Начало рассказа о винной части мероприятия -
винах Австрии , - первая часть
лекции о великом австрийском архитекторе Фридрихе Штовассере (Friedrich Stowasser).
Уже в середине XX века очень часто высказывались мнения, что необходимо оздоровить город, вылечить его, превратить в точку притяжения. Город-фабрика с домами-механизмами необходимо оживить. Эти идеи вдохновляли Хундертвассера, и он спешил реализовать свои замыслы. Одним из самых известных его творений в Вене является дом, носящий его имя, построенный в 1983-1986 году. В этом здании практически нет прямых линий. Фасад расчерчен контурами на неровные прямоугольники (не сетки, а шахматный мотив, хотя и неровный), окна обведены яркими рамками, каждой квартире - свой цвет, серый отведен общественным помещениям. Хундертвассер предлагал жильцам использовать "правило вытянутой руки" - каждый может высунуться из своего окна и оформить стену на расстоянии, куда дотянется его рука. Это торжество биоморфного стиля в архитектуре.
Каждая деталь несет свой смысл, например, колонны из бусин - это мировое дерево, сердце мира.
Как пол в помещениях, так и покрытие вокруг дома отражает идею волн
Но не только внешний вид дома весь устремлен к достижению цели архитектора, но и внутренняя его организация, дом экологичен, построен в большей части из вторичных материалов, он живой, на нем живут деревья, окна выглядят как глаза.
(Фотографии дома сделаны мной зимой 2011 г)
А вот как радостно дом выглядит летом после ремонта (фото здесь и далее из свободных источников в интернете)
Все поборники экологичности должны быть в восторге от венского мусоросжигательного завода с 7 степенями очистки, снабжающего округу электричеством и теплом
(кроме него, архитектор построил еще два завода по переработке мусора архитектор в Японии, в Осаке).
Часть окон здесь нарисованы, а декоративные элементы выглядят как артерии (и навевают у меня мысли о сходстве с Центром Помпиду в Париже). На эти заводы водят экскурсии, они привлекают к себе огромный интерес, в Осаке они используются среди других средств реабилитации инвалидов.
Еще одно нестандартное для архитектора приложение сил - общественный туалет в Новой Зеландии, 1999, который Хундертвассер не строил, а возродил, использовав многие свои идеи.
Колонны здесь похожи на платаны и тюльпановые деревья, в качестве материала использованы в том числе бутылки, переработанная земля. Полы неровные, белая керамика тоже изгибается, подчиняется ритму рисунка
Хундертвассер проектировал все, в числе его работ есть и религиозный объект - церковь Святой Варвары в штирийском Бернбахе (1987-1988). Храм Хундертвассера яркий, радостный, он тоже близок природе и человеку.
Автор не использовал железобетон, искусственные материалы.
Варвара - покровительница шахтеров. Очень многое в облике церкви символично. Автор отходит от канонов, сложившихся после второй мировой войны, он строит здание, в котором можно найти черты разных религий и очень много часов, символ времени. У церкви парк с неровной поверхностью, символизирующей искупление, и 12 арок, посвященных различным религиям, а одна из арок - для тех, кто не верит ни в одну религию.
Еще один необычный объект - Пивная башня в Абенсберге, Бавария 1999-2000 гг. , вызывающая ассоциации с Пивнным цветком и Алисой в стране Чудес. Счастье и алкоголь символизирует сусальное золото в 5 слоев на верхушке башни высотой 35 м
Единственный проект, реализованный архитектором в Америке - винодельня в долине Напа под названием «Дон-Кихот», 1992-1999
Жизнь Хундертвассер окончилась необычно, он умер от сердечного приступа 19 февраля 2000 года на борту «Куин Элизабет 2» и был похоронен, согласно его завещанию, в Новой Зеландии на собственном участке земли в «Саду счастливых мертвых» под тюльпановыми деревьями. Он оставил свой след во многих частях земного шара. Хундертвассер редко брал гонорары за свои произведения, часто работал бесплатно и даже вкладывал свои деньги, полученные в том числе от офортов, в строительство. Главным его счастьем было видеть, что на каком-то месте построят не уродливый дом, а необычное сооружение, олицетворяющее его идеи.