Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)
На переходный период.
1.1 Налог на добавленную стоимость лучше взимать, согласно предложений В.А. Кашина и М.Д. Абрамова, прямым способом, в качестве базы используя разницу между валовой выручкой предприятия от продажи всех товаров и услуг и расходов на закупки товаров и услуг (включая и закупки основных средств) от других бизнесов. Единственное, в отличие от их предложения взимать налог по единой для всех низкой ставке в 8%, я бы предложил сохранить достаточно высокую и дифференцированную ставку НДС (скажем, 10% и 20%), но, при этом, сократить налогооблагаемую базу на сумму фонда оплаты труда, а также на сумму налогов и сборов с него.
Что это дает? Тогда реальный НДС во внутреннем хозяйственном обороте будет меньше, чем нынешний, но при импорте товаров и услуг мы сможем применять высокую ставку НДС к их таможенной стоимости. (При этом, на некоторое импортное оборудование, не производимое в РФ, можно будет давать рассрочку по выплате НДС, предоставлять налоговые каникулы.)
Кроме того, эта новация несколько "удешевит" рост оплаты труда (которая является
основной базой экономического роста в стране).
1.2 Для субъектов малого предпринимательства, которым нужно встроиться в технологические цепочки с зачетами НДС (при продаже хозсубъектам на классике), можно ввести пониженный НДС в размере, скажем, 7% (с вычетом из налогооблагаемой базы ФОТ и налогов с него). Его применение будет добровольным.
Либо, как вариант, при использовании упрощенной системы налогообложения, можно будет выделять из налога, уплаченного по упрощенке, определенный процент в качестве НДС.
2. Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций останется, в основном, в русле действующего Налогового кодекса, со ставкой 22% (с полным зачислением в бюджеты субъектов РФ), но с применимым ко всем налогоплательщикам России инвестиционным вычетом из налогооблагаемой базы в размере до 85% - 100% от суммы расходов, указанных в
ст. 286.1 НК РФ. Такое право получат все налогоплательщики страны, независимо от воли субъектов РФ.
3. Единый социальный налог (ФОМС, пенсионный, соцстрах): 27% от фонда оплаты труда (или фиксированные выплаты для ИП и самозанятых).
4. НДФЛ.
Я думаю, оптимально было бы оставить ставку НДФЛ единой для всех, плоской, повысив ее с нынешних 13% до 25% за 6 лет - по 2% ежегодно, остановившись через 6 лет на ставке 25%. А прогрессию обезпечить с помощью вычетов из налогооблагаемой базы.
Понимаю, что это предложение будет воспринято некоторыми как как покушение на завоевания нулевых. Но таким людям надо понять: упорное и длительное сохранение нынешней ставки неизбежно ведет к ее РЕЗКОМУ росту в обозримом будущем.
Уже есть
предложения по увеличению ставки НДФЛ до 90%. Да, они пока что маргинальные, но - именно пока что. Лиха беда начало...
А вот это - уже предложение серьезного экономиста, озвученное на Царьграде:
Резервная ссылка на видео:
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=1468530 Если я правильно помню математику, 25% - это существенно меньше, чем 90% или пусть даже 50%.
Причем, надо понимать, что 5% - 10% с дивидендов по международным налоговым соглашениям, паушальный налог 5 миллионов рублей вместо нормального НДФЛ, специальные административные районы и прочие лукавости, при сохранении существующих в нашем обществе тенденций, если их не скорректировать, обязательно будут отменены или изменены.
В воздухе витает ветер перемен и совершенно очевидно, что кто бы ни встал у руля страны, опыт развитых стран в сфере налогообложения он проигнорировать не сможет - ширнармассы ЗАСТАВЯТ использовать этот опыт в России. То есть, если сегодня государство не пойдет на разумное и постепенное повышение налогов с богатых, то завтра НЕИЗБЕЖНО эту плотину прорвет, если можно так выразиться и платить богатые и сверхбогатые станут уже ОЧЕНЬ МНОГО. И через НДФЛ, и через налог на недвижимость, и через налог на состояние (аналогичный французскому).
Это будет неизбежно при существующем тренде и в условиях длительного и упорного пренебрежения властями общественного запроса на бОльшую социальную справедливость.
