Портреты в коллекциях Эрмитажа. Главный штаб, Санкт-Петербург.

Aug 19, 2023 21:44

Главный штаб Санкт-Петербург: экспозиция Государственного Эрмитажа.
На 3-ем и 4-ом этаже расположены залы европейской живописи XIX века. Мне хотелось вернуться к опубликованным ранее темам.




«Генерал Бонапарт на Аркольском мосту» (1796-97) работы Жана Антуана Гро и портрет императрицы Жозефины (1801) работы Франсуа Жерара размещены на соседних стенах.





Портрет Наполеона I, короля Италии (1805-1810). Художник Андреа Аппиани. А это уже итальянская живопись, портрет расположен в соответствующем зале, далеко-о от Жозефины. Поступление 1922 года, ранее в собрании герцога Лейхтенбергского.




Рядом с портретом Жозефины хочется вспомнить о пейсли. С легкой руки Жозефины Богарне (1763 - 1814), супруги Наполеона I, которая была на тот момент времени законодательницей французских мод, кашемировая шаль в период Директории постепенно вошла в употребление не только во Франции, но и по всей Европе. Жозефина имела в своем гардеробе от 200 до 400 шалей (по другим сведениям, 60). Шали были шерстяные и шёлковые, однотонные и с цветной ориентальной каймой, украшенные вышивкой и бахромой…одним из излюбленных и узнаваемых орнаментов был т.н. пейсли.

Орнамент пейсли. Кашемировые шали. История моды.

Robert Jacques François Faust Lefèvre. Робер Лефевр «Портрет Е.А. Демидовой» (1800-1805)
Henri−François Riesener. Анри-Франсуа Ризенер «Портрет Жозефины Фридрихс» (1813)











Рядом с портретом Жозефины (скромно в уголке) - бюст знаменитой мадам Рекамье.
Читайте тему:
Картина в картине. Портрет принца Августа Прусского. Жюльет Рекамье.





Известный пример шали с пейсли. Картина Альфреда Стевенса «Чтение письма». Поступление 1919 года из Аничкова дворца.
Alfred Stevens «A nice letter» (конец 1860-ых). Картина также находится в Эрмитаже.















Жозеф Дезире Кур. Портрет княжны Екатерины Алексеевны Щербатовой, в браке княгини Васильчиковой (1818-1869). Не позднее 1840 г.




Разглядела у Екатерины Алексеевны два пробора.



Вид из окна.




Ханс Макарт. Женский портрет (в центре). Мимо Макарта пройти не смогла.




На этот портрет хотелось бы обратить внимание. На табличке в зале Эрмитажа указано: «Портрет великой княгини Марии Михайловны» (1847).
В сети этот портрет достаточно часто подписывают как «Портрет великой княгини Елизаветы Михайловны», младшей сестры. Судьбы обеих сестер трагичны. Мария Михайловна (1825- 1846) отличалась хрупким здоровьем, скончалась в Вене в возрасте 21 года, умерла незамужней, то есть должны были бы подписать на пояснительной табличке: Портрет великой княжны Марии Михайловны, поскольку до замужества носили титул великой княжны.





- Карл Рудольф Зон «Портрет великой княгини Марии Михайловны».
- Карл Рудольф Зон «Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны».






Grand Duchess Elizabeth Mikhailovna of Russia, Duchess of Nassau. Portrait by Vladimir Hau -  справа пример ошибочной интерпретации картины (?), сестры на портретах очень похожи.
Великая княгиня Елизавета Михайловна - дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, внучка Павла I. Свадьба Великой Княжны Елизаветы Михайловны с 27-летним правящим герцогом Нассау Вильгельмом Августом Карлом Фридрихом (1817-1905) состоялась 19 января (1 февраля) 1844 года в Петербурге в Михайловском дворце. Супруги уехали в Висбаден.
Церковь Святой Праведной Елизаветы в Висбадене. О трагической судьбе Елизаветы Михаиловны читайте в теме:

Русская церковь в Висбадене.






На сайте luxarazzi.com обсуждается браслет в виде змейки на руке Елизаветы Михаиловны. Акварель Владимира Ивановича Гау и портрет кисти Карла Рудольфа Зона практически повторяют друг друга. На акварели изображена младшая из сестер - Елизавета Михаиловна (1826-1845).




