Я намного размахнулся, пообещав вам в прошлом посте Долину Царей. Из всего находящегося в том районе мы посетили только храм Хатшепсут у горного массива Дейр-эль-Бахри и отдельно - некоторые гробницы в Долине Цариц. Ну и колоссы Мемнона заодно. Долину Царей я занес себе в раздел долгосрочных планов на следующую поездку в Египет. Ну а здесь повествование о второй половине дня 4го января.
Хатшупсут - уникальная женщина в истории Древнего Египта, по многим причинам. Она является первой известной женщиной в мировой истории, единственным женщиной-фараоном правившим значительное время (в отличии еще от трех других женщин посаженных на трон и недолго правивших в разгар династических интриг). Уточню, что речь идет о Древнем Египте, и Клеопатра VII, правившая на закате эллинистического Египта, принадлежит другой эпохе.
В некоторых фактах ее биографии можно провести параллели с Екатериной II Великой. Муж Тутмос II был больным и слабым правителем, и еще до его смерти (история умолчивает, сам ли он умер или его табакеркой уговорили) наша Хатти приобрела огромное влияния, прежде всего в жреческой среде, которая была в Древнем Египте, скажем так, гарантом божественности и легитимности правителя. Ибо фараона тоже делает свита. От мужа осталось две дочери, так что править должен был двенадцатилетний Тутмос III, пусть от наложницы, но сын. Только Хатшепсут устроилась регентшей, огляделась, и поняла что не грех и самой поцарствовать. При поддержке жрецов Тутмосу III было посоветовно подучиться, увидеть мир и людей, а поправить всегда успеешь. Титул фараона он потерял, и был отправлен на обучение в военную академию, что, как показало развитие событий, было в целом удачным выбором профессии, так как наш Тутмос Тутмосович стал первым в истории великим завоевателем и военным гением. А Хатти безраздельно и талантливо правила 21 год: снаряжала торговые экспедиции в Сомали, строила храмы и воздвигала обелиски, успешно воевала на Синае и в Финикии, пока не умерла, предположительно от рака, в возрасте 50 лет. Она изображалась как фараон, с накладной бородой и прочими атрибутами власти. Только вот на скульптуре левее высечена в своем настоящем виде.
Ну а главным памятником ее жизни стал храм вырубленный в горном массиве Дейр-эль-Бахри, Джесер Джесеру, "священнейший из священных" - так Хатшепсут назвала свое творение. Пожалуй, это самое совершенное архитектурное сооружение в Древнем Египте. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Три огромные террасы, расположены одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портиками - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части. Фотографии исключительно плохо передают оказываемое строением впечатление. Стоишь прямо по центру оси храма, посреди дороги, некогда обрамленной сфинксами, и представляешь как 3,5 тысячи лет назад здесь следовали священные процессии...
Внутри остатки былой роскоши. После смерти нашей героини наконец-то пришедший к власти Тутмос III пытался уничтожить саму память о регентше, разорил храм, уничтожил многие скульптуры и стер ее имя. Так что внутри остались только красивые фрески на стенах, повествующие основных событиях царствования, некоторые статуи и все. У меня обидно сдохли батарейки в фотоаппарате, так что снимал на мобильник и мало.
А наверху, на третьем ярусе немного страшновато стоять. Над тобой уходят в небо отвесные скалы. Интересно, каких трудов стоили древним египтянам предотвращать опадения крупных камней на строение храма.
А вот вид с того же третьего яруса на долину. Здесь были гробницы вельмож, строителей храма и менее известных фараонов.
Затем мы продолжили нашу экскурсию в Долину Цариц. Правителей и их супруг хоронили отдельно. Здесь более 70 захоронений цариц и детей фараонов, а также придворной и жреческой челяди. Место при подъезде к нему совершенно невзрачное, здесь нет храмов, здесь просто вырубленные в известняке гробницы.
Но здесь находится одной из самых ценных произведений древнеегипетского искуства - фрески в гробнице Нефертари. Нефертари была первой и самой любимой среди по крайней мере полусотни жен и наложниц Рамзеса II Великого. Вы с ним еще встретитесь на страницах моего ЖЖ. Очевидно, супруг проживший 90 лет, пережил Нефертари ("Самая прекрасная" в переводе), и захоронил царицу в гигантской гробнице с чудесными фресками. Я был еще в двух гробницах поблизости. Там все скромно - три-четыре камеры. Для последнего упокоения Нефертари вырубили в скале огромную двухуровневую гробницу и расписали стены ярчайшими по сей день фресками, неплохо сохранившимися кстати. Конечно же, там запрещено фотографировать, но я отсканировал несколько рисунков из купленного буклета.
Вот наша красотка:
Обратите внимание на просторную белую одежды из льна. Красиво!
Нефертари и Анубис, бог мертвых. Древние египтяне вовсю пользовались косметкой, подводили глаза и ресницы.
И я с удивлением по той фрески узнал, что в Древнем Египте была настольная игра, напоминающая шашки:
Если кто в гости доедет, покажу весь буклет. Или целиком отсканирую и выложу, если наберется несколько пожеланий. А с Нефертари мы еще встретимся в Абу-Симбеле.
А затем мы стали держать свой путь на борт теплохода. По дороге заехали к двум колоссальным, но сильноразрушенным статуям - так называемым Колоссам Мемнона. Я так и не смог выяснить почему именно статуи Аменхотепа III, правившего в XIV столетии до н.э. назвали именем героя Гомера. Они стояли у ныне разрушенного до основания Поминального храм Аменхотепа. Собственно, интересны они тем, чо позволяют рассмотреть как именно египтяне из массивных обтесанных кусков камня строили циклопические изваяния царей.
На сегодня все. Завтра я напишу отдельный пост о Ниле, ведь мне довелось проплыть по нему от Луксора до Асуана примерно 250 километров.
Часть I: Египет моими глазами Часть II: Хургада и подводная лодка Часть III: Храм в Карнаке