Я же - не сторонник разоряющего налогообложения богатых людей. Хотя бы потому что Россия, отчасти, уже является, а в будущем может стать и по-настоящему крупным производителем предметов роскоши - от эксклюзивной недвижимости
в эксклюзивных местах до автомобилей и ювелирки. Производство реальных товаров. С высокой добавленной стоимостью, высокими зарплатами и налогоёмкое. Но поднять такое производство, опираясь исключительно на экспорт, будет нереально. Для этого нужен емкий внутренний рынок дорогих товаров.
Именно поэтому я ставлю на постепенное и разумное повышение налоговой нагрузки на богатых, просто чтобы не довести до неприятного "прорыва" в этой сфере под давлением ширнармасс.
============ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ==========================================================
==========================================================================================
Итак, НДФЛ: 25%
Далее: "налоговый вычет" - вычет из налогооблагаемой базы. В швейцарских франках - ввиду "плавания" курса рубля, хотя, разумеется, речь идет о рублях.
Налоговый вычет:
- 4 000 шв. франков в год для каждого налогоплательщика,
плюс по
- 4 000 шв. франков в год за каждого неработающего ребенка налогоплательщика (несовершеннолетнего или нетрудоспособного).
Налоговый вычет на детей делится между отцом и матерью по соглашению или (если не договорятся) по решению суда.
Налоговый вычет на приобретение жилой недвижимости, включая земельный участок:
- 30 000 шв. франков на человека (учитываются все зарегистрированные по месту жительства члены семьи налогоплательщика). В случае ипотечной ссуды, может распределяться на весь срок ипотеки.
Прочие налоговые вычеты - аналогично действующему налоговому кодексу РФ.
5. Налог на недвижимость (от кадастровой стоимости): 1,5%.
Налоговый вычет (в случае с жилой недвижимостью):
- 25 000 шв. франков на объект недвижимости,
плюс
- по 25 000 шв. франков на каждого зарегистрированного жильца.
Субъекты федерации своими региональными законами будут вправе повышать размер налогового вычета.
6. Налог на вывоз капитала и репатриацию прибыли:
Если капитал не был ввезен в РФ, а изначально имел российское происхождение, то при вывозе как капитала, так и доходов с него (с процентов, дивидендов, выплат на пай, прироста капитала и тп) за рубеж экспортер уплатит 80%-ный налог (за исключением некоторых видов инвестиций, способствующих российскому экспорту).
Если же капитал был импортирован в Россию, то при вывозе дохода с него налог составит:
вывоз дохода до 8% годовых - 0%
вывоз дохода свыше 8% годовых - 80%.
Плюс, сумма ввезенного капитала (его оценочная стоимость в рублях) может быть свободно вывезена из страны - одномоментно или по частям - в любой момент и без налогов.
Учитывая, что иностранный стратегический инвестор, особенно крупный, заинтересован больше в объеме рынка, чем в сверхвысокой рентабельности, он, очевидно, легко согласится на предложенные налоговые ставки при репатриации прибыли. Особенно потому что, если необходимо, сможет вывезти сверхприбыль в виде произведенных в России товаров (китайский опыт), либо реинвестировать (
или даже потратить) ее в РФ.
7. Налог на наследство: отсутствует.
Специальные налоговые режимы
Разумеется, специальные налоговые режимы (прежде всего, упрощенную систему налогообложения) необходимо сохранить.
Возврат НДС
Возврат НДС с экспорта энергоносителей и прочих товаров низких переделов необходимо отменить.
Экспортные и импортные пошлины
России необходимо использовать (постоянные) экспортные и импортные пошлины (свободно варьировать их), а также количественные внешнеторговые ограничения:
- для поддержания стабильных внутренних цен на биржевые и прочие товары - с целью блокировать их существенные изменения вследствие изменения цен на внешних рынках;
- для
импортозамещения.
Поскольку многое из этого запрещено нашими соглашениями с ВТО, нам придется либо добиться их изменения, либо прекращения их действия (например, в связи с санкционными ограничениями в отношении РФ).
Особо. Мое мнение, необходимо облагать налогом (НДС, например) импорт многих видов услуг и, прежде всего, выездной туризм. А проблему рекреации внутри страны решать массовым строительством аквапарков - для части населения безплатных, для остальных - недорогих (за счет госдотаций).
