(Untitled)

Feb 19, 2009 20:08

В комментариях к http://nikaan.livejournal.com/116904.htmlRead more... )

прояснение

Leave a comment

dmitri_pavlov February 19 2009, 18:01:44 UTC
Миф про полезность школьной геометрии для обучения доказательствам почему-то очень рапспространён.
Например, в алгебре вопросы ничуть не туманнее, а доказательства даже и яснее.
В геометрии очень часто существенно опираются на рисунок.
И делают из-за этого ошибки.

Reply

rus4 February 20 2009, 20:23:19 UTC
Я наверно тупой. Если точка - это пара рациональных чисел, то диагональ квадрата нельзя отложить на его стороне, так? Не очень удобно.

Reply

nikaan February 20 2009, 21:25:10 UTC
Я думаю, Дима легко отбрехается квадратичным расширением. Безо всяких Дедекиндов.
Тут, кстати, вопрос - а как быть с построениями циркулём и линейкой? Это же как решение шахматных задачек. Осмысленная деятельность - хоть и совершенно бесполезная.

Reply

rus4 February 20 2009, 21:35:56 UTC
Подождем его ответа, может я чего-то не понял в самом деле.

Задачи на построение и ГМТ считается, что развивают геометрическое зрение. Впрочем, возможно, это никому и не нужно.

Reply

dmitri_pavlov February 20 2009, 22:50:39 UTC
Что такое «геометрическое зрение» и почему его нельзя развивать
нормальными геометрическими задачами,
а не патологиями вроде циркуля и линейки?

Reply

rus4 February 20 2009, 22:53:32 UTC
Для успешного решения нормальных задач надо часто понять, что некая загадочная точка определяется двумя окружностями, например. Решение в умеренных масштабах задач на построение способность видеть такие вещи развивает.

Reply

dmitri_pavlov February 20 2009, 22:55:12 UTC
Мне неясно, что ты имеешь ввиду.
Можно конкретный пример?

Reply

rus4 February 20 2009, 23:00:55 UTC
Пример: построить треугольник по трем высотам. Развивает идею подобия-гомотетии, полезную не только в задачах на построение.

Reply

dmitri_pavlov February 20 2009, 22:49:18 UTC
Построения циркулем и линейкой выкинуть, конечно.
Эта деятельность не только бесполезная, но и бессмысленная.

По поводу вещественных чисел можно школьникам сказать следующее:
они являются упорядоченным полем (также, как и рациональные числа),
включают в себя рациональные числа, а также обладают следующими свойствами:
есть квадратные корни. Ну и у многочленов нечётной степени есть корни, если хочется.
Этого достаточно для почти всей геометрии.
А теорему существования можно доказать позднее.
И уже тогда изучить вещественные числа нормально.

Reply

dmitri_pavlov February 20 2009, 22:42:10 UTC
>Я наверно тупой. Если точка - это пара рациональных чисел, то диагональ квадрата нельзя отложить на его стороне, так? Не очень удобно.

Вот уж не думал, что придётся объяснять очевидные вещи.
Естественно, что в такой модели можно делать не всё.
Предполагается, что сначала школьники научатся пересекать прямые, проводить прямую через две точки, и делать другие подобные простые вещи.
Всё это можно делать с рациональными числами.
А параллельно с этим они будут изучать вещественные
числа. И когда они их изучат, можно двигаться дальше.

Reply

rus4 February 20 2009, 22:44:03 UTC
А, то есть без сечений Дедекинда таки не обойтись? Почему бы не подождать немного и не начать геометрию, имея уже вещественные числа?

Reply

dmitri_pavlov February 20 2009, 22:52:58 UTC
Я никаких сечений Дедекинда вообще не упоминал.
Для начала рекомендуется прочитать другой мой комментарий:
http://nikaan.livejournal.com/122530.html?thread=1094306#t1094306

>А, то есть без сечений Дедекинда таки не обойтись?

Очень даже обойтись.
Я же сказал: почти всю геометрию можно делать в рациональных числах.
(Потому что это линейная алгебра.)
А если добавить квадратные корни, как в комментарии, то и просто всю, без исключений.

Reply

buddha239 July 15 2009, 20:07:08 UTC
Пары рациональных чисел не есть хорошо; окружности будут редко пересекаться.:)

Reply

dmitri_pavlov July 15 2009, 20:10:26 UTC
Не будут, да.
Но когда дойдут до окружности, вещественные числа будут изучены.

Reply

marina_p February 20 2009, 03:09:13 UTC
"Я довольно часто решал задачи без рисунка,
один раз мне даже не засчитали правильно решённую
задачу из-за этого."

Когда проверяешь задачу по геометрии без рисунка, приходится его восстанавливать из текста -- иначе непонятно, о чём речь (у автора решения эта картинка в голове, когда он пишет решение, а у проверяющего-то нет её копии). Так что проверяющий мог просто обидеться за то, что его вынуждают делать лишнюю работу. Это не очень хорошо, конечно, и это могло бы объяснить снижение балла, а не незасчитывание. Ещё вариант -- без рисунка проверяющий мог просто не разобраться в решении и решить, что его нет.

Reply

dmitri_pavlov February 20 2009, 03:22:58 UTC
>Ещё вариант -- без рисунка проверяющий мог просто не разобраться в решении и решить, что его нет.

Нет. Я обратился за разъяснениями, и мне объяснили, что
решение даже не пытались проверять, потому что в нём
не было рисунка.

А задачу (это была задача на построение)
я действительно решил без рисунка.

В голове сложный рисунок не построишь, кстати.

Reply


Leave a comment

Up