Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)
Мое мнение, в случае, если народ РФ, руководствуясь действующим законодательством, решит изменить Конституцию РФ, то в рамках возможной будущей конституционной реформы стоило бы изменить административно-территориальное деление РФ. А именно, предлагается ввести высший уровень субъектов РФ - губернии, каждая из которых будет объединять по нескольку областей/краев/республик. Это будут субъекты федерации первого (верхнего) уровня. Кроме того, субъектами федерации первого (верхнего) уровня будут также и города федерального значения. Области же, края, республики станут субъектами РФ второго уровня.
Основной смысл этого один - убрать (или снизить) угрозу (постоянно присутствующую) выхода из федерации ее национальных субъектов. Для чего губернии нужно формировать таким образом, чтобы население национальных республик и автономий составляло в ней заметное меньшинство.
Причем, часть налоговых поступлений (и, соответственно, полномочий) можно было бы спустить с федерального уровня на уровень губерний, с уровня областей, краев и республик: частично поднять на уровень губерний, частично спустить на муниципальный уровень.
Таким образом, области, края и республики будут "упакованы" в субъекты РФ более высокого - первого - уровня, которые будут иметь больше денег, полномочий и полицейских сил. А субъекты второго уровня, соответственно, потеряют значительную часть денег и полномочий.
Новые субъекты первого уровня займутся выстраиванием общегубернских хозяйственных и социальных систем, снижая возможности и желание субъектов РФ второго уровня в плане потенциального национального сепаратизма.
Пирамида субъектов РФ, таким образом, будет выглядеть следующим образом:
1. Субъекты федерации первого уровня:
- Губернии,
- города федерального значения,
- особые федеральные территории*.
2. Субъекты федерации второго уровня:
- Республики,
- края,
- области,
- агломерационные области**.
* Особая федеральная территория - новый вид субъекта РФ верхнего уровня, с широкими возможностями его органов власти в плане модификации финансово-экономических, фискальных и иных условий, действующих на ее территории. Необходимы для формирования
новых внутренних квази-оффшоров.
** Агломерационная область - новый вид субъекта РФ второго уровня. Необходим для формирования и развития городских агломераций. Территории под такие области будут выделяться из территорий республик, краев и областей. Агломерационные области будут выводиться из подчиненности субъектов РФ второго уровня, переходя, в административном плане, на губернский уровень подчинения.
Ну а поскольку вместо небольших и слабых в России появятся большие и сильные субъекты, разумеется, в рамках реформы Федеральный Центр должен получить больше законных возможностей как по директивному, волевому изменению границ субъектов РФ, так и по вмешательству в процесс управления субъектами (вплоть до прямого управления) в особых и чрезвычайных ситуациях.
То есть, формально, в некоторых моментах и ситуациях, Россия должна стать более унитарной страной. Реально же, по сравнению с текущей ситуацией - более федеративной, с приобретением большей самостоятельности ее субъектов, а также с
большей долей налоговой массы в распоряжении.
Однако
Правда, надо понимать, что решая таким образом одну задачу - снижение риска выхода из федерации ее национальных субъектов - мы получим проблему на новом направлении: в случае ослабления федерального центра, федерация, теоретически, может развалиться и на губернии. И, учитывая, что многие из них будут весьма велики (у губернских элит будет большой финансово-экономический ресурс), опасность губернского сепаратизма нельзя сбрасывать со счетов.
Его нивелирование - тема отдельного большого разговора. Основной залог единства - экономические интересы, новые федеральные социально-экономические институты:
-
Мега-корпорация РФ-
Общественный капитальный фонд РФ-
Большой фонд РФ-
Кредитно-страховой фонд РФ-
Губернские общины, которые будут постепенно создавать не только внутри-, но и межгубернские хозяйственные комплексы, экономические структуры, прочно сшивающие страну межрегиональными хозяйственными связями.
Генерал-губернаторы
Ну а в административно-силовом плане, для новых губерний будет необходимо создать институт назначаемых федеральным центром генерал-губернаторов. Они будут администрировать значительную часть "силового" бюджета губерний. Генерал-губернатору в каждой губернии будет подчинена специально созданная структура, включающая в себя: информационно-аналитическое, оперативно-розыскное и силовое подразделения, некоторые собственные средства массовой информации, а также несколько специализированных лабораторий для углубленного анализа и прогнозирования ситуации по разным направлениям.
Губернские администрации - представительства федеральных министерств и ведомств в губерниях
Де-факто, Россия является, в значительной мере, унитарным государством. Что есть, отчасти, дань традиции, наработанным схемам управления, а отчасти, следствие объективных обстоятельств. И вряд ли мы сможем быстро, одним прыжком, перейти к реальному федерализму. Но такой переход, по моему мнению, необходим - для повышения качества государственного и регионального управления.
Поэтому, я думаю, было бы правильно организовать переход от унитаризма к федерализму с использованием в качестве инструмента губернской системы управления, губернских администраций.
Такой переход, очевидно, растянется на несколько десятилетий.
Будут ли губернаторы (главы губернских администраций, не путать с генерал-губернаторами, "смотрящими" от Президентской администрации) выборными или назначаемыми - этот вопрос будет решаться отдельно. Видимо, изначально они будут назначаться Президентом, но со временем, постепенно, губерния за губернией будут переходить к выборности главы губернии.
