Если ищешь и не можешь найти, значит, надо подождать.
Возвращение к давней теме. Тем, кто не в курсе предыстории о Де-Кастри, Клостеркампском маяке и полковнике Вице, рекомендую начать
вот с этого. Со всеми остальными - продолжаем наши интересные изыскания.
* * *
Четыре года назад, разобрав всё, что можно было найти и смирившись с тем, что реальную картину смерти/гибели полковника Белой армии Ивана Николаевича Вица так никто и не описал, я оставила тему в покое и стала ждать. Чего ждать? Сложно сказать. Наверное, истории надо было отлежаться. Надо было понять, что искать дальше, кого, где и с какой стороны…
Этим летом "источник ожил". Благодаря бдительности прекрасного человека появилась книга с воспоминаниями непосредственного участника событий - Богдана Ходжера, который в то время "партизанил" по просторам дальневосточной тайги. Его безыскусный и прозрачный по языку рассказ можно прочитать
вот здесь. И знаете, я склонна верить именно этому описанию гибели Вица, а не всем этим "разостлал на площадке возле маяка тюфяк, встал на нем на колени, помолился Богу и застрелился". Пусть знают и не смеют искажать причину моей смерти © И. Н. Виц
Но рассказ Ходжера (который лег в основу многих других рассказов и книг) подтолкнул к другому, логичному, понятному, но до сих пор почему-то не найденному. А кто такой был Виц? Что за жизнь у него была до, каким путем судьба привела его в Де-Кастри? И я пошла копать.
* * *
Помимо скудной информации, представленной ранее, удалось выяснить, что Иван Николаевич Виц родился 7 января 1864 (т.е. на момент гибели ему, действительно, шел 57-ой год). Офицером стал в 1883 году, в 1893 году он - поручик, Лейб-гвардии 1-й стрелковый Его Величества батальон. С 21.07.1914 года - уже полковник (полковник гвардейской пехоты) в том же полку. В белых войсках Восточного фронта в 1919-1920 числился в Николаевском местном батальоне, был командиром Николаевского экспедиционного отряда. Удалось даже найти фотографию Ивана Николаевича, еще в пору его относительной юности. Этой находке чрезвычайно рада, потому как выжидала ее те самые четыре года.
Иван Николаевич Виц. Лейб-гвардии 1-й стрелковый Его Величества батальон, 1894 год (Вицу - тридцать лет). Стоит в верхнем ряду, крайний справа.
Но этим информация, представленная в военных сборных энциклопедиях и форумах, исчерпывается. Неужели это - всё? Но с 1883 по 1919 год что-то же было? Что?
Прежде чем ответить на этот вопрос, позвольте слегка отвлечься. Дело в том, что дальнейший рассказ о судьбе Ивана Вица теряет смысл без краткого экскурса на тему военных экономических обществ. Первоначально мысль о военной кооперации зародилась в Голландии, где в 1819 году офицерами армии были образован "капитал для экипировки", задача которого состояла в предоставлении офицерам возможности приобретать обмундирование по низким ценам и в кредит. В 60-х годах XIX столетия кооперативное движение охватывает всю Европу, и мысль об организации общества потребителей проникла и в ряды армии.
В 1870 году английские офицеры первыми организовали свое общество потребителей, а в России военно-потребительские общества стали появляться после 70-х. Наиболее крупным по своим оборотам являлось Экономическое общество офицеров Гвардейского корпуса, которое потом переименовали в Гвардейское экономическое общество. Для достижения поставленных перед ним целей общество открывало собственные склады и магазины предметов потребления, устраивало мастерские для изготовления необходимых предметов, а также входило в соглашение с торговыми фирмами и владельцами магазинов о предоставлении участникам общества скидки. В случае выступления на войну гвардейского корпуса, общества открывали военно-походные отделения на театре военных действий. Подчеркиваю.
