Интересно посмотреть на теорию СУ с другой стороны. Достаточно очевидно, что
"власть производит порядок" (C)
krylov и, выражаясь в том же духе, "власть
производит безопасность".
Под безопасностью понимается защита членов социума от внешних и внутренних
угроз насилия. Эта функция является базовой (необходимой для существования любой
СУ) и соответствует сервису предоставляемому СУ-1 (и сохраняется в последующих СУ).
Естественно, власть сама используется насилие по отношению к членам социума, но
это насилие должно быть существенно меньше потенциального насилия приходящего извне
или рождающегося внутри социума, иначе власть теряет смысл, что проявляется в революциях.
Предыдущее утверждение следует дифференцировать по классам.
Под порядоком понимается как непосредственно урегулированность отношений
в социуме, так и территориальная унифицированность этого порядка и стабильность
порядка во времени. Эта функция появляется в СУ-2 (
*1) и в рамках
же СУ-2 приобретает законченный виде виде писаных законов и профессиональных судов.
Причем, наиболее важным и массовым проявлением порядка является частная собственность
(
*2), отношения которой нынче прямо регулируют или в значительной
степени определяют практически всю жизнь индивидов (так что большую часть времени
индивиды проводят как элементы системы отношений частной собственности - говорим
ли мы о работе по найму, владении капиталом, или шопинге). Заметим попутно, что
переход от монархии к республике или демократии сути власти и системы управления
не меняет, поскольку происходит лишь виртуализация суверена (
*3)
и
виртуализация политического насилия. UPD: можно назвать это СУ-2.5.
Между тем, уже давно очевидно что отношения частной собственности тормозят развитие
как наук так и общественных отношений (так как любые изменения угрожают собственности)
и тем больше тормозят, чем больше концентрация частной собственности в руках немногочисленной
элиты. Крайней степенью развития СУ-2 является фактическая "
плутократия"
aka "олигархия" при полной остановка развития социума.
Исходя их этого, уже легко понять чем будет СУ-3. В СУ-3 власть должна производить
инициативность (не нравится мне это слово, но лучше пока
не придумал. Стимулы к развитию? Креативность? Принимаются предложения).
Т.е. не только обеспечивать пространство для развития индивидов во всем спектре - наука,
социальные отношения, творчество и т.д. (что подразумевает
ликвидацию
или очень сильное ограничение частной собственности), но и создавать стимулы для
такого развития.
Продолжение последует.
(1) Необходимо особо отметить, что чистый феодализм с его схемой
отношений "вассал моего вассала - не мой вассал" является не СУ-2, но многослойным
"бутербродом" из СУ-1. Борьба монархов за создание "вертикали власти" - это преобразование
такого "бутерброда" из СУ-1 (UPD: точнее говоря, феодализм является СУ-1.5. Спасибо
kroopkin за замечание) в СУ-2 и проявляется, помимо всего прочего, как раз
в появлении унифицированного законодательства.
(2) Напоминаю, что различие между личной и частной собственностью
состоит в том, что личная собственность распространяется на предметы личного потребления,
идущие на удовлетворение индивидуальных или семейных материальных и духовных потребностей,
в то время как частная собственность образует капитал необходимый для извлечения
прибавочной собственности или как форма накопления оной.
(3) Очень интересная статья на эту тему:
О.Григорьев - "03";.
Конституции европейского типа ведут свое происхождение от монархических
систем. [...]
В Европе каждая ветвь власти отщеплялась от единой суверенной власти,
от власти монарха, легитимность которого в тот период была несомненной. Соответственно,
каждая отделяющаяся часть власти изначально получала свою легитимность из единого
центра, и лишь впоследствии обретала иные источники легитимности. Именно наличие
такого единого центра и позволяло, по крайней мере, в теории, осуществлять жесткое
разграничение властей.