первая серия вторая серия третья серия Кем?
...что там белеет? говори...
А.С. Пушкин, "Сцена из Фауста"
фрагмент картины
Нет сомнения, что перед нами стационер, на это указывают и белая окраска, и небольшие размеры корабля. Стационерную службу несли на Средиземном море поочередно канонерские лодки Черноморского флота. К 1889 г. было закончено строительство шести однотипных канонерских лодок. Прообразом серии послужила канонерская лодка "Манджур". Oднотипной с "Манджуром" была и канонерская лодка "Кореец", вместе с крейсером "Варяг" принимавшая участие в неравном бою в Чемульпо против отряда японских кораблей
с открыток по рисункам лейтенанта В.В. Игнациуса. Альбом "Русский флот" (издание вел.кн. Александра Михайловича), 1893
Построенные для Черноморского флота канонерские лодки получили имена по названиям казачьих войск: "Донец", "Запорожец", "Черноморец", "Кубанец", "Терец", "Уралец". Три первые лодки строили на верфях в Николаеве, а три другие - в Севастополе. И хотя данный тип канонерской лодки быстро морально устарел, на долю "казаков", как называют корабли этой серии, выпала долгая (и трудная) служба. В 1907-м году, после более чем двадцати лет эксплуатации, многочисленных модернизаций, замены котлов, механизмов и артиллерийского вооружения, их причислили к судам особого назначения 1-го резерва Черного моря.
Тем не менее, канонерские лодки, по-прежнему, совершали походы и несли стационерную службу в Средиземном море. В рамках учебных походов, пять из шести канонерских лодок посетили в разное время Яффо, некоторые - неоднократно. И, конечно, экипажи кораблей ездили из Яффо в Иерусалим - поклониться святым местам.
Яффо, вид со стороны моря (G.E. Franklin, 1911)
Какую же из шести однотипных канонерских лодок мы видим на картине в Русской Духовной Миссии? Начнем отсев кандидатов.
Канонерки николаевской постройки, подобно прототипу серии, "Манджуру", несли на фок-мачте прямые паруса:
с открыток по рисункам лейтенанта В.В. Игнациуса. Альбом "Русский флот" (издание вел.кн. Александра Михайловича), 1893
Лодки же, построенные в Севастополе, отличались по типу парусного вооружения - их превратили в шхуны и они несли только косые паруса . Именна эта конструктивная особенность, хорошо видна на картине из Русской Духовной Миссии. Таким образом, перед нами один из трех "казаков" севастопольской постройки: "Кубанец", "Терец" или "Уралец".
с открыток по рисункам лейтенанта В.В. Игнациуса. Альбом "Русский флот" (издание вел.кн. Александра Михайловича), 1893
Смена стационеров, назначавшихся обычно на год, происходила летом, после окончания учений Практической эскадры Черного моря. В конце 1893 г. - первой половине 1894 г. стационерную службу на Средиземном море несла канонерская лодка "Терец". В августе 1894-го года "Терец" сменила канонерская лодка "Кубанец". Таким образом, каждый из этих кораблей мог находиться в 1894-м году возле горы Афон вместе с крейсером "Память Азова" и броненосцем "Николай I".
Однако анализ карты плаваний и визитов Средиземноморской эскадры, дает основания предположить, что, вероятнее всего, запечатленный на картине проход российских кораблей у горы Афон следует отнести к весне 1894 г., когда эскадра направлялась из Саламинской бухты в Восточное Средиземноморье. Если это предположение верно, то, тогда, изображенная на картине канонерская лодка - это "Терец".
канонерская лодка "Терец" на Средиземном море, 1893
Казалось бы, пазл сложился. Канонерская лодка "Кубанец" заходила в Яффо с визитом в 1908-м году, а "Терец" - в 1909-м. Логично предположить, что скорее всего, именно так картина и оказалась в Иерусалиме - в качестве подарка от моряков-черноморцев. Возможно, в Русскую Духовную Миссию она попала не сразу. Её могли привезти в дар российскому консульству в Иерусалиме, долгое время тесно связанному с деятельностью компании РОПиТ, на верфях которой строились черноморские канонерские лодки. А возможно, картину подарили в одно из подворий Императорского Палестинского Православного общества, где моряки останавливались во время визита в Иерусалим.
Что же мешает принять простую и непротиворечивую версию и поставить, наконец, точку в этой истории? Ну,
хотя бы...