1904 год, Русско-японская война. Учитывая отдаленность дальневосточных границ, в вопросах тылового обеспечения армия оказалась в трудном положении. Слаборазвитые коммуникации затрудняли подвоз обмундирования, фуража, вооружений. Война застала Транссибирскую магистраль, буквально накануне вступившую в строй, "неподготовленной к эксплуатации в военном отношении", а на нее очень рассчитывали: для воюющей армии требовалось 12 000 пудов муки, 1300 пудов круп, 32 000 пудов, сена и столько же фуража ежедневно. Не хватало и обмундирования: мундиров - 271 400, шаровар - 373 400, шинелей - 143 000… Некто "Вас.М." в актуальном на тот момент издании писал: "Японцы в стычках ругают наших офицеров оборванцами, до того все пообносились".
На помощь пришли упомянутые военные экономические общества. Во время войны в Маньчжурии, кроме хабаровского (!), владивостокского (!), благовещенского (!) и Экономического общества военнослужащих Квантунской области, работали отдаленные от театра военных действий петербургское, московское, киевское и одесское офицерские экономические общества. Военное интендантство, до этого скептически относившееся к их деятельности, вынуждено было признать: "В первый раз проявилась и офицерская самопомощь в лице летучих отрядов, так называемых, офицерских экономических обществ".
Здесь позволю себе ремарку и поинтересуюсь у читающего: а скажи, читающий, ты что-нить знаешь о хабаровском/владивостокском/благовещенском военном экономическом обществе 1904-1905 годов? Воооот. И я не знаю. Есть повод поискать.
Продолжим. Петербургское и московское офицерские экономические общества в самом начале войны получили предложение открыть свои склады на театре военных действий. 2 марта 1904 года начальник Управления военных сообщений Главного штаба генерал-лейтенант Левашов запросил командира Гвардейского корпуса генерал-адъютанта князя Васильчикова о его принципиальном согласии на отправку отделения экономического общества на Дальний Восток. Правление общества послало наместнику императора на Дальнем Востоке генерал-адъютанту Е. И. Алексееву запрос насчет необходимости отправки отделения общества на фронт. 13 марта 1904 года он телеграфировал Васильчикову: "Помощь экономических обществ в деле снабжения офицерских чинов предметами первой необходимости признаю весьма желательною… прибытие отделения Гвардейского экономического общества признаю очень желательным и прошу содействия вашего превосходительства к открытию его в районе расположения армии".
Примерно в это же время правление Экономического общества офицеров МВО направило письмо к коменданту Харбина (Дунтен или Дунтель Артур Ромуальдович). Его ответ: "Ввиду страшной дороговизны в Харбине всех вообще предметов и продуктов, открытие в Харбине отделения Экономического общества офицеров весьма желательно… Из предметов желательно было бы иметь все офицерские вещи, в том числе и пограничной стражи, оружие, белье, обувь, походные кровати, консервы и т.п.".
Е. И. Алексеев и А. Р. Дунтен.
К 17 марта 1904 года в Главном штабе был составлен всеподданнейший доклад о командировании отделений обществ на Дальний Восток. 18 марта последовало высочайшее соизволение, а 19 марта о нем было сообщено инициатору - генерал-лейтенанту Левашову. "Надо ехать!".
Началось формирование бюджета, определение ответственных лиц, поиск поставщиков, подготовка транспортировки. Перед отправкой отделений обществ на Дальний Восток они тщательно проверялись, нередко даже на самом высоком уровне. Например, 17 апреля 1904 года во время парада лейб-гвардии 1-го стрелкового его императорского величества батальона состоялся разговор императора Николая II с начальником отделения (отделение Экономического общества офицеров Гвардейского корпуса, естессно). Военно-кооперативный листок общества так запечатлел этот факт: "Государь император изволил назвать открытие общества на Дальнем Востоке благим делом и осчастливил начальника отделения, а в его лице и всех офицеров Экономического общества Гвардейского корпуса, пожеланием счастливого пути и успеха". Начальником отделения общества был… капитан Иван Николаевич Виц.
