Стратегическая игровая карта-3, или откуда и почём игрок обычно берёт войска.

Aug 23, 2021 08:18


Начало здесь, продолжение здесь.

Итак, как и было анонсировано - основные способы, как и откуда в рамках существующих (и более-менее актуальных) армилистов игрок обзаводится войсками.

Прежде всего некоторые базовые рамки. Мир Л., как и положено по жанру, полон конфликтов (иначе героям негде будет геройствовать, как было давно замечено умным человеком). К тому же, ни одно из государств мира не добралось в своём развитии до монополии на насилие. Поэтому, кроме игрока, (т.е. представителя или даже alter ego правителя) у практически любой фракции есть некоторое число общественных групп, у которых есть собственные вооружённые силы. Ситуация, когда различные центры силы в рамках, вроде как, одного государства, огнём и мечом разбираются во взаимных претензиях - отнюдь не редкость. С другой стороны, государство - т.е. обычно основная сила фракции - стремится как-то формализовать «правила игры» для этих центров силы. Чтобы они реже воевали друг с другом и чаще - выделяли войска и ресурсы в полезных государству целях. Получается скорее по-разному, но хотя бы формально есть традиции, а то и писаные законы, обязывающие различных strongmen подчиняться главе государства.



Также, поскольку правитель до сих пор правитель - у него неизбежно есть известное и достаточное число вооружённых людей (или иных рас). Некоторые из них - собственно «его», в диапазоне от личной дружины до постоянной армии. Остальные - это различные сторонники, союзники, вассалы, по разным причинам, не 100% и не в любой момент поддерживающие правителя. А значит - их ресурсы частично и при ряде условий доступны игроку, более того, для многих фракций играют очень важную роль. Правила поощряют (надеюсь) такое разнообразие геморроя для разных фракций совершенно сознательно. Но общий принцип - чем больше расходов государство оплачивает, тем меньше игроку приходится возиться с дипломатией и политикой... хотя ни одна фракция, повторюсь, не свободна от этого.

Посмотрим, что у «обычного» игрока в его «списке покупок» и примерно почём:

Первая по порядку, по значению, но редко когда по численности часть войска - постоянная армия/гвардия/дворцовый полк правителя. Обычно элитный отряд, хорошо вооружённый и оснащённый. Минусы для игрока - генерал может поплатиться за чрезмерные потери; ну, и дорогие они, естественно. Их надо (щедро) оплачивать и в мирное, и в военное время, как говорил один историк «they were always there, but then again, they were always there». У некоторых фракций есть исторически оправданная и весьма выгодная опция - распределить хотя бы часть гвардейцев как офицеров и надёжный «каркас» среди отрядами (обычно дворянского) ополчения. Бонус к показателям, особенно Дисциплине, как правило, более чем искупает утрату одного элитного отряда. Примечательная особенность дворцовых войск - правитель (за которого может играть игрок) не сможет их не брать с собой в бой. Многие фракции, в рамках их системы ценностей, категорически не приемлют подобной «трусости», и растратить дорогой, качественный и ценный контингент гвардейцев оказывается куда проще, чем это кажется.

Добровольцы. Те, кто  по законам и традициям фракции мог бы не служить, или же безнаказанно от службы уклониться - но всё равно явился под знамёна. Они являются одним их ключевых элементов «бесплатных» войск игрока при обороне рубежей, могут быть и частью полевой армии. Качество их сильно разнится, от конных дворян (важная составляющая гугенотских армии времён религиозных войн) до разорённых войной бедолаг, которые «желают солдатом быть пропитания ради». Соответственно, разнятся и условия службы.  Иногда игрок не платит ничего или почти ничего - добровольцы кормятся из своих, или из добычи, или они «добровольцы» в кавычках и их негласно оплачивает некая третья сила. Иногда им полагается вполне себе жалование, например, как именно что добровольным воинам-крестоносцам. (Добровольцы «бесплатные», кстати, могут покинуть игрока через месяц или сразу после крупного сражения - они свою часть работы, в своих глазах, выполнили, что может, и должно, влиять на стратегические расчёты). Харизма полководца в ряде случаев также может влиять на количество и «уровень»добровольцев. Игрок, как правило, ничего за них не платит в мирное время (когда их, собственно, ещё и нет), хотя у некоторых фракций те или иные финансовые решения краник притока добровольцев могут сильно крутануть, в одну или другую сторону. Разумеется, игрок также не платит добровольцам, участвующим в стычках на рубежах. Также некоторые фракции используют своеобразных «агентов вербовки», созывающих под знамёна новобранцев достаточно авантюристически настроенных... или достаточно отчаявшихся.

Наёмники. С ними в правилах та же проблема, что и военной истории - кого именно ими считать? Немало толковых авторов пролили над этим вопросом немало чернил, не щадили байтов в Ворде - и с частью их трудов авторский коллектив смог ознакомиться. Вопрос «кто это, собственно, такие?», если вдуматься, непростой. Ведь

1) вознаграждение (необязательно денежное), которое обычно считают отличительной чертой наёмника - получали если не все, то многие воины. И рыцари феодальной рати (после истечения срока бесплатной службы или вне оговорённых её условий). И городские ополченцы - в принципе, по той же схеме, что и рыцари. И даже добровольцы.

