первая серия вторая серия Когда? (продолжение)
...корабли постоят и ложатся на курс...
В.С. Высоцкий
В конце 19-го века совершенствование двигательных установок, увеличение дальности и мощности артиллерии, появление новых материалов и технологий заставили кораблестроителей искать новые конструктивные решения, которые бы позволили в полной мере использовать появившиеся технические возможности. Поиск этот велся в разных странах и на всех флотах мира методом проб и ошибок. Варьировались схемы бронирования, состав и соотношение корабельной артиллерии разных калибров, схемы размещения артиллерийских установок, минно-торпедного вооружения и многое другое. В результате многократной смены веяний, многие боевые корабли, особенно крупные, создавались малые сериями, а зачастую строились в единственном экземпляре. Показателен в этой связи пример российского флота: около полусотни построенных броненосцев относятся, примерно, к двадцати разным типам.
фрагмент картины
Двухтрубный корабль с мощным таранным форштевнем, двумя мачтами и характерным носовым размещением артиллерии главного калибра, изображенный на картине, относится к одному из первых типов эскадренных броненосцев, построенных в рамках 20-летней судостроительной программы. Всего было построено два корабля этого типа, названного по заложенному первым, в 1885 году, броненосцу "Александр II". Однотипный броненосец "Николай I" был заложен годом позже, но вошел в строй раньше - в 1891 году. При общем внешнем сходстве было существенное различие, позволяющее легко отличить два броненосца.
с открыток по рисункам лейтенанта В.В. Игнациуса. Альбом "Русский флот" (издание вел.кн. Александра Михайловича), 1893
На "Александре II" артиллерия главного калибра размещалась в спаренной барбетной установке. Классический барбет представлял собой броневое кольцо, за которым открыто устанавливалось орудие, обычно в процессе заряжания находившееся ниже верхней кромки барбета и поднимаемое непосредственно перед выстрелом. Первыми такое техническое решение применили французы. Английские кораблестроители сделали форму бронированной защиты грушевидной в плане. В задней, более широкой, части размещались устройства, необходимые для заряжания. Туда же подавался и боезапас. Барбетная установка на "Александре II" следовала английским образцам и состояла из броневых плит шестиметровой высоты. Для защиты от осколков барбет накрывал броневой колпак, имевший характерную выпуклую форму.
Paul Jazet, из коллекции Musée National de la Marine, Toulon. Учения на борту французского военного корабля Vauban (1879 года постройки).
Третья Республика, эпоха элана (élan) и колоний. на переднем плане слева хорошо видна барбетная установка для 9.4 дюймового орудия.
//память, по какой-то ей одной известной причине, старательно подбрасывает ассоциацию на совсем другую
картину При строительстве следующего в серии однотипного броненосца "Николай I" было принято решение об установке артиллерии главного калибра в закрытой орудийной башне, имевшей плоскую крышу. Именно такую башню мы видим на картине. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что изображенный броненосец и есть "Николай I".
В Средиземное море броненосец впервые пришел в 1893 году, после участия в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки. В 1895-1896 годах броненосец нес боевую службу на Тихом океане. А в Средиземном море вернулся для участия в миротворческой операции на Крите (1897-1898). После капитального ремонта (1898-1900) совершил поход на Дальний Восток и вернулся на Балтику в 1902. Отсюда в 1905-м году броненосец в составе Отдельного отряда кораблей был направлен догонять 2-ю Тихоокеанскую эскадру и принял участие в Цусимском сражении.
фрагмент картины
Как видно из сравнения послужных списков крейсера "Память Азова" и броненосца "Николай I", оба корабля находились одновременно в Средиземном море с осени 1893 г. до осени 1894 г. Дополнительным подтверждением датировки может служить яркая черная окраска корпусов. В 1895 году, когда оба корабля находились на Тихом океане, адмирал Макаров впервые в российском флоте отдал распоряжение об окрашивании в защитный "светло-серый цвет" - прообраз, ставшей со временем традиционной для боевых кораблей, шаровой окраски.
Итак, мы узнали, какой момент времени изображен на картине. Но когда написана сама картина и как она оказалась в Иерусалиме? Возможно, ответы на эти вопросы связаны
с третьим кораблем... фрагмент картины