Так вот я предлагаю, для начала, сделать губернские администрации некими "филиалами" федеральных министерств и ведомств, но с подчиненностью губернатору. С делегированием в них специалистов из Москвы. И с налаженными контактами между губернской администрацией и федеральными структурами управления. Таким образом, на губернском уровне мы создадим команду с выходом на федеральный уровень, но, вместе с тем, с горизонтальным межведомственным взаимодействием на уровне губернии. И подчиненностью руководителю, заинтересованному в развитии его региона.
Фактически, речь идет о "переезде" части федеральных управляющих структур из Москвы в регионы и о налаживании на новом региональном (губернском) уровне горизонтального межведомственного взаимодействия. С целью оптимизации управления, повышения его качества.
Разумеется, это - лишь общая схема. А суть будет в деталях. Которые и предстоит определить и доработать Команде Реформ. (Которая однажды, я надеюсь, станет реальностью.)
Как это может выглядеть
Вот один из возможных вариантов нового административно-территориального деления России (для простоты - без особых федеральных территорий и агломерационных областей).
Губернии и города федерального значения (в скобках -
текущая численность населения этих территорий)
1. Северная губерния (население - 4,5 млн. чел.)
Архангельская область** (включая Ненецкий ОНКА)
Вологодская область
Республика Коми
Мурманская область
Республика Карелия
2. Город федерального значения Санкт-Петербург* (население - 6,2 млн. чел. - агломерация, включая часть Ленинградской области)
3. Северо-Западная губерния (население - 2,1 млн. чел.)
Ленинградская область (часть)
Псковская область
Новгородская область
4. Балтийская губерния (население - 1 млн. чел.)
Калининградская область
5. Город федерального значения Москва* (население - 19,8 млн. чел.)
Москва
Московская область
6. Западная губерния (население - 3,2 млн. чел.)
Калужская область
Смоленская область
Брянская область
7. Рязанско-Тульская губерния (население - 2,6 млн. чел.)
Рязанская область
Тульская область
8. Юго-западная губерния (население - 4,5 млн. чел.)
Воронежская область
Тамбовская область
Липецкая область
9. Центральная губерния (население - 5,6 млн. чел.)
Тверская область
Владимирская область
Ивановская область
Ярославская область
Костромская область
10. Лесо-степная губерния (население - 4,7 млн. чел.)
Республика Мордовия
Пензенская область
Саратовская область
11. Центрально-черноземная губерния (население - 3,4 млн. чел.)
Орловская область
Курская область
Белгородская область
12. Средневолжская губерния (население - 5,2 млн. чел.)
Нижегородская область
Чувашская республика
Республика Марий-Эл
13. Поволжская губерния (население - 8,4 млн. чел.)
Республика Татарстан
Самарская область
Ульяновская область
14. Нижневолжская губерния (население - 3,5 млн. чел.)
Волгоградская область
Астраханская область
15. 16. Республика Крым + город федерального значения Севастополь* (население - 2,3 млн. чел.)
Севастополь
Республика Крым
17. Южная губерния (население - 15,4 млн. чел.)
Ростовская область
Краснодарский край
Ставропольский край
Республика Адыгея
Карачаево-Черкесская республика
Кабардино-Балкарская республика
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Калмыкия
18. Кавказская губерния (население - 5 млн. чел.)
Республика Ингушетия
Чеченская Республика
Республика Дагестан
19. Южно-Уральская губерния (население - 10,4 млн. чел.)
Республика Башкортостан
Оренбургская область
Челябинская область
Курганская область
20. Приуральская губерния (население - 5,5 млн. чел.)
Пермский край
Удмуртская республика
Кировская область
21. Уральская губерния (население - 4,3 млн. чел.)
Свердловская область
22. Западно-Сибирская губерния (население - 5,8 млн. чел.)
Тюменская область** (включая Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА)
23. Сибирская губерния (население - 2 млн. чел.)
Омская область
24. Южно-Сибирская губерния (население - 6,6 млн. чел.)
Новосибирская область
Кемеровская область
Томская область
25. Алтайская губерния (население - 2,6 млн. чел.)
Алтайский край** (включая Алтайский ОНКА)
26. Красноярская губерния (население - 3,7 млн. чел.)
Красноярский край** (включая Хакасский ОНКА)
Республика Тыва
27. Восточно-Сибирская губерния (население - 2,4 млн. чел.)
Иркутская область
28. Забайкальская губерния (население - 2,1 млн. чел.)
Республика Бурятия
Забайкальский край
29. Дальневосточная губерния (население - 4,2 млн. чел.)
Хабаровский край
Биробиджанская область***
Амурская область
Республика Саха (Якутия)
Магаданская область
Камчатско-Чукотский край** (включая Чукотский ОНКА)
Сахалинская область
30. Приморская губерния (население - 1,9 млн. чел.)
Приморский край
В рамках возможной будущей конституционной реформы
* Предлагается присоединить Московскую область к городу федерального значения Москва, часть Ленинградской области - к городу федерального значения Санкт-Петербург, часть территории республики Крым - к городу федерального значения Севастополь.
** Предлагается лишить статуса субъектов федерации:
- Ненецкий АО (реорганизовав его в Ненецкий округ с национально-культурной автономией (ОНКА) в составе Архангельской области),
- Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО (реорганизовав их в Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА в составе Тюменской области),
- Республику Алтай (реорганизовав ее в Алтайский ОНКА в составе Алтайского края),
- Республику Хакасия (реорганизовав ее в Хакаский ОНКА в составе Красноярского края),
- Чукотский АО (реорганизовав его в Чукотский ОНКА в составе Камчатско-Чукотского края).
*** Предлагается переименовать Еврейскую автономную область в Биробиджанскую область с сохранением статуса субъекта федерации второго уровня.
На главную страницу блога