(Untitled)

Feb 19, 2009 20:08

В комментариях к http://nikaan.livejournal.com/116904.htmlRead more... )

прояснение

Leave a comment

dmitri_pavlov February 19 2009, 18:01:44 UTC
Миф про полезность школьной геометрии для обучения доказательствам почему-то очень рапспространён.
Например, в алгебре вопросы ничуть не туманнее, а доказательства даже и яснее.
В геометрии очень часто существенно опираются на рисунок.
И делают из-за этого ошибки.

Reply

nikaan February 20 2009, 06:05:50 UTC
да-да, Паш. Не, дети применяли. Занятие странное, по поскольку геометрию не жалко, то полезное. Да поход к основаниям математики абсурден по своей постановке.

Лично твой подход ... ну, мне он кажется бесполезным. и как же ты предлагаешь доказывать аксиому Паша? Счётом на 3 страницы?. Впрочем, в ближайшее время я не буду повторять экспериментов по обучению аксиомам.

Reply

dmitri_pavlov February 20 2009, 06:36:58 UTC
>Не, дети применяли ( ... )

Reply

nikaan February 20 2009, 06:41:07 UTC
нет, я не готов объяснять, чем мне такой подход не нравится :)
Извини.

Reply

rus4 February 20 2009, 22:48:49 UTC
Что-то я этого доказательства не осилил. При чем тут "если их две"? Надо же доказать, что не может быть ровно одной точки пересечения прямой с периметром треугольника?

Reply

dmitri_pavlov February 20 2009, 22:54:15 UTC
Две, кроме исходной точки пересечения. Всего три, то есть.
И в данном случае имеются ввиду пересечения с прямыми, а не с отрезками.

Reply

rus4 February 20 2009, 23:16:04 UTC
Все равно не понимаю. Пусть у нас треугольник ABC,отметим точку B_1 на луче CA за точкой A, C_1 на луче AB за точкой B, A_1 на отрезке BC. Предположим, что наша плохая "прямая" идет из B_1 в C_1, потом из C_1 в A_1, тут заходит в треугольник, и там и остается навсегда. У меня не получается применить твой аргумент.

Reply

dmitri_pavlov February 20 2009, 23:21:30 UTC
У тебя получается, что значение афинной формы, соответствующей прямой BC при движении по рассматриваемой прямой сначала положительно (в точке B_1), потом отрицательно (в точке C_1), потом снова положительно (после точки A_1). Это невозможно по соображениям линейности, поэтому этот случай в решении и не рассматривается.

Reply

rus4 February 20 2009, 23:45:32 UTC
Очевидность (очевидная невозможность) неразобранных случаев не делает доказательство безупречным. Тут вообще все случаи очевидны по одинаковым причинам. Так бы и сказал: очевидно.

Reply

dmitri_pavlov February 21 2009, 01:16:08 UTC
>Очевидность (очевидная невозможность) неразобранных случаев не делает доказательство безупречным. Тут вообще все случаи очевидны по одинаковым причинам. Так бы и сказал: очевидно.

Ты это вообще о чём?
Я же не пишу ответ на экзамене, а делаю очень короткий комментарий, чтобы продемонстрировать, что теорема Паша в этом подход доказывается очень легко.
Естественно, доказательство на экзамене будет более подробным.

Reply

dmitri_pavlov July 2 2009, 20:14:22 UTC
Если до этого доказано тривиальное утверждение
о том, что прямая пересекает отрезок во внутренней
точке тогда и только тогда, когда концы отрезка при подстановке в уравнение прямой дают разный знак,
то теорема Паша доказывается гораздо проще:
если прямая пересекает одну сторону треугольника,
то соответствующие вершины имеют разный знак.
Стало быть, есть две вершины одного знака и одно вершина другого знака.
Пара вершин разного знака, отличная от нашей,
даёт искомую сторону треугольника.

А вот мне интересно, сколько школьников, «изучавших»
геометрию в кружке, в состоянии доказать эту простую теорему.

Reply

rus4 July 3 2009, 06:19:43 UTC
Полагаю, большинство учащихся в кружке не помнят, что из большого количества равносильных формулировок аксиомы Паша (аксиомы полуплоскости) является аксиомой, а что следствием из неё. Это последнее, за что я буду на них рассержен.

У нас аксиома была такая: любая прямая делит плоскость на две части так, что отрезок между точками разных частей пересекает прямую, а между точками одной части не пересекает. Тогда доказывать нечего: две вершины треугольника лежат по одну сторону от прямой, эту-то сторону прямая и не пересечёт. Собственно, у тебя написано то же самое, только со словами "линейная форма".

Reply

dmitri_pavlov July 3 2009, 12:33:20 UTC
>У нас аксиома была такая: любая прямая делит плоскость на две части так, что отрезок между точками разных частей пересекает прямую, а между точками одной части не пересекает.

Это, конечно, хорошо, но тогда у тебя получается, что
ты добавлешь в определение плоскости новое данное:
помимо множества точек и прямых,
предиката инцидентности точки прямой и предиката
«лежать между» у тебя возникает
разбиение дополнения прямой на две части с указаннными
своствами. Либо ты имеешь ввиду, что отношение
«отрезок, соединяющий две точки, не пересекает
прямую» будет отношением эквивалентности
и классов эквивалентности будет два. Но в такой формулировке я не уверен, что школьники
могут всё правильно изложить.
Либо ты имеешь ввиду какое-то третье толкование,
и тогда хотелось бы понять, какое.

>У нас аксиома была такая

«Ваша» система аксиом где-нибудь существует
в записанном виде? Можно на неё взглянуть?

Вот, например, как в упомянутой аксиоматике
доказывается существование равностороннего треугольника?

Reply

rus4 July 3 2009, 13:22:34 UTC
отношение «отрезок, соединяющий две точки, не пересекает
прямую» будет отношением эквивалентности
и классов эквивалентности будет два.

Ну да, ровно это я и имею в виду и ровно это и сказал, только вместо "класс эквивалентности" употребил слово "часть".

Система аксиом очень вероятно, что избыточна, у меня её в записанном виде нет. Возможно, существование треугольника с данными длинами сторон, удовлетворяющими неравенству треугольника, и постулировалось.

Reply

dmitri_pavlov July 3 2009, 14:18:48 UTC
>Ну да, ровно это я и имею в виду и ровно это и сказал, только вместо "класс эквивалентности" употребил слово "часть ( ... )

Reply

dmitri_pavlov February 20 2009, 06:40:04 UTC
>мне он кажется бесполезным
Он полезен хотя бы потому, что готовит к линейной алгебре.
Аксиоматическая геометрия в стиле Гильберта - это дорога в никуда.

Reply


Leave a comment

Up