Еще один акварельный портрет Елизаветы Михаиловны работы Владимира Ивановича Гау (и браслет со змейкой). 1844 год.
Источник: https://www.ruzhnikov.com/works-on-paper/portrait-of-grand-duchess-elizabeth-mikhailovna/



Вероятно, в зале Эрмитажа ошибочно указано имя княгини.

Генрих фон Ангели «Портрет императрицы Марии Фёдоровны» (1874)
По правую руку от Марии Фёдоровны сейчас находится портрет графа А.Г. Кушелева-Безбородко работы Франца Крюгера (к сожалению, картины висят напротив окна, сфотографировать и отблески убрать сложно)





Зелёные (да ещё и двойные?) стекла очков привлекают внимание. Зеленые и синие линзы были популярны в Петербурге в XIX веке.
Языкознание. Что любопытно, так это смысл выражения: «смотреть на дѣло въ розовые или зеленые очки» © А. Д. Способин «О разводе» (1881).
Или такая фраза: «Вѣдь стоитъ только посмотрѣть не сквозь зеленые очки эстетической критики на Демона, Героя Нашего Времени и на Маскарадъ, чтобы увидѣть въ нихъ множество нелѣ­постей» © Николай Соловьев «Искусство и жизнь» (1869). В  XX веке в фразеологическом обороте остался лишь розовый цвет: «смотреть сквозь розовые очки» / «видеть в розовом свете» - иметь нереальное представление о чём-то, учитывая одни лишь достоинства, идеализировать, не замечать недостатков.






Подробнее по теме очков:
Портрет А.Г. Кушелева-Безбородко работы Франца Крюгера. История солнцезащитных очков. Зеленые, синие...

Картины постоянно перемещаются, словно товары на полках супермаркетов, в зале главного портретиста императорской фамилии и французского двора Франца Ксавера Винтерхальтера нынче представлены такие портреты.

Слева, в белом платье:  Портрет императрицы Марии Александровны (1824-1880), жены императора Александра II. Портрет этот был написан в Баварии, где Мария Александровна лечилась на водах (1857).




- Портрет княгини Софьи Александровны Радзивилл (1864).  Размеры: 126 x 94 см.
- Софья Петровна Нарышкина (1858). Размеры: 150×114 cм. Портрет был написан в Париже. Прославилась тем, что давала блестящие балы в Москве. Массивные жемчужные украшения на портретах того времени зачастую были имитацией из стекла, но не в данном случае.
- Портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной (1832-1885), дочери Алексея Шереметева. Варвара Алексеевна Шереметева обвенчалась с Владимиром Ивановичем Мусиным-Пушкиным в мае 1857 года. Дата написания картины: 1857/1858, 112×147 см













В экспозиции Эрмитажа находятся также такие портреты работы Винтерхальтера (но я их не заметила):
- Портрет Марии Николаевны кисти Ф. К. Винтергальтера (1857) Государственный Эрмитаж
Мария Николаевна (1819-1876) - дочь российского императора Николая I и сестра Александра II
- Портрет великой княгини Елены Павловны, супруга Михаила Павловича, сына императора Павла I. Дата: 1862. Размеры: 123 x 89,5 см
- Два портрета Татьяны Александровны Юсуповой, которая вышла замуж за своего кузена Николая Юсупова (Синод пытался преследовать их за незаконное венчание, но император Александр II их поддержал). Портреты были написан в Париже. Русская аристократия предпочитала проводить время в Париже.







В этом же зале на четвертом этаже рядом с портретами работы Винтерхальтера находится ещё одна картина, на которую обращают мало внимания, а между тем это преинтереснейшая история:




- «Девочка с птичьим гнездом» (1869) Чарльз Чаплин
- Паскаль Даньян-Бувре «Художница-акварелистка в Лувре». Ок. 1891
фр. Jeune Femme-aquarelliste au Louvre Дерево, масло. 35,5 × 30,5 см








Художница-акварелистка в Лувре работает над веером на фоне картины Антуана Ватто «Паломничество на остров Киферу».
Читайте тему:
Жан Антуан Ватто́. Картина «Паломничество на остров Киферу».




картины, тема 2, фото

Previous post Next post
Up