Крепость Пурана Кила - место из эпический сказаний

Sep 26, 2013 20:29

Пурана Кила или Старая крепость - шестая столица на месте современного Дели в Индии. Она часто посещается местными жителями, так как сейчас находится рядом с центром города.
Старая крепость, на мой взгляд, выглядит более фотогенично в сравнении с другой большой цитаделью в Дели - Красным фортом, я о нем раньше писал. Стены Пурана Килы никогда не восстанавливались до первоначального состояния и зримо демонстрируют свой полутысячелетний возраст. Место, в котором расположена эта крепость прославлено в индийском эпосе Махабхарата, считается, что раньше здесь стоял мифический город Индрапрастха. Но, обо всем по порядку...



Крепость Пурана Кила начал строить в 1533 году император Великих Моголов Хумаюн. Она должна была стать цитаделью его новой столицы - города Динпанах, или Прибежище Веры.
У мусульманских завоевателей Индии существовала традиция постоянного переноса столицы. Каждый новый сильный правитель пытался построить новый город, причем очень часто совсем недалеко от предыдущих. Чем это было вызвано не совсем понятно, возможно, здесь сказывались кочевые привычки правителей Северной Индии, все они были преимущественно тюрками. Также возможно, индийские города в этом регионе испытывали проблемы с водоснабжением, ведь несмотря на наличие рядом крупной реки - Джамны, современный Дели находится в достаточно засушливом и пустынном районе. Поэтому приходилось периодически сдвигать город в сторону, по мере заиливания водных источников. Также возможно сама река Джамна могла менять свое русло, что сказывалось на расположении древних городов.



В итоге, в районе Дели, в разное время возвели более 8 городов. Все они в тот или иной период были столицами государства. Поэтому сейчас в Дели сохранилось множество развалин этих столиц, что делает его безусловно очень привлекательным местом для туристов. Но к сожалению, большинство иностранцев, посещающих Индию, относятся весьма прохладно к ее столичному региону, так как город считается слишком грязным и неудобным для комфортного проживания. Все стремятся поскорее миновать Дели и отправиться куда-нибудь на север - в горы или на юг - смотреть разрекламированный Тадж-Махал в Агре (кстати, это еще одна столица Великих Моголов).

Руины внешней стены и прилегающих к ней казарм и хоз. построек в Пурана Кила.


Есть и еще один аспект, связанный с туристическим восприятием Индии как таковой. Дело в том, что Индия на данный момент, в большинстве случаев, рекламируется как страна тотального индуизма, это связанно с осознанной конфессиональной политикой правящих индийских партий. Мусульманское прошлое стараются особенно не выпячивать, но зато всячески подчеркивают индуистские достижения. Поэтому большинство приезжающих в Индию туристов плохо осознает с каким историческим "багажом" здесь можно столкнуться. Например, люди часто пытаются выискивать индуистские памятники там, где их в общем-то никогда и не было, как, например, в Дели.
Маленькие индуистские храмики первого небольшого городка на месте Дели - Лал-Кота, были разобраны еще в древности, поэтому все ныне существующие индуистские храмы относятся в лучшем случае к 19 веку, седой индуистской древности здесь просто нет.

Зато есть потрясающие образцы исламской, прежде всего, персидской архитектуры, которые в невероятных количествах разбросаны по всему городу. Это то, ради чего стоит приезжать в этот, действительно, не всегда уютный город.

И важно отметить, что по счастливой, или скорее не очень, случайности, все эти образцы мусульманской архитектуры весьма фотогеничны, они все несут на себе налет времени и не выглядят как тотальные новоделы подобно почти таким же сооружениям в Средней Азии. Вызвано это тем, что в современной националистической индуистской Индии не принято, как я писал выше, особенно трястись над мусульманским наследием. Поэтому здесь никто не пытается реконструировать старые развалины исламских столиц и клепать новоделы в окружении аккуратных газонов, как это повсеместно принято. За редким исключением, типа того же Тадж-Махала, Красных фортов в Дели и Агре, и тому подобных туристических фетишей. Ну и наверно Индия не настолько богатая страна, чтобы постоянно "вылизывать" свои памятники старины. Кстати, с индуистскими развалинами здесь в этом смысле все намного хуже по вполне понятным причинам - их все же часто пытаются воссоздавать.

В связи с этим, я считаю, что в Индии самые шикарные, во всех смыслах, руины старых исламских городов, превосходящие во многом подобные города в Иране и Средней Азии. Тем более все персидские древности, как известно, сильно пострадали от времени - частые землетрясения в Иране уничтожили большинство тамошних исторических объектов, остались только незначительные остатки. Поэтому всем интересующимся этим вопросом, я бы посоветовал ехать в Индию - здесь будет больше персидского наследия, чем в самом Иране.
"Запретные ворота" - Талааки Дарваза.





