От озер Страны Полночной: Каргополь (историко-архитектурный и художественный музей)

Sep 22, 2017 22:01

Оригинал взят у kuba в От озер Страны Полночной: Каргополь (историко-архитектурный и художественный музей)
Каргополь - интересный северный город, известный с 1379 г года. Он сохранил массу интереснейших памятников - деревянных и каменных гражданских построек, а также церквей (только каменных, к сожалению, но от того не менее интересных). Подробно писать о городе в этот раз я не буду, поскольку уже рассказывала о нем два года назад. Приведу только несколько фотографий тех памятников, что не попали в предыдущий отчет, ну или попали с не самого удачного ракурса.



Дом лесопромышленника Отто (кон.XIX-нач.ХХв).



В этом доме купца Вешнякова (кон. XVIII в) сейчас располагается центр народных ремесел "Берегиня".



Дом купца Блохина (кон.XIX-нач.ХХв) - административное здание музея.



В центре Каргополя много деревянного классицизма.



Но есть и традиционные деревянные дома (этот - II пол. XIX в)




...с интересными наличниками - оба II пол. XIX в.



Полоскальни на берегу Онеги.



Вот так они выглядят изнутри. Сохраняют их как памятник - судя по оснащению дома, где мы остановились, современным каргополам такие полоскальни без надобности :)



Собор Рождества Богородицы (1678-1680гг). В церкви, которая никогда не закрывалась, сохранился прекрасный иконостас.

Каргопольский историко-краеведческий музей разместил свои экспозиции в четырех зданиях, три из них - церкви. О великолепной коллекции расписных «небес» в Христорождественском соборе XVI в и небольшой, но интересной экспозиции икон «северных писем» и церковной деревянной скульптуры, что находится в классицистической церкви Зосимы и Савватия, можно почитать здесь. А вот на основное здание, где размещается этнографическая экспозиция, времени у нас тогда не хватило, потому в этот раз я выделила на нее время - причем сразу скажу, что запланированного часа мне не хватило, так что еще одной экспозицией - археологической, что во Введенской церкви, - пришлось пожертвовать.
В основном здании музея можно подробно ознакомиться в различными видами народного искусства Каргополья. Каргопольской игрушки, как ни странно, в музее немного (впрочем, мы на нее в прошлый приезд насмотрелись). Зато расписных прялок шесть (!) видов - на каждом тракте (Санкт-Петербургском, Ошевенском, Московском, Плесецком и .д.) прялки вырезались и расписывались по-разному. Роскошное собрание расписной крестьянской мебели - в основном, шкафов, столов и сундуков - не может не вызвать восхищения.



Глиняные игрушки (40-60-е гг ХХ в).



Расписной берестяной брачный венец (I пол. XIX в).



Филенка иконостаса (XVIII в) из Никольской часовни Лядинской волости.




Шкаф-поставец XVIII в.                                                     Расписной киот (XVIII в).



Скобкарь (чаша для хмельных напитков) XVIII в.




Расписная "тощая" свеча из села Тихманьга (XVII в). Таких напольных поставцов для свечей осталось очень мало - со временем их вытеснили металлические подсвечники. И забавный столик кон. XIX в.




Прялкм Питерского тракта из Тихманьги часто украшались кустом и фигурками людей (сын мастера служил на "Авроре").




Прялки Пудожского тракта украшались росписью и резьбой.                 Прялки Архангельского тракта отличались красивыми рядами нижних подвесок.




Прялки Ошевенского тракта часто украшались фигурками львов.




Задняя сторона этих прялок часто красилась в один цвет, а внизу в миниатюре повторяется рисунок лицевой части.



Расписной сундук XIX в.




Филенки шкафов работы выгорецких мастеров (озеро Выг - крупный центр старообрядчества) имеют особые сюжеты: изображения птицы сирин и аллегорических сюжетов.




Аналой клиросный (кон. XVIII - нач. XIX вв).                                                Филенка двери (1902 г).



Расписывались также дуги конных экипажей.



Расписывали на Каргополье и посуду и мебель (кон. XIX - нач. XX вв).




Шкаф-заборка кон. XIX в.



Еще один щкаф XIX в.




И его филенки.




Еще расписные фиенки с разными животными.




И еще шкафы XIX в.




Филенки шкафа со львами. Один почему-то подписан "волк".

В музее также собрана богатейшая коллекция народного костюма и каргопольской вышивки (тамбурным швом, гладью и т.д.). Есть также пара витрин с золотым шитьем и церковными облачениями.




Стихарь XIX в и фелонь XVII-XVIII вв.                                                           Накидка на аналой XVIII-XIX вв с золотным шитьем.




Воздух (II пол. XIX в) и покровец "Распятие" XVIII в.




Замечательные женские костюмы, украшенные каргопольской вышивкой (кон. XIX в).



Девичий праздничный костюм кон. XIX - нач. ХХ в выглядел как-то попроще (рубаха,юбка, душегрея, перевязка).




Вышивка кон.XIX - нач. XX в: птицы, животные, орнаменты...



Замечательный образец каргопольской вышивки тамбурным швом.



И снова традиционная вышивка кон. XIX в, в которой часто схематично изображались люди и животные.




Прекрасные каргопольские кокошники, украшенные бисером и жемчугом (кон. XIX в) - по-моему, это очень изысканно.



Перевязки (кон. XIX в - нач. ХХ в).



Коруна XIX в.



Перевязка кон. XIX - нач. ХХ в сделана с большим вкусом.



И еще головные уборы XIX в (3 сороки и 1 сдериха).




Еще головные уборы с золотым шитьем и вышивкой бисером (XIX в).




Золотное шитье: платок золотной II пол. XIX в и платок 1810 г с вышитой надписью.



И еще золотное шитье: позумент кружево и пояс кон. XIX - нач.ХХ вв.




Женский праздничный костюм с кокшником и золотным платком (сер.- кон. XIX в). И еще один прекрасный образец женского костюма с сарафаном. украшенным холотным кружевом, и рубахой с вышитыми оплечьями (XIX в).

Отдельный зал посвящен производству и обработке льна и окраске льняных тканей, на которой разбогатели некоторые местные купцы. В общем, диву даешься, насколько разнообразными были занятия местного населения еще сто лет назад - такого количества различных народных ремесел и промыслов мне не известно ни в одном регионе России. Ну и количество того, что сохранилось, не может не удивлять - причем, смотрительница рассказала, что в запасниках лежит еще больше, так что музейщики имеют возможность постоянно обновлять экспозицию.




Набивные доски и образцы тканей. Цветов, как видите, было немного, так как испоьзовался, в основном, краситель индиго.




Бочки для замачивания тканей, камни для нагревания и утюги. Ну и снова образцы тканей.



И снова набивные доски.



Инструменты для набивания краски и накатывания узора.
Previous post Next post
Up