О полнометражном документальном фильме "
Три комнаты меланхолии" ("The 3 Rooms of Melancholia" - Германия, Дания, Швеция, Финляндия, 2004) много писала европейская пресса. Что важно: кинокритики выделяли его не из-за того, что он был снят на социально-резонансную тему (война в Чечне, права ребенка, жертвы насилия, проблемы беженцев и др.) - "публицистическая драматургия" в нем заменена медитативным, "тарковским" взглядом. Режиссер Пирио Хонкасало (Pirjo Honkasalo) говорит, что он хотел сделать визуальную поэму, реквием о войне и гуманитарной катастрофе. Именно поэтому вместо сцен милитаристской жестокости он обратился к тому, что масс медиа оставляют за кадром: социальные последствия, бытовой фон, страдания мирного гражданского населения и их психологические "осадки" (заложенные в детей семена ненависти рано или поздно взойдут - к такому выводу приходит режиссер; см. "
неиспользованные ответы на вопросы" у
timur_aliev).
Фильм разбит на три части ("комнаты"). Герои "первой комнаты" ("Longing") - 10-12-летние курсанты Кронштадтского (нахимовского) военно-морского училища, большинство из т.н. "неблагополучных детей", некоторые - потеряли отцов на чеченской войне и потому горят желанием встать в армейский строй (мстить!). Камера показывает их спартанский быт, суровую дисциплину, участие в военных учениях и церковных обрядах, просмотр патриотических фильмов о терроризме и "внешних угрозах России". Образ чеченца для них - образ врага, а убийство врагов - героизм во имя отечества... Второй эпизод ("Breathing") снят в столице Чечни - Грозном: в нем показаны масштабы разрушения города после двух "антитеррористических кампаний", о борьбе жителей за выживание, о детях, пострадавших от насилия. Третье повествование ("Remembering")- об ингушской женщине Хадижат Гатаевой, которая усыновила 75 детей из Грозного, о жизни в лагерях беженцев.
Magyar Posse - Single sparks are spectral fires (музыка к фильму, сцены в Грозном).
Click to view
Magyar Posse появилось в 1997-ом, в маленьком финском городке Пори играют симфоническую инструментальную пост-рок-музыку.
Кронштадский эпизод из фильма: Урок воинского приветствия
Click to view
Кронштадский эпизод из фильма: Воскресный развод (увольнительная):
Click to view
См. потрясающее "обыденное" свидетельство в сети - "Полвека чеченца-человека": "
Урывки прошлого в виде подлинных писем, фотографий и прочих документов прошедших лет. Было интересно вдруг осознать, что всю хронологию событий можно запросто, не выходя из дома, составить и сложить из домашнего архива. Такая «возможность» свидетельствуем тому, что все кардинальные изменения нахского общества отразились на каждой нахской семье, вне зависимости от того, где она находилась в период происходящих событий".
Из
интервью Татьяны
tanial Лакшиной: "
Еще не так давно по границе Чечни с Ингушетией проходила черта между войной и миром. Пересекая эту черту, ты каждый раз невольно выдыхал: «Теперь все будет нормально. Здесь - безопасно». Пусть нищета, грязь, коррупция, но здесь не убивают людей, не стреляют, не похищают... Когда все изменилось? Реалии, ранее существовавшие только «за чертой», в Чечне, потихоньку переползали в Ингушетию. В 2002 году начались похищения людей. Сначала - чеченских беженцев. Похищенных, как правило, увозили в Чечню, где они пропадали бесследно. Затем понемногу похищения, пытки, исчезновения стали затрагивать и ингушей, но до июня 2004-ого такое случалось нечасто…". И два ее дагестанских репортажа: 1. "
Когда крысу загоняют в угол"; 2. "
Ваххабитское" село". И
дорожные репортажи от
lena_burtina из
Комитета "Гражданское содействие".