Древний Египет далек от нас в пространстве и времени, а самое первое впечатление скорее всего привито еще советскими учебниками истории о бедных феллахах сгоняемых на строительство пирамид. Пусть от него до нас дошло очень многое по сравнению с многими другими цивилизациями, но все же это сущие крохи от государств и династий сменявших друг друга больше трех тысяч лет. Эти остатки-памятники подобны одиноким скалам торчащим из песка времен в пустыне догадок. Их много, но и пустыня неимоверна велика, так что вряд ли даже всей человеческой жизни хватит на ознакомления с ними. А у меня было времени всего-то с неделю на попытку увидеть самые-самые сокровища страны на Ниле дошедшие до нас. И полдесятка постов будут посвящено памятникам древнеегипетской цивилизации - от Абу-Симбела до Пирамиды Хеопса, их безвестным рядовым творцам и знаменитым фараонам во чью славу строились храмы и гробницы.
А началось все в грандиозном хромовом комплексе Карнака-Луксора. Полторы тысячи лет цари - от XVIII династии до Птоломеев строили (а также ремонтировали) храмы, аллеи скульптур и священные пруды, и увлеклись этим настолько, что в итоге получился самый большой по площади религиозный комплекс в Древнем мире. Мало того, гордость обязывала превзойти предшественников, оттого даже в единой Гипостильном зале есть колонны выше и шире чем соседи. А еще храм был средством борьбы с неугодными предшественниками перед потомками. Могли стереть имя предшественника и написать свое, скажем так, совершить акт плагиата. Могли обнести стеной высоченный обелиск, потому что снести его священного нельзя, но тогда хоть спрячем от людских глаз. И спасибо за это - благодаря стене обелиск пережил 3,5 тысячи лет.
Весь комплекс посвящен божеству Амону-Ра, богу Солнца. Первоначально он был просто богом
здешнего нома (области), но где-то за дву тысячи лет до н.э. город Уасет - а мы его знаем под греческим назвнием Фивы - стал столицей всего Египта, а значит местные боги совершили стремительный рывок по карьерной лестнице. Вот он, слева, наш Амон-Ра:
К комплексу можно пройти дорогой от Нила, как и тысячи лет назад. И до сих пор по сторонам стоят сфинксы с бараньими головами, баран был священным животным Амона.
Большой передний пилон (или же попросту ворота) главного храма сохранился до сих пор. Глядя на него дивишься не меньше чем от памятников внутри. Пилон достигает в высоту почти 44 метра, в поперечной длине - 113 метров, а толщина его стен - 15 метров, чуть ли не против ядерной бомбардировки.
За ним расположен большой двор, обнесенный колоннадой, которая открыта в сторону малых храмов, за ним второй пилон, "поменьше" И тут тоже есть бараны-сфинксы, причем все с тупым выражением морд:
А за ним одно из главных сокровищ Египта - большой Гипостильный ("гипостиль" - колонна по гречески). Я, честно, говоря, так и не смог вспомнить, видел ли я колонны где-либо толще этих. Кажется, то ли в Исакии, то ли в Казанском в Питере они все же толще.
Когда-то на высоте 24 метра над землей была крыша со священными коршунами на потолке и ее поддерживали 134 колонны охватом в 10 метров, выстроенные в 16 рядов. Их капители имели форму священных цветков лотоса и бутонов папируса. Аменхотепу III, первому строителю зала стандартная высота колонн своего времени показалась маловатой, и он отгрохал особенно монументальные колоссы в 23 метра и 3,5 метра диаметром. Потомки особо так уже не размахивались и строили скромнее. Вот они, все позади меня + общая схема.
А дальше у меня потихоньку все начало смешиваться и рябить в глазах от великолепия, так что я отхожу от последовательного описания маршрута. Я просто лазил по вековым камням и щелкал затвором Canon'а. В храме Амон-Ра, наверное самые впечатляющие барельефы, виденные мною в Египте (позже напишу отдельный пост о них), большую часть времени любовался ими. Например этот - коронация:
Вот очень клевый ракурс со скарабеем и колоннами Хатшепсут и Тутмоса III
Про взаимотношения этой парочки я подробно расскажу в следующем посте. Тутмос III был племянником и преемником Хатти, с теткой он крупно не ладил, и ему конечно же хотелось превзойти эту бабу на троне. Вот например тридцатиметровый обелиск Хатшепсут слева, строение священное. Снести нельзя, Амон прогневается. (А во на других храмах тетки он оторвался...) Установить рядом свою колонну, еще выше, очевидно не получилось, подрядчики подвели. Выход нашелся в том, что Тутмос просто велел буквально забаррикадировать обелиск тетки стеной сверху донизу, а рядом поставил колонну чуть поменьше, но свою. Свою обнести стеной он не догадался, и его обелиск сохранился несколько хуже. Но все равно стоят уже 3,5 тысячи лет.
А вот верхушка поваленного то ли временем, то людьми второго обелиска Хатти
Ну и по "мелочам", если можно так сказать. К слову, древнеегипетские продавцы сувениров ну ничем не отличались от современных, что доказывает эта скульптура:
А вот ноги статуи фараона, основательно свергнутого землетрясением с пьедестала. Вообще, согласно канонам, если левая нога статуи впереди (с нее начинали маршировку военные древнего Египта, как и сейчас), то это прижизненное изображение. Мертвые стояли по стойке "смирно", пятки вместе, со скрещенными на груди руками.
Еще за пилонами интригующе высится кран:
При подходе ближе понимаешь, что без него реставацию проводить сложновато. Ой, вспоминаю Гераклейский отряд в Крыму, мы все ручками да ломиками камешки катали...
А более мелкие реставрационные работы на самом деле выполняются молотком и долотом. Сбивается верхний слой и памятник как новенький :))
И еще пилон, где-то на задворках комплекса. Просто для сравнения размеров справа поставлен охранник :)
Ну и напоследок моя фотография с тростью нашего гида - она служила ориентиром в толпе. Идет он с этим козликов впереди, за ним группа, и все вместе выглядим как банда туриствующих сатанистов :))
А в следущем посте я напишу про долину Царей и Цариц, а также остановлюсь поподробней на личности Хатшупсут и храмом, что от нее остался.
Часть I: Египет моими глазами Часть II: Хургада и подводная лодка Часть III: Храм в Карнаке