Как я упоминал выше, считается, что на месте средневековой крепости Пурана Кила якобы находился, упоминавшийся в индийском эпосе Махабхарата, древний город Индрапрастха. В связи с этим, современная индийская археология приложила недюжинные усилия для его поисков. Естественно, что никаких шибко древних руин здесь не было найдено, но так как вопрос этот важен для индийского самосознания и государственности, в крепости был открыт небольшой музей, который должен создавать иллюзию глубокой древности этого места. Там располагаются некие предметы, вроде бы найденные на раскопках, в основном это какие-то маленькие глиняные фигурки и просто черепки, которые я даже не стал снимать, ибо видел их во множестве в Археологическом музее Дели. Как я понимаю, они каким-то образом должны символизировать присутствие здесь древней эпической столицы, основанной легендарными Пандавами.

Лично мне показалось, что эти предметы скорее свидетельствуют об очень низком уровне гончарного мастерства в деревеньке железного века, которая как раз и находилась на месте сегодняшней крепости.
Но такое мнение имеют далеко не все. Особенно это заметно по англоязычной статье в википедии, посвященной Пурана Кила. Там вброс о древнейшем городе Индрапрастха повторяется с методично параноидальной настойчивостью аж 4 раза)

Фрагмент ворот Талааки Дарваза.


Так как индийские археологи все же настаивают на том, что на месте Пурана Кила было какое-то индийское поселение, можно предположить, что в раджпутские времена в 9-10 вв. здесь находилось какое-то небольшое укрепление, хотя письменные источники ничего подобного не упоминают. Но в музее Пурана Килы есть фото раскопок сооружений раннего средневековья.

Фото раскопок крепости раджпутского периода.


Также может быть, что где-то здесь находился ранний дворцовый комплекс Килукхари, построенный еще тюркским правителем Гийасудином Балбаном в 13 веке. Хотя скорее всего Килукхари стоял южнее, сейчас на его месте красуется огромный мавзолей Хумаюна.

Руины дворцов и хозяйственный сооружений в Пурана Кила.


Ворота Хумаюна. Как и Талааки Дарваза они имеют очень интересную конструкцию, мной до конца не очень понимаемую. Дело в том, что эти ворота двухъярусные, т.е. там два входа один над другим. Зачем это было нужно - неизвестно, наверно чтоб, как и сейчас, увеличить пропускную способность)


Причем, судя по всему, главных вход был именно наверху.


На фото ниже Талааки Дарваза, вид снаружи. Видно, что верхние ворота более нарядные, они выложены красным песчаником. Но основной вопрос - как туда попадать, здесь видимо использовался приставной мост, но куда он вел? По идее, перед главной воротной башней должна стоять другая, сопоставимая по размерам, но ничего подобного не наблюдается...Видимо внешние укрепления серьезно пострадали от времени и не сохранились, или банально не были построены, кстати, это более вероятно, мы столкнемся с эти моментом чуть ниже, когда речь пойдет о крепостных стенах города Шергарх.





Хумаюн недолго занимался благоустройством своего города, уже в 1540 году он был разбит Шер Шахом Сури - правителем афганских племен, базировавшихся тогда в Северной Индии. Кстати, знаменитый тигр из киплинговского Маугли - Шерхан, был назван в честь этого афганского полководца.
Шер Шах Сури подчинил себе государство Великих Моголов и начал интенсивное строительство в Динпанахе, этот город Хумаюна был переименован им в Шергарх. Шер Шах прославился в истории как выдающийся реформатор, прежде всего в сфере экономики.



Поэтому большая часть сооружений в Пурана Кила была возведена при Шер Шахе Сури. Прежде всего речь идет о главной мечети крепости - Калла-и Кухна Масджид (Мечеть старой крепости).


Это грандиозное сооружение было возведено в 1541 году каким-то неизвестным мастером.




Фасад крепостной мечети в Пурана Кила богато инкрустирован мрамором и другими камнями. Это настоящий шедевр исламской архитектуры.






Мечеть имеет пять куполов, украшенных изразцами.




Очень напряженная индианка стоит у одного их михрабов мечети.




А здесь мы видим знаменитые сталактитовые своды в индийской интерпретации. Можно заметить, что на сводах копируются части деревянной архитектуры - это важная отличительная черта зодчества Индии. Воспроизводить в камне деревянные конструкции мусульманские архитекторы начали явно с подачи местных аборигенов.








Шер Шах Сури недолго занимался своей реформаторской деятельностью, в 1545 году он погиб во время осады замка Каланджар. И уже в 1555 году на троне в Дели опять воцарился Хумаюн (все это время он находился в бегах).


Но и Хумаюну немного было отпущено лет. В 1556 году он разбился насмерть, спускаясь по лестнице в павильоне Шер Мандал (построенным Шершахом, кстати). Шер Мандал использовался как обсерватория и при Шер Шахе, и при Хумаюне, и именно интерес к астрономическим наблюдениям погубил императора Великих Моголов.
Павильон Шер Мандал сохранился до наших дней.




