творили на Монпарнасе).
Mane-Katz (снимок музея)
"Homage to Paris" - еврейский париж Мане-Каца.
Стремление стать "своими" в Париже, в центре искусства того времени, характерно для всех еврейских художников, переехавших в город мечты о свободе. Но сохранение еврейского духа в творчестве характерно для немногих из них.
Mane-Katz. Портрет Стеры, жены художника
В этом зале целый ряд автопортретов художников, на которые сейчас нацелилась Ирина irenase
Marc Chagall, Марк Шагал. Автопортрет (1924-1925)
Moise Kisling (род. в Кракове, Польша). Автопортрет
Abraham Mintchine (род. в Киеве, Украина). Автопротрет (первая половина 20 в.)
Eugene Zak (род. в Могилно, Польша). Автопортрет (1919)
Один из залов
Michel Kikoine (род. в Гомеле, Беларусь)
Как выглядел Париж в первой половине 20-го века? Чем жили горожане, что вдохновляло художников?
Pobert Falc. Paris. / Роберт Фальк
В "старом Париже" - lorien22
Jules Pascin, born Bulgaria, active France, 1885-1930
Portrait of Hermine David, 1918
Oil on canvasGift of Joseph Pincas (снимок музея)
А вот и современная Мадонна (Роми и genys)
Лена Резниковская "в старом Париже"
В этом зале - женские портреты
Марина olmas
Moise Kisling (род. в Кракове, Польша). "Портрет молодой женщины"
Isaak Dobrinsky, род. в Макарове, Украина
Ольга и Марина
Adolphe (Aizik) Feder (род. в Одессе, Украина). "Кики с веером" Fan
Nathalle Kraemer (род. в Париже или в Польше). Портрет женщины в черном платье
Лена Плетинская
Снимок Марины olmas
Виктория Долинская (справа) и Любовь Фельдшер
Знакомимся с видео-инсталляцией, снятой в Лувре
В этой видео-инсталляциии: переодеваниями, пластикой и танцами актриса демонстрирует веяния времени, и как в связи с этим менялись пристрастия, образы и сюжеты художников в Париже (снимок музея).
Большинство молодых живописцев жили в общежитии для художников «Ла Рюш» («Улей») - в комплексе зданий, состоявший из нескольких конструкций Всемирной выставки 1900 года. С 1902 года художники арендовали в "Улье" жилье, одновременно служившее мастерской. Привлекала всех невероятная дешевизна: годовая плата равнялась цене двух обедов в ресторане.
В «Улье» жил и работал Марк Шагал, - из цитаты еще яснее становится его, а также других художников, страсть и стремление к Парижу, как к символу свободной жизни. Несмотря на лишения и невзгоды, никто из этих творческих личностей (многие впоследствии погибли в горниле Катастрофы) никогда не сказал: "Эх, Париж..."
А вот и лицо сегодняшнего Парижа, представленное David Adika: вместо самой Эйфелевой башни - сувенир из шоколада в виде башни и парижанин-шоколадка.
А глядя на этот современный дом, ни за что не признаешь в нем одно из зданий Парижа.
Побывав на выставке "Мечта о Париже", осуществилась наша мечта побывать в Хайфе. Хоть и не столь большое расстояние от центра страны до этого северного города, да разве возможно управлять стремлениями в сутолоке дней? И легко ли собраться "просто так" в сплоченную компанию реальным друзьям и развиртуализоваться френдам?..
Ирина irenase и Ирина d1se (справа)
Ольга omia
Роми, genys и anatalis
Маша Хинич (karga_golan), организатор замечательной эксурсии
Куратор выставки - Светлана Рейнгольд.
Выставка продлится до 15 октября.
Адрес музея Мане-Каца - Хайфа, бульвавр Яфе-Ноф, 89.
Часы работы: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг - с 10.00 до 16.00 , пятница - с 10.00 до 13.00, суббота - с 10.00 до 15.00.
Сайт музея: www.mkm.org.il
О выставке можно прочитать:
"Мечта о Париже". Хайфа. Музей Мане-Кац. 23.08.12. ДЕНЬ В МУЗЕЯХ. ГОРОД ЖЕЛАНИЙ Музеи Хайфы - от строгости реализма до сумасшествия This entry was originally posted at
http://malamant.dreamwidth.org/31582.html. Please comment there using OpenID.