Удалось выяснить, куда именно "на Дальний Восток" отправили нашего героя. Дело в том, что военно-походные отделения "гвардейки" работали по всему дальневосточному фронту, сразу в нескольких населенных пунктах: в Мукден был назначен подъесаул Черевков + 6 приказчиков и 2 нижних чина; в Ляоян - капитан Алексеев + 3 приказчика и 2 нижних чина, а в Дашичао отправился наш капитан И.Н. Виц + 3 приказчика и 2 нижних чина.
Таким образом, судьба занесла Ивана Николаевича в Дашичао, он же - Дашицяо, Ташичао, Ташидзяо и пр., по-китайски 大石桥 или 大石橋, в английском и японском варианте случается Tashihchiao и Tashih-Chiao (в общем, замучаетесь искать информацию); сейчас это небольшой уезд округа Инкоу провинции Ляонин. Во времена маньчжурской кампании местечко чаще называли Ташичао: "соединительная желѣзнодорожная станція двухъ линий Восточно-Китайской желѣзной дороги: одной на Инкоу, другой на ПортъАртуръ. Русскіе здѣсь построили большія временныя казармы".
Приведу занятный фрагмент из публикации в газете "Русский инвалид" (автор - П. Краснов; писал уже после первых поражений). "В самих вагонах сутолока и ад кромешный. Приказчики, опытные, ловкие приказчики, приехавшие из Петербурга, едва успевают доставать товары… сто шведских курток были распроданы за полчаса. Брали прямо без примерки, счастливые, что достали. Наступали сентябрьские холода, а многие офицеры, сломавшие поход из Шахезды, с берегов Ялу не имели ничего, кроме холщовых рубашек. Брали все. Пораженные дешевизной, покупали консервы-селянку, котлеты и щи, супы различные, рыбы, сардины, и громадные вагоны пустели в несколько часов… капитан л.-гв. 1-го стрелкового его величества батальона Иван Николаевич Виц и подъесаул Черевков - едва успевали разбирать вагоны. Обороты отделения общества достигали 13 тысяч рублей в день, товары не успевали подвозить. Да это и понятно. В окрестностях Мукдена собралась армия. Армия целыми месяцами довольствовавшаяся пустым чаем, китайским печеньем да казенным консервом. Притом многие обносились, многие во время тяжелого отступления в горах утратили нужные вещи, вьюки, теплую одежду"...
Те, кто знает историю Русско-японской войны, вспомнит, а остальные щазз узнают, что 10-11 (24-25) июля 1904 года в районе станции Дашичао произошло сражение между русским Южным отрядом под командованием генерала Н.П. Зарубаева (1-й, 4-й Сибирские корпуса) и 2-й японской армией под командованием генерала Оку (Oku Yasukata).
1904, Hirose Yoshikuni. After Heavy Shelling, Our Forces Occupy the Fort of Dashiqiao (Waga gun kyôshûshite tekigun o hôgekishi Daisekkyô no kenrui o senryô su).
В ходе двухдневного боя наши войска успешно отразили все атаки японцев. "На этомъ и закончился бой у Ташичао, и японцы не могли сбить насъ съ позиціи, тѣмъ не менѣе г.-л. Зарубаевъ, убѣдившись, по числу выставленныхъ японцами батареи, что противникъ превосходитъ его силы, рѣшилъ, согласно данныхъ ему раньше указаній командующаго арміей, отходить къ Хайчену. Большое вліяніе на это рѣшеніе оказало и полученное во время боя донесеніе г.-л. Засулича, что японцы, атаковавъ въ тотъ же день II Сиб. корпусъ, потѣснили его къ Симучену, что заставляло г.-л. Зарубаева безпокоиться за безопасность войскъ его группы со стороны Пханлинскаго и Далинскаго переваловъ. Въ ночь на 12 іюля наши войска начали очищать позиціи и отходить къ Хайчену. Станція Инкоу была эвакуирована, а гарнизонъ ея выступилъ утромъ на г. Ньючжуанъ. Эвакуирована была также и станція Ташичао. Японцы узнали объ очищеніи нами позицій только на разсвѣтѣ 12-го, когда открытая ими канонада осталась безъ отвѣта. Прекративъ артиллерийский огонь, противникъ выслалъ впередъ рекогносцир. партіи, которыя и выяснили, что войска наши отступили. Ок. 12 ч. д. 12 іюля позиціи были заняты японцами (Рус.-яп. война 1904-05 гг. Работа в.-истор. комиссіи, т. III, ч. 1-я)".
