Постараюсь на этой неделе завершить серию отчётов о монинском авиамузее. Я уже рассказывал об экспонатах, расположенных под крышами его залов и ангаров, а так же о легендарном Ту-144. В этой записи будет рассмотрен не менее известный самолёт - турбовинтовой Ту-114. В своё время он был самым большим и самым скоростным турбовинтовым пассажирским самолётом в мире. В принципе, таким он и остался - никто, как я понял, так и не стал строить турбовинтовые пассажирские самолёты таких размеров.
Все отчёты о посещении этого музея (оглавление):
Часть 1:
Центральный музей ВВС в Монино - залы 1, 2 и 3Часть 2:
Центральный музей ВВС в Монино - зал 6 (А)Часть 3:
Центральный музей ВВС в Монино - зал 6 (Б)Часть 4:
Центральный музей ВВС в Монино - зал 8Часть 5:
Центральный музей ВВС в Монино - зал 7 (ангар 7)Часть 6:
Центральный музей ВВС в Монино - Ту-144Часть 7: Центральный музей ВВС в Монино - Ту-114
Часть 8:
Центральный музей ВВС в Монино - открытая площадка 1. Турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт "Россия" Ту-114 СССР-Л5611 на площадке Центрального музея ВВС в Монино:
2. При помощи (и с разрешения) волонтёров подкатываем вручную трап и поднимаемся на борт этого уникального самолёта. Если коротко, то его уникальность обусловлена двумя фактами - это первый построенный борт, и он возил Хрущёва в США. В кадр зачем-то влезло крыло соседнего Ил-76:
3.
Ту-114 был спроектирован в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95 и производился в первой половине 1960-х гг. на заводе № 18 в Куйбышеве (ныне это снова Самара). Всего был построен 31 серийный экземпляр.
4. Вид с трапа в сторону основной музейной площадки:
5. Входим на верхнюю (пассажирскую) палубу и проходим в первый салон:
6. Взгляд назад:
Самолёт хоть и был довольно шумным, но для тех времён считался весьма комфортным.
7. Пассажирские сиденья в первом салоне:
8. Проходим во второй салон:
9. Тут расположены более просторные места, но сами кресла не регулируются:
10. За вторым салоном находится пункт выдачи питания и напитков типа "буфет" (сама кухня расположена на нижней палубе):
11. Естесственное освещение включено :)
12. Специальные чайники-термосы, их было не так-то просто найти на замену утраченных:
13. Закуток для членов экипажа:
14. Спуск на нижнюю палубу (там расположены комната отдыха экипажа, кухня и багажные отделения):
15. После буфета (и лестницы на нижнюю палубу) расположены купе. Вид на купейный отсек со стороны третьего салона:
16. Где-то здесь мял сиденья толстый зад Никиты Сергеевича Х.:
17.
18. За купейным отсеком находится третий пассажирский салон. Общий вид в нос:
19. Если что, можно вызвать полового:
20. Индивидуальный светильник:
21.
22. В хвостовой части Ту-114 размещались туалеты. Их любопытная особенность - наличие отдельного мужского и женского. Мужской вариант:
23. Женский вариант легко определяется по наличию специального столика с зеркалами для наведения красоты:
24. Пункт выдачи воды. Сразу вспоминаю, что действительно видел такие в начале 80-х:
25. Идём обратно, в нос, проходим мимо носовых туалетов и заходим в кабину пилотов:
26. Рабочее место командира воздушного судна:
27. Тут работал второй пилот:
28. В полу кабины расположено специальное отверстие для визуального контроля положения шасси:
29. Рабочее место бортрадиста...
30. ...и бортинженера:
31.
32. Пролезаем между двумя пилотами и оказываемся на рабочем месте навигатора:
33.
Ту-114 в своё время считался флагманом "Аэрофлота". Он был задействован на самых ответственных и дальних маршрутах - таких, как Москва-Монреаль, Москва-Дели, Москва-Гавана (с экзотическими промежуточными посадками), а так же на внутренних маршрутах - например, Москва-Хабаровск.
До наших дней дошли три нелетающих экземпляра Ту-114 - один монинский, один в Ульяновске (СССР-76490) и ещё один в Кривом Роге (СССР-76485).
Не забудем и не простим: в августе 2006 г. Ту-114 (СССР-76464), стоявший на постаменте у въезда в аэропорт Домодедово аж c 1976 года, был варварски уничтожен компанией "Ист Лайн". Пусть лица, принявшие такое решение, получат по заслугам - на том или этом свете.
Спасибо за внимание! В следующем (завершающем) отчёте будет коротко рассмотрена внешняя экспозиция этого музея.