Leave a comment

Comments 69

igorsavin March 9 2020, 14:04:07 UTC
Я бородинский помню с 1975. Советский вариант был отличный - самый любимый хлеб. Потом он исчез, потом появился. Но совсем другой. То что это бородинский напоминает только присыпка из кориандра. Причем прямо у меня во дворе небольшая пекарня делает его в самом лучшем российском варианте. Но и он совершенно не дотягивает до советского образца.
Для меня это прям трагедия :) - хочется попробовать тот хлеб еще раз.
То же самое касается и "нарезного" и особенно известного мне как "хлеб по 16" (еще один мой фаворит).

Reply

mariana_aga March 9 2020, 15:14:42 UTC
Игорь, привет! Спасибо, что поделился воспоминаниями. А чем он был другой, тот бородинский 1970х-1980х по сравнению с современным ( ... )

Reply

igorsavin March 9 2020, 16:56:13 UTC
Советский бородинский был плотным, мягким. Ароматным прям до глубины души - аромат не только от самого хлеба, но и во рту при разжевывании. Пряность ощущалась в нем везде. А сейчас такое кажется, что он просто присыпан, но нет пряного вкуса. И да он был сладкий. Но правда я в сочетании с кориандром воспринимал это как сладость с горчинкой. Кроме того замечательная насыщенность вкусовых ощущений - кладешь в рот маленький кусочек, а такое ощущение, что весь рот забит хлебом. Сейчас же все время хочется сказать - хлеб пустоват, чего-то не доложили ( ... )

Reply

mariana_aga March 9 2020, 19:40:59 UTC
Да, именно такой бородинский и я помню, Игорь. Для него растертые пряности сначала несколько часов размачивали в горячеватой воде, а потом добавляли эти пряности и воду в заварку для теста. Пряности томились в заварке и потом сбраживались в опаре и в тесте, давая насыщенный и сложный аромат. Потому он был насквозь пряный в мякише.

Reply


lana_5187 March 10 2020, 20:40:23 UTC
Здравствуй, дорогая Людочка!
А я при упоминании Бородинский хлеб, всегда вспоминаю мультик: Домовёнок Кузя - Где мой чёрствый хлеб? Мой Бородинский- сладенький)))
Вкус помню настоящего Бородинского , а сейчас ищу среди массы "Бородинских" тот самый и ... не нахожу... Жаль! Настоящий был хлебный))) хлеб!
Спасибо за публикацию, дорогая. Было интересно!

Reply

mariana_aga March 14 2020, 05:36:44 UTC
Здравствуй, Лана! Бородинский настолько трудно запороть, что даже у меня криворучки он получился с первого раза. Я чесслово не понимаю в чем дело с покупными Бородинским. Неужели все дело в рецептуре, в том, что пекари не могут найти рецепт этого хлеба?

Reply

lana_5187 March 16 2020, 10:18:37 UTC
Привет, Людочка! Я думаю, что рецепт есть, но пекарей останавливает цена на такой хлеб... Им кажется, что люди ждут дешовый хлеб, а мы ждем вкусный и натуральный. По-моему, так!

Reply

mariana_aga March 16 2020, 15:54:36 UTC
Ланочка, бородинский - десертное изделие, это десертный ржаной. Он не для еды со щами, а к чаю. Можно сказать, что это ржаной аналог пшеничного кулича. Никому и в голову не придет дешевый кулич.

Когда бородинский удешевляют, то он да, становится дешевым хлебным сортом, не пряным сладким десертным, когда маленькие ломтики смакуют со сливочным маслом и чаем.

Кто знает, что там у пекарей за причины. Сегодня это уже не так важно, ибо мы сами с усами. Сами печем. Есть как ингредиенты в наличии, так и приборы. В советское время бородинский было немыслимо дома испечь. Не было ржаной муки или зерна и мельниц в прордаже, не было в продаже специй, и в продаже или в библиотеках - книжек с рецептами бородинского, условий для горячего выбраживания ржаных полуфабрикатов и даже для выпечки подового или формового ржаного в квартирах.

Reply


tatyana_col March 15 2020, 06:40:19 UTC

Здравствуйте, Людмила! С большим удовольствием читаю Вас! Изготовление ржаного хлеба, хотя бы в три фазы, трудоёмкий процесс, требующий знаний, грамотных специалистов. Это дорогое удовольствие для владельцев пекарен. Большинство хлебозаводов с собственными лабораториями, с грамотнейшими специалистами, с настоящим качественным хлебом ушли в прошлое. Говорю не понаслышке, сама технолог хлебопекарного производства. Очень часто встречаюсь с руководителями мелких хлебопекарен. Основное сырье(мука, дрожжи) закупается самое дешёвое, из дополнительного сырья единственное солод ферментированный.
В одной из таких пекарен попросили меня расширить ассортимент ржаных хлебов. НО! Пряности исключить, дорого! Закваску не можем сами вести, технолог на производстве дорого! Пришлось ввести простой пшенично-ржаной хлеб на суточном спелом тесте 20% опарным способом.