и 2) «чужак» - обычно наёмником считают иностранца - тоже понятие относительное. Например, в Италии, где наёмники в военном деле играли огромную роль, «чужаками» для Вероны были, скажем, пизанцы и генуэзцы. И это не говоря, что многие наёмники были из числа подданных правителя.

В общем, всё непросто и разнообразно, ну, пусть так и будет.

Низшая форма организации наёмников - на т.н. коротком контракте. Их нанимают при необходимости (из истории известны контракты на несколько недель), и увольняют при первой возможности. Очень дорогие, нередко - рискованные, могут предать, при увольнении немедленно переметнуться к противнику или пограбить. Зато ничего не стоят из мирного бюджета. Интересной разновидностью являются Великие компании, Great Companies, найм которых нередко мотивировался желанием срочно убрать орду хорошо вооружённых и отмороженных вояк куда угодно, лишь бы подальше.

Более регулярная, если можно так выразиться, форма организации - это условно «кондотьерская». Контракты уже типовые, с обязательствами сторон, традиционными нормами и известными «правилами игры» и понятиями (в блатном смысле слова). Наёмников берут под знамёна на определённый срок, с правом продления (да-да, читатель, именно что di ferma и di rispetto), чего вполне хватает на кампанию, или на бОльшую её часть. Наёмники всё ещё достаточно дорогие, но однозначно дешевле «диких» коллег; в мирное время государство обычно ограничивается выплатами предводителям и капитанам, т.н. пенсиями.

На пути к постоянным армиям. Наёмники могут годами и десятилетиями находиться на службе одного нанимателя (регулярно продлевая контракт). В мирное время государство содержит сокращённый состав наёмных отрядов - и платит им жалование, разумеется, обычно ещё и обеспечивает как минимум частью припасов (иногда вычитая часть цены из «фонда заработной платы», иногда - жульничая на этом). Капитаны и гран-капитаны получают вполне вкусное жалование (или выплаты, если в резерве) в мирное время, взамен на что обязуются за короткое время превратить свои роты-«сухофрукты» в полнокровные подразделения. В общем, недешёвый, но достаточно надёжный вариант. Обычно на время войны донанимают дополнительных кондотьеров, правда, есть риск, что они будут не в ладах с «постоянными» капитанами, или что их просто перекупит враг. Как правило, на этой стадии у фракции есть местный аналог «сломанных копий» - остатки разбитых рот, или тех, где капитан умер, погиб или отошёл от дел. Государство нанимает их напрямую (чтобы не терять проверенных ветеранов), назначает им капитанов и распоряжается по своему усмотрению.«Копий», конечно же, надо также оплачивать и в мирное время - хотя они всё равно обходятся  несколько дешевле основного отряда, т.к. платить необходимо только бойцам, без офицеров... что, кстати, не не так мало - например, 750 французских «ордонансных» конников времён первых религиозных войн стоили бы (300 латников и 450 «лучников») 17 550 ливров в месяц; а как тактический отряд с командным составом - 24 тысячи, ведь капитан мог получать до 263 ливров...

И наконец - имперский вариант. Дорогой и (почти) надёжный. Наёмников собирают в роты и полки и держат на службе сколько нужно будет, пока наступивший мир, или финансовый кризис, или первый в результате второго, не вынудит распустить часть армии. Как правило, солдаты из местных добровольцев, впрочем, возможны и иностранцы - всё равно, устоявшаяся военная традиция позволяет за считанные недели или месяцы выпускать из почти любого «материала» новых аркебузиров-арбалетчиков-пикинёров-алебардистов (с конницей сложнее). Есть и престижные, а потому дорогие части, нередко иностранные. В мирное время, как и в военное, фракция платит за всё, включая «зелейные» (пороховые) мастерские, литьё пушек, докторов, нотариусов, переводчиков (для иноязычных), коновалов и мастеров по ремонту пистолетных замков... Дорого (разве что жандармы носят свои доспехи, и то дело). Ну так и ресурсов у имперских фракций много.

Ополченцы. Одни из самых распространённых видов войск, и разнообразный до безобразия. Очень сильно - наверное, даже больше прочих войск - ополченцы зависят от условий общества. Рассмотрим только самые типовые случаи, опять же от простого к сложному.

Условные «варвары». Любой мужчина (и некоторые дамы) = охотник, а значит, и воин. Набеги, контрнабеги, кровная месть и нападения на более богатых соседей, а равно общая жестокость жизни закаляют бойцов. Провалившие этот «дикарский ЕГЭ», скорее всего, уже мертвы, а значит, все живые имеют некоторую выучку и навыки. Варварское ополчение практически и составляют всю, или почти всю армию соответствующих фракций. Ничего - или почти ничего - не стоят игроку ни в мирное время, ни в военное, но с ними Страшный головняк в смысле долгой кампании. Могут массово разбежаться как после крупной победы (добыча!!), так и поражения (вождь утратил удачу!). Вообще могут разойтись через некоторое количество недель - припасы не вечны, а слово «комиссариат» даже самые мудрые старцы племени не выговорят, даже с третьей попытки. Помогает череда удач (удачливый и щедрый вождь, идеал для воина-варвара), бонусы Харизмы и религиозный мотив конфликта.



