Фриденсрайх Хундертвассер (ч.1) Мероприятие "Вино глазами инженера" от "Москвы глазами инженера"

Jun 18, 2020 16:09

Давным-давно (хотя это было 3.5 месяца назад, но по ощущениям - в прошлой жизни), 1 марта 2020, мы побывали на экскурсии-дегустации "Вино глазами инженера", Австрия. Да, было время, когда можно было просто так выйти из дома и пойти на экскурсию, которую к тому же проводили в баре.

Мы были на двух таких экскурсиях,
Экскурсия от "Москвы глазами инженера", "Вино глазами инженера", Франция
Часть 1, бордоccкое вино, архитектор Эктор Гимар и ар нуво
Часть 2, бургундское вино, архитектор Огюст Перре и ар деко
Часть 3, вино региона Лангедок-Руссильон, Ле Корбюзье и модернизм
Часть 4, вино долины Луары, Жан Нувель и современная архитектура

Экскурсия от "Москвы глазами инженера", "Вино глазами инженера", Испания
Часть 1, Великий Гауди и Каталония
Часть 2, Рикардо Бофилл и оранжевое вино
Часть 3, Сантьяго Калатрава и Rioja

, про Австрию была третья, а на Итальянскую мы попасть не успели, карантин:(

О винной части мероприятия - винах Австрии - я уже рассказывала по горячим следам, а этот пост - о великом австрийском архитекторе Фридрихе Штовассере (Friedrich Stowasser). Да, именно такое имя было дано ему от рождения, а прославился он под именем, которое он постепенно создавал себе сам.




Вот, что википедия говорит об этом:
Штовассер поменял фамилию зимой 1949 года. Свой псевдоним он образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто - Hundert). Как он рассказывал позднее, вода для него - одна из главных стихий: «вода очень меня занимает», это «убежище, дверца, в которую я всегда могу улизнуть». Придуманное им для себя в 1961 году в Японии имя - переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает "богатый миром"). Хундертвассер последовательно изменял его сначала на Фредерика, потом на Фридерейха, и, наконец, на Фриденсрайха. Как объяснял сам художник, у человека должно быть много имён, каждое из них описывает одну из его ипостасей.

Интересно, что в детстве он какое-то время учился с школе Монтессори, возможно, именно она дала первый толчок его воображению. Рисовать он начал очень рано.

Огромное влияние на его развитие оказала проходившая в 1948 г в венском музее Альбертина выставка экспрессиониста Эгона Шиле.



«Здания Шиле казались одушевленно-человечными - они ничем не напоминали рисунки архитектора, либо дома, выписанные другими художниками», «они светились в темноте … он писал их так, словно нет никакой разницы между кожей обнажённой девушки и кожей дома» - вот впечатления Хундертвассер о выставке.
Эгон Шиле. "Дома с цветным бельем", 1914



Хундертвассер проникся идеей Шиле, не делавшего различия между изображением стен домов в пейзажах и кожи человека. Его идея, которую он развивал всю жизнь - что человек имеет право на третью кожу: первая - собственно его кожа, вторая - одежда, и третья - его дом. Для человека естественно творить и в области архитектуры, создавая себе комфортную среду обитания.
Очень близко Шиле одно из самых ранних представлений юного будущего архитектора.
Хундертвассер. "Железная дорога в SCEAUX", 1950



Очень важной для Хундертвассера была идея цвета и символизм цвета. Так, золото ассоциировалось у него с счастьем, как, например, на этом произведении Климта "Панно в столовой Папе Стокле" 1905-1911 гг



Можно сравнить его с IRINALAND над Балканами 1971 г



Тут можно найти реализацию еще несколько идей, в частности, восприятие дома как живого организма (антропоморфизм) и спираль. "В спирали сталкиваются и переплетаются цветение и увядание, плоскость и глубина,по спирали движется вся человеческая жизнь, спираль растет и умирает как растение"
Ранняя работа будущего архитектора - "Большой путь" 1955



Очень важным этапом для развития Хундертвассера было знакомство с творчеством великого испанца Гауди, его идеи, растительные мотивы,



даже использованные Гауди материалы, например, транказис-вторичная керамика.


(тут я наконец использую свои фотографии 2013 г, а не фото из интернета)

Хундертвассер решительно отрицал прямую линию (ассоциировавшуюся у него со смертью), сетку (концлагерь): "Архитекторы строят преступные конструкции, недостойные того, чтобы в них жил человек...Они строят камеры концентрационного лагеря, в которых гибнет душа человека...И эти джунгли прямых линий, которые затягивают нас все больше и больше, как обитателей тюрем, должны быть расчищены!"
В частности, это относилось к Шарлю ле Корбюзье



и Школе Баухаус.



В работе «Кровоточащие дома» оттенки перетекают один в другой, линии текут по своей собственной траектории, рассыпаясь на отдельные части, из которых вырастает нечто целое.



Только природа, деревья как живая кожа должны быть с человеком, он должен иметь право на окно, пусть и разрисованное, оно главное, а не стены.
Огромное значение для него имели и материалы, такие, как керамика, кирпич и дерево экологичны, их можно использовать вторично, мы должны вернуть наш долг природе. Природа навеяла и идею для пола - вода, волна, да, по такому полу идти неудобно, но мы должны поймать равновесие.
Дома будущего, по мнению архитектора, должны будут стать приютами для деревьев, зеленая цитадель будет лечить город, город растворится в лесу.

Вот одна работа Хундертвассера - реконструкция галереи Кунстхаус (1989-1991) в Вене.


Его призвание, как он сам считал - лечить города, создавать здоровые города.

Жилой комплекс "Die Wald-Spirale" (Лесная спираль) в Дармштадте, Германия, , был создан в 1998-2000гг. Тут реализованы многие из идей архитектора, в том числе, и спираль, и деревья, и экологичность постройки (все сделано из вторичного бетона). Полосы как слои осадочной породы - показывают ход истории. Золотые купола навеяны Кремлем и Востоком и символизируют радость, богатство, роскошь, солнце.



Еще более масштабное сооружение - "Die Grune Zitadelle" (Зеленая цитадель), Магдебург, Германия (1998-2005 гг.), использующее природный рельеф местности и отражающее большинство идей архитектора



Окончание следует.
Иллюстрации взяты из открытых источников.

Хочу все знать, Экскурсия, Культурная программа, Москва глазами инженера, Кафе

Previous post Next post
Up