В последние 20 лет в Северной Америке обнаружилась и стала набирать силу религиозно-мистическая группа Иных (Otherkin). Это даже не столько организованная группа, сколько по-новому осознавшие себя отдельные язычники, нью-эйджеры и поклонники Толкина, которые поддерживают связь в основном по интернету с очень редкими отдельными встречами в реале. В рунете эти персонажи присутствуют под названием "анхуманы" (от unhuman), и это английское самоназвание недвусмысленно намекает, откуда пришёл тренд.
По примеру транссексуалов, которые убеждены, что они по ошибке родились мальчиком в теле девочки или девочкой в теле мальчика, Иные убеждены, что они по ошибке родились в человеческом теле, а на самом деле они - различные благородные животные (тигр, леопард, кошка, волк), драконы, вампиры или же ...
...эльфы.
Думаю, инопланетян, атлантов, генетических ариев, гиперборейцев и прочих плеядцев можно занести в эту же категорию.
Что можно сказать о таких людях? Я сначала написала довольно циничный текст, но потом, когда он отлежался, я по некотором размышлении решила данный тренд отнести к новым религиям и, уже отталкиваясь от этого, разделить её последователей 2 категории: эзотерическую (мистическую) и экзотерическую (популярную) группы.
В подавляющем меньшинстве случаев за самоидентификацией Иным скрываются реальные духовные поиски, что приблизительно соответствует буддийской тантре, мусульманскому суфизму, христианскому исихазму, иудаистскому хасидизму, а также гностицизму, дзену, каббале, йоге, магическому шаманизму и другим мистическим течениям, включая продвинутую магию в викке.
Таких людей неудержимо тянет нечто с "той стороны", и они не находят пути "туда" среди существующих в их обществе тропинок: религий, сект, духовных и философских сообществ, психологических семинаров и т.п. В их поисках они путём перебора случайно выходят на персонажей Иных, и опыт диссоциации с человеческой сущностью и ассоциации с симпатичным эльфом или грозным волком переводит их на новый уровень духовного развития. Таким образом человеческая сущность в духовном смысле ими искусственно связывается с присутствующими в обществе крупными религиями, доказавшими свою бесполезность для них, и единственный подаривший ощущение духовного роста опыт пребывания Иным становится определяющим в дальнейшей самоидентификации.
Те же, кто составляет бОльшую часть современного сообщества Иных и дают этому термину его неоднозначную репутацию, на мой взгляд являются заигравшимися ролевиками или ищут психологической компенсации собственных комплексов.
Справедливости ради стоит отметить, что в своей экзотерической (популярной) части ВСЕ крупные религии тем или иным образом компенсируют неудовлетворение человека своей жизнью или предоставляют красивую мифологическую иерархическую структуру и набор атрибутов, чтобы поиграть разные роли, т.к. именно сложившийся набор ролей позволяет "меряться пиписьками" или присваивать себе определённые отсутствующие качества в глазах окружающих.
Вера экзотерических Иных в собственную нечеловеческую природу искренна, хоть и происходит из неосознаваемой глубочайшей неудовлетворённости своей земной оболочкой и той ролью, которая у данного представителя сложилась в обществе до осознания себя Иным. Не озвученный, но от этого не менее острый вопрос "Почему мне так хреново?" вдруг находит очень логичный ответ: "На самом деле я намного лучше, чем я думал. На самом деле я не отсюда. Я не человек. Я вот этот красивейший благородный зверь / фантастический и преисполненный волшебства дракон / огнегривый лев / золотой орёл небесный, чей так светел взор незабываемый / неземной красоты эльф, имеющий право на белые волосы, меч и магическую силу."
Как нетрудно догадаться, такой образ мышления даёт отличнейшую причину прекратить попытки социальной интеграции в прежнем человеческом облике, позволяет чувствовать себя избранным, уникальным, возвыситься над толпой, почувствовать свою блистательность, которую никто не оспорит. Человек банально создаёт собственную космологию, мифологию и философию и в своей обычной жизни подводит под неё абсолютно всё, игнорируя несоответствия и перегибы.
Люди настолько погружаются в выбранного ими персонажа, что до определённой степени растворяются в нём. Их земная оболочка для них изначально обесценилась, и они часто жертвуют ею, чтобы приблизиться к форме своей души. Эльфы перекрашиваются в платиновых блондинов, выпрямляют волосы и носят одежду в средневековом стиле, некоторые делают пластическую операцию, чтобы получить те самые остроконечные ушки. Вампиры вставляют себе правильные клыки и носят линзы пугающих цветов. Драконы тоже могут себя побаловать линзами с узким зрачком рептилии. Одна "кошка" сделала себе вот такое:
Далее я проведу параллели между различными персонажами Иных и тем, что они призваны компенсировать. Делаю это ни в коем случае не для того, чтобы кого-то обидеть (на обиженных воду возят), а чисто для того, чтобы понять, нет ли у меня чего-то похожего с шаманской стороны.
***
"Эльфы" становятся эльфами от неудовлетворённости своим внешним видом, непопулярности у противоположного пола, неспортивности, неуклюжести, от ощущения собственного несоответствия социальному образу идеала, созданному рекламной, музыкальной и кино-индустрией. В пользу этого говорит тот факт, что среди мифологических персонажей вряд ли кто-то выберет хоббитов или троллей, увеличит себе ноги, отрастит на них шерсть и станет ходить босиком, сознательно вырастит себе пузо с прыщами и бородавками и сделает тату в виде плашек псориаза. Не исключаю, что есть те, кто обнаружил в себе частичку души орка или Саурона. Эти компенсируют в себе неумение себя защитить, малодушие и чувство, что весь мир против них.
"Волки", "кошки" и прочие животные нуждаются в том, что является отличительной особенностью выбранного ими животного. У волка это может быть бесстрашие (компенсация трусости), крепкие отношения внутри стаи (компенсация одиночества, социальной изоляции, непопулярности). У кошек - независимость (компенсация одиночества, когда оно превращается из недостатка в достоинство), острые когти (компенсация слабости и беззащитности) и грациозность (компенсация чувства неуклюжести).
Среди животных Иные предсказуемо выбирают благородных, красивых, грациозных или способных качественно защититься: волк, собака, лиса, кошка, тигр, ягуар, олень, орёл, медведь, гиена, росомаха, акула, мышь. Про акулу я читала, что такой случай пока является единичным, и присутствует где-то в районе Гавайских островов, что вполне естественно, учитывая тамошний недостаток достойных хищников, которых можно прокачать в себе неуверенному человеку. Подозреваю, что мышь выбирают те Иные, которые хотят не прокачиваться, а скорее обернуть свои недостатки (невзрачная внешность, маленький рост, вороватость) в достоинства.
Я пока не слышала о том, чтобы кто-то в своей душе всерьёз почувствовал себя, например, бакланом, курицей, козой, хомяком, жабой или божьей коровкой. Если такие и есть, то, думаю, их можно найти только в архивах психиатрических клиник. Упомянутые в предыдущем абзаце красивые, благородные и грозные могли бы тоже заинтересовать психиатров, но не интересуют, т.к. психиатры в каком-то смысле разделяют социальное соглашение о красивых и сильных животных и то, что, если человеку хочется получать компенсацию красоты и силы, то он на это имеет право до определённой степени, пока не начинает бросаться на других. А вот если вдруг ни с того ни с сего человек объявил себя козой, этот случай стоит рассмотреть подробнее.
Также мне было интересно провести параллель между Иными и язычниками вообще и шаманами в частности, работающими с духом животного или с эльфоподобным духом-проводником.