На фоне этой средневековой обсерватории я попытался провести свою фотосессию, отдав камеру в руки двум молодым индусам. Что из этого получилось, можно увидеть на фото. Можно заметить, что тут несколько завален горизонт, и я к тому же закрыл глаза. Видимо, мне тогда было тяжело смотреть, что индусы вытворяли с моим фотоаппаратом. Причем, они абсолютно не реагировали на мои замечания и продолжали меня снимать в заваленном виде - в итоге, несколько снимков получились абсолютно одинаковыми, наверно, это и была суть их художественного замысла)



Руины около мечети Калла-и Кухна Масджид. Создается впечатление, что старая крепость исследована далеко не полностью.


Вдоль восточной стены крепости простираются многочисленные руины времен Великих Моголов.


По которым с удовольствием скачут местные тинейджеры, ну и я вместе с ними)




Руины угловой башни Пурана Кила. Нужно отметить, что здешние башни имеют весьма сложное внутреннее устройство, наверно многие из них были жилыми.


А это охранник-смотритель местных руин, он вооружен палкой, которая стоит рядом. Эти люди могут быть весьма полезны, например, я просил охранников открыть мне некоторые помещения при осмотре Фирузабада. И даже порой они пытаются решать возникающие конфликтные вопросы между туристами и местным населением.




Вид на главные ворота крепости Бара Дарваза и оборонительные стены снаружи.


Когда-то к стенам крепости прилегал широкий ров, наполненный водой. Сейчас от него остался небольшой участок, превращенный в городской пруд.




Здесь местные отдыхающие катаются на каких-то жутковатых на вид корабликах. Но больше мне понравились дети в надувных шарах, я такой водный аттракцион раньше почему-то не видел.


Боковые башни даже в руинированном виде производят сильное впечатление. Общая длина крепостных стен Пурана Килы около 2 км.


Рядом с крепостью сохранились некоторые сооружения города Динпанах. Например, мечеть Хайр ал-Манзил, построенная Махам Ангой - кормилицей могольского императора Акбара.


Мечеть также включала в себя гостиницу для паломников и медресе. Есть предположение, что медресе здесь было женским, так как комплекс мечети имеет очень высокие стены - чтоб никто не увидал, одним словом.


Я спугнул свору, прикормленных здесь голубей, и они все своей стаей начали нарезать круги в воздухе вокруг мечети - это непередаваемое зрелище. Вообще, почти во всех старых развалинах Индии обитает множество живности, что придает древним руинам дополнительный колорит. Но иногда это создает и определенные проблемы, например, в Мехраули, при осмотре местного Города мертвых, я вступил в серьезное противостояние с обитающими там полчищами полудиких свиней...



Молящиеся в мечети никак не реагировали ни на меня, ни на кульбиты, летающих вокруг сотен голубей - и были похожи на застывшие каменные изваяния.






Когда-то весь фасад мечети был инкрустирован цветными изразцами, сейчас остались только небольшие фрагменты былого великолепия.




Портал главного входа в Хайр ал-Манзил.


Рядом с мечетью сохранились интересные руины крепостных стен и даже одна воротная башня - Лал Дарваза. Этот участок укреплений был построен Шер Шахом Сури, и скорее всего, это не что иное, как внешние ворота Шергарха, основанного им города.
Вот только от этого города мало что сейчас осталось, поэтому совершенно непонятны его размеры. Интересно, что внешняя сторона ворот Лал Дарваза обращена к крепости Пурана Кила, что как бы намекает на то, что сам город находился не между цитаделью и этой линией укреплений (что было бы логично), а за ней, т.е. там где сегодня бушует центр современного Дели. Поэтому оценить точные размеры Шергарха не представляется возможным.


Фото ниже я сделал с боевой площадки Лал Дарваза. Вдали виднеются северные ворота цитадели Пурана Кила - "Запретные ворота" Талааки. Линия укреплений Шергарха, в лучшем случае, подходила к цитадели по касательной к северной стене, но скорее всего сама Пурана Кила находилась вне городской линии стен. Здесь еще нужно отметить, что кроме участка укреплений у ворот Лал Дарваза, сохранилась лишь еще одна воротная башня города Шерхана - Кабули Дарваза, далеко на севере. Скорее всего стены Шергарха так и не были закончены, и даже в древности существовали только в виде фрагментов.




Хочется еще раз подчеркнуть идеальный, на мой взгляд, уровень индийской реставрации. Здесь нет стремления достраивать исторический объект до какого-то "идеального" состояния, памятник законсервирован в том виде, в котором дошел до наших дней. Если что-то и подправлялось, то это не бросается в глаза, так как у реставраторов не было желания выравнивать обрубленные куски строения - как это часто принято в России, и во многих других местах.








За линией стен, т.е. уже непосредственно в Шергархе, недалеко от ворот, остался небольшой участок руин старого города. Может быть здесь был какой-то дворец или медресе, но участок этот весьма приличный. Возможно, что и дальше, к центру Дели, остались такие руины, ныне застроенные домами.






Мои посты, посвященные Индии:
Фото старого Дели.
Святые шейхи из города Дели.
Джинны города Фирузабада.
Взлет и падение Старого Дели.
Жизнь на Мейн Базаре или путешествие в сказочную Индию.

Индия, Дели

Previous post Next post
Up