Так японцы перерезали уже не только морскую, но и сухопутную связь основных русских сил с Порт-Артуром. И после этих слов меня очень тянет пространно выступить на тему порт-артурских событий, но завязну. Да и не сильна, штоуж. Но можно с уверенностью (ну, ок, относительной уверенностью) сказать: 12 июля 1904 года капитан Иван Виц вместе с отделением "гвардейки" и нашими войсками был эвакуирован со станции Дашичао в город Ньючжуан (Нью-Чуан, Ньючванг). Почему "с относительно уверенностью"? Потому что моих сил и умений не хватило на то, чтобы найти хоть какое-нибудь упоминание капитана Вица в документах, касающихся тех событий. Ни в инете, ни в бумажном виде.
У этой картинки два варианта подписи, английский и французский. Забавно, знаете ли.
1. En Mandchourie. La partie de la voie ferrée abandonnée par les Russes est utilisée par les Japonais pour le transport de leurs canons.
2. Due to a lack of locomotives, teams of 16 Japanese soldiers worked to haul freight cars north to Tashihchiao.
Из Ньючжуана Виц попал в Ляоян, потом - Мукден, с его разбродом и несогласованностью. Далее - Телин, Сыпингай. Никаких доказательств (пока), только предположения. Потом была Цусима. И Портсмут. Последние два - без Вица, ясное дело; он, скорее всего, всё это время, до мирного договора, был на сыпингайских позициях. Покатили революционные волнения, стычки и забастовки на КВЖД, отсутствие прямой связи с центром, Манифест 17 октября… Армию лихорадило. Возможно, к тому времени Вицу удалось добраться до Владивостока (и оттуда - морем до Одессы) или Хабаровска (и оттуда - железкой), хотя снабжение войск не прекращалось вплоть до полной эвакуации. Не позднее мая-июня 1906 года Иван Николаевич Виц должен был вернуться в Петербург, но точных сведений об этом у меня нет.
* * *
Дальнейший ход истории всем нам известен. И, судя по тому, к чему пришел Иван Николаевич Виц в 1919 году, жизнь его между Сыпингаем и Николаевском была насыщена не менее, чем во время Русско-японской войны. Однако возьму паузу и остановлюсь на 1906, потому что и тут уже слишком много белых пятен. Если у меня или у вас (у вас!) получится эти пятна "раскрасить" - буду рада. Копаем дальше. Вашу помощь признаю весьма желательною ))
Продолжение, надеюсь, следует…
P. S.: Не перестаю удивляться этим судьбам!
P. P. S.:
- Ты вот это собираешь... И что будет в итоге?
- Не знаю. Но пусть будет.
Источники, благодаря которым появилась собрался этот пост:
http://militera.lib.ru/h/serebrennikov_ii1/04.htmlhttp://rovs.narod.ru/Pereklihka_13-14.pdfhttp://www.samoupravlenie.ru/28-11.phphttp://www.kau.su/ru/calendar/263/http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob/1904tashi.phphttps://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Tashihchiaohttp://history.milportal.ru/2014/05/deyatelnost-russkix-oficerskix-ekonomicheskix-obshhestv-v-xode-russko-yaponskoj-i-pervoj-mirovoj-vojny/https://m.slovari.yandex.ru/article.xml?book=ve&title=%D0%94%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%BEhttp://az.lib.ru/b/bulgakow_f_i/text_1904_letopis_04_oldorfo.shtmlhttp://librebook.ru/belaia_tishina - белая тишина, глава 21
http://forum.vgd.ru/395/70313/0.htm?a=stdforum_view&o=http://voenekonom-obsh.livejournal.com/