Reply

mariana_aga March 15 2020, 14:03:44 UTC
Здравствуйте, Татьяна! Очень вам рада ( ... )

Reply


tatyana_col March 19 2020, 11:58:36 UTC

Людмила, здравствуйте. Спасибо за обратную связь). Я из южной провинции, Астрахань. Самый популярный хлеб у нас это ГОСТовский формовой пшеничный 1 сорт Рыболовпотребсоюза, именуемый ранее, при СССР.
Влажность мякиша около 45-47%, среднепористый. Очень вкусный.
Ржаные сорта испортили. Сейчас, в основном, работают на подкислителях вместо заквасок. Был замечательный Трусовский хлебозавод N3, где производили хлеб на заквасках, штаммы приобретали в ВНИИХП. Настоящий ржаной хлеб, тот, что по 16 коп., выпускали только на этом предприятии.
В недавнем прошлом я работала зав.производством на хлебозаводе Тибет. Мы выпускали ржано-пшеничные сорта Купеческий с кориандром, изюмом, Украинский новый, из пшеничных в/с, 1с, 2с. Закваски вели сами. К сожалению, предприятие не выдержало конкуренции, обанкротилось.
В настоящее время остались небольшие производства, в основном, работающие с улучшителями. Огромное желание есть открыть пекарню. Но производить хлеб на жидких дрожжах из пшеничной обойной муки. Таковой не найти у нас(придётся самим составлять ( ... )

Reply

mariana_aga March 19 2020, 14:39:48 UTC
Здравствуйте, Татьяна!

Как все интересно, с ума сойти. Спасибо за рассказы про хлеб, людей и пекарни. Живая история, просто невероятно слушать рассказы про то как меняется хлеб.

Не могли бы вы рассказать про разницу между обойной и цельнозерновой? Я так поняла, что в России идут дебаты, являются ли они, эти понятия, взаимозаменяемыми или нет. Являются ли простой помол и обойный помол одним и тем же? Не могли бы вы рассказать, в чем разница. Вы явно их различаете.

Или вы имеете в виду, что обойная - хлебопекарная, сорт защищен ГОСТом по качеству, а с цельнозерновой никогда не знаешь, какая пшеница тебе попадется, с какими хлебопекарными качествами и какой крупности и чистоты будет помол?

Reply

anny_key March 19 2020, 21:02:40 UTC
у вас все еще пекут правильные буханки белого хлеба? Ужасно по нему скучаю. Я тут нашла неподалеку от дома похожий хлеб, текстура у мякиша правильная, но он очень пресный, то ли соли недостает, то ли еще что. И качество нестабильное, то офигенное, то мякиш сухой и мелкопористый.

Очень интересно про нынешние особенности ведения этого бизнеса.

Reply

tatyana_col March 20 2020, 05:42:21 UTC

Здравствуйте. Хлеб пресный из-за того, что технология нарушена. Как сейчас изготавливают хлеба), замесили, оставили в тесте на 20 минут и на разделку.
Время приготовления одной порции хлеба должно занимать хотя бы 5 часов.
Сейчас скоростное время), мы все куда-то несемся, сломя, голову. И к хлебу такое же отношение  2,5 часа на весь процесс приготовления. Вот и пресный, невкусный хлеб. Пока свежий, вроде ничего. На следующий день уже невозможно этот хлеб кушать.
Хлеб это продукт брожения. Необходимо дать ему ферментироваться, запустить молочно-кислое брожение, чтобы набрать ароматические вещества. Вот тогда вкус будет более раскрыт.

Reply


tatyana_col March 20 2020, 05:29:51 UTC

Здравствуйте, Людмила!
Да, различия между обойной и цельнозерновой, несомненно, есть. Цельнозерновая мука имеет крупный помол. Содержит все части зерна, структура не однородная. Крупинки муки имеют разный размер. Чтобы ее просеять нужно сито с крупной ячеёй. ГОСТа на ц/з муку не существует,  только ТУ конкретного производителя. Такого вида муку считают кормовой, фуражной.
Покупала ц/з у Пензенского фермера Шугурова, может слышали, мука шугуровская. Так вот, именно от ц/з не в восторге. Чуть ли не на половину состоит из отрубей. Хотя в описании помол мелкий. В/с, 1с у него хорошая мука, сильная. Но уже не пахнет семечками, как раньше.
Мука ц/з от Французской штучки мельче помол, и содержание отрубей порядком меньше. Хлеб из нее получается качественнее, чем из того же вида шугуровской. Думаю, дело в добросовестности производителя.
Обойная мука попадает под ГОСТ. Структура более однородная. При помоле частично удаляется зародыш и зерновые оболочки. Отрубей меньше, чем в ц/з. Но у нас я ее не видела лет 20. Был такой замечательный ( ... )

Reply

mariana_aga March 20 2020, 07:43:41 UTC
Здравствуйте! Ух ты, какая ситуация, Татьяна. Ну надо же. Я думала это у нас только так хитро, а и у вас - тоже ( ... )

Reply


Leave a comment

Up