Курс рубля
В случае, если мы легко и безболезненно (без штрафов по линии ВТО, прежде всего) сможем ограждать наш внутренний рынок, и особенно, новые растущие технологичные производства внутри страны от конкуренции с мировыми ТНК, то курс рубля, по моему мнению, лучше держать чуть ниже его реальной стоимости. Чуть ниже - для небольшого дополнительного барьера на пути импорта и по причине худших, чем у наших конкурентов, природно-географических условий хозяйствования в нашей стране. Также, для небольшого занижения издержек хозяйствования, выраженных в мировых валютах. А небольшого - из-за необходимости импорта большого объема технологического оборудования.
Лучше держать курс рубля стабильным в течение длительных сроков, покрывающих достаточно длительные инвестциклы. Либо в узком коридоре. При наличии достаточных для этого валютных средств в распоряжении ЦБ и Минфина, разумеется. Этому поспособствует, в частности, запрет на необоснованный вывоз валюты за рубеж.
Товары с высокой долей природной ренты
При экспорте товаров с высокой долей природной ренты в стоимости необходимо сместить налоговую нагрузку с внутреннего потребителя (уменьшить НДПИ и налог на прибыль, например) на экспортера (повысить экспортные пошлины). Что даст дополнительные преимущества как для внутренних переделов, так и для розничных потребителей. Снижение внутренних цен на моторное топливо, например, будет означать как снижение издержек субъектов хозяйства, так и снижение стоимости жизни граждан. А оба фактора есть снижение (либо ограничение роста) издержек национального хозяйства, включая внутреннее производство.
Межбюджетные отношения
Помимо изменения ставок налогов, для оптимизации системы потребуются некоторые изменения в распределении некоторых налогов между бюджетами различного уровня.
НДС будет делиться между бюджетом муниципального образования (по месту образования добавленной стоимости), бюджетом субъекта РФ (то же) и федеральным бюджетом.
Налог на прибыль будет полностью поступать в бюджеты субъектов РФ (по месту регистрации налогоплательщика). Если налогоплательщик будет вести деятельность в разных субъектах РФ (либо будет зарегистрирован в одном, а деятельность вести в другом), то налог на прибыль будет делиться между региональными бюджетами пропорционально приходящимся на них фонду оплаты труда и объему основного капитала налогоплательщика.
Половина НДФЛ будет зачисляться в бюджеты муниципальных образований, вторая половина - в региональные бюджеты:
- частично, по фактическому нахождению рабочего места,
- частично, по адресу регистрации работника,
- частично, по адресам регистрации членов его семьи (семьей здесь будет признаваться не только зарегистрированный брак, но и совместное ведение хозяйства),
- частично, по адресам регистрации получателей алиментов (если таковые имеются).
Налог на недвижимость будет целиком поступать в местный бюджет.
Агломерации
Впрочем, эта схема может быть несколько модифицирована в том случае, если региональные столицы и другие относительно крупные города (в том числе, и новые), вокруг которых будет запланировано развитие агломераций, получат статус новых субъектов РФ -
Агломерационных областей.
В итоге
Таким образом, в итоге, бедные регионы недополучат, по сравнению с сегодняшним днем, большие объемы НДФЛ и налога на недвижимость, но зато получат часть НДС, собираемого на их территории. (Впрочем, с ростом доходов граждан эти регионы будут улучшать свое положение в качестве получателей этих налогов. Что есть хороший стимул для них.)
Доходы беднейшей части работающего населения (и, соответственно, их покупательская способность) несколько вырастут благодаря снижению налоговой нагрузки по линии НДФЛ. Особенно это коснется - что выгодно обществу и стране - небогатых семей с детьми.
Хозсубъекты получат снижение налогового пресса по линии НДС. Особенно те из них, которые работают в реальном секторе, с длительным циклом производства, с высоким переделом.
А вот некоторые экспортеры товаров с высокой долей природной ренты в стоимости, наряду с экспортерами прочих товаров низких переделов будут платить больше - прежде всего, за счет несколько выросшего для них НДС.
PS
Зубаревич говорит о недостатке средств, оставляемых в местных и региональных бюджетах и о немалой дифференциации в доходах различных субъектов федерации. Решение проблемы возможно одним из двух способов: либо больше оставлять налогов в регионах, либо финансировать образование (всех видов) и медицину в регионах из федерального бюджета в бОльших, чем сегодня объемах (долях).
Резервная ссылка на видео:
https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=1477418 На главную страницу блога