Одни из канонических варваров фэнтези - говардовские пикты. Кстати, хайборийские армилисты у нас тоже есть)).

Условный фирд. Жизнь всё ещё достаточно дикая и жестокая, но всё же это уже оседлое население, с кое-какой экономикой, законами и (иногда) центральной властью. Снаряжение в зависимости от богатства воинов, обычно бедноватое. Ничего не стоит государству в мирное время, в военное - не всегда и в зависимости от целей кампании. Как правило, оборонительная война дешёвая, ополчение соберётся оперативно и охотно. Для наступательных операций придётся собирать «избранный фирд» или его аналоги, и нередко его оплачивать, пусть и скупо (такие фракции откровенно небогаты as a rule).

Городское/сельское ополчение. Примерный аналог позднего Средневековья. Условия службы - продукт долгих переговоров, торговли, шантажа и традиции. Как правило, государство не платит в мирное время (содержать в порядке оружие и иногда тренироваться - форма налога), хотя продвинутые в этом плане фракции содержат офицеров и чиновников, придающим ополчению характер полупрофессиональной армии, не бесплатно, разумеется. Сбор уже обходится кое во что (например, иногда традиция обязывает оплатить новобранцам накидку геральдических цветов, дорогу до места сбора, и так далее). Эти войска имеют срок «бесплатной» службы, после чего либо расходятся, либо им придётся, дальше, платить. В целом, ополчение богатых городов хорошо оснащено и нередко вполне боеспособно. Сельские контингенты победнее, но тоже имеют свои плюсы. Опять же, некоторые фракции дополнительно их вооружают, по образцу Венеции и её аркебузиров-ополченцев.

Рыцари, по сути, также ополчение (те из них, которые не household troops, не наёмники и не ордонансные роты). Так же ничего не стоят в мирное время, так же имеют срок службы - после которой могут (не обязаны) остаться на платной основе. Могут, как говорилось выше, вместо полевой армии «отработать» долг сюзерену, сидя по гарнизонам. В общем, дешёвая (первые 40 дней), недисциплинированная и опасная при правильных предводителях элитная рать. А ещё сбор рыцарей можно заменить налогом-скутажем с них же, для найма профессионалов.

Условное «пост-ополчение». Правила написаны «по мотивам» достаточно развитых, забюрократизированных государств типа елизаветинской Англии. По сути, это скорее форма набора в постоянную армию, под эгидой отжившей своё практики сбора ополчения. Новобранцев набирают, вооружают и даже базово обучают на местах (расходы - плод долгой и кляузной переписки с местными властями, делятся 50/50 или как получится), после чего они собираются в обговорённых местах (транспортные расходы - почти неизбежно падают на бюджет государства) и образуют новые полки для того или иного похода. После него части (что останется) обычно распускают, впрочем, долгая война вынуждает просто «донабрать» заново состав потрёпанных полков. Всё же дешёвая (хотя условный король древности, жалующийся на дороговизну фирда, удавится прямо у сундука от количества нулей в счёте) форма военной организации, хотя качество солдат и не лучшее. И да, когда полк собран - он полностью поступает на содержание казны.

Разновидность последнего типа «ополчения» - когда новый полк собирает не государство, а знатный лорд на свои средства. Это может быть верноподданнический жест, или проявление патриотизма/религиозного рвения, или подготовка к мятежу - но схема такая же, с т.зр. правил.

Ополченцы также составляют часть войск во время стычек на рубежах - и бесплатно.

Союзные малые «подфракции». Рыцарские или магические ордена, бойцовые монахи и т.д. Очень много вариаций, но в целом - их помощь неизбежно (и прилично) стоит. Они отстаивают свои интересы, и они достаточно круты (а иначе на кой бы они были нужны игроку?), чтобы отстаивать с позиции известной силы.Обычно кроме, или даже вместо денег, они заинтересованы в землях, влиянии и власти. Распространённый вариант - им надо выделить кусок государства. В смысле прямом - замок с землями, цитадель, некий город «на кормление», или же переносном - например, право проповедовать догматы своей веры (провоцируя недовольство существующей церкви и восстания на религиозной почве). Игроку, возможно, было бы не сильно до того дело - он в мир Л. играет, а не живёт в нём постоянно - но беда в том, что практически всегда есть условия, при котором союзники станут нейтралами, а то и врагами. И отданный своими руками неприступный замок легко может стать вторым фронтом войны.

Это только самое-самое базовое деление. Есть ведь ещё, например, храмовые войска, но... Поставим пока (очередную) запятую. В следующий раз поговорим о практике - т.е некоторые примерные армилисты фракций. Думаю, с упором на фэнтези - ведь с «как-бы-историческими»  листами обычно проще.

Удачи,

фэнтези

Previous post Next post
Up