Песня Шарафута и еврейская елка

Jun 07, 2016 10:55

Перелистывая на днях трилогию Бруштейн, купленную для мамы в бумажном виде, обнаружил два интересных момента.

1. В самом начале "Весны" есть небольшой эпизод с участием татарина Шарафутдинова, денщика военврача Рогова:

В последнее время Шарафут пристрастился к песням. В соседней квартире, у офицера Блажевича, недавно появился новый денщик. И ( Read more... )

Leave a comment

Comments 59

idelsong June 7 2016, 08:09:28 UTC
Очевидно, что д-р Выготский в более поздние времена - значительно менее ассимилирован, чем в книге Бруштейн. Он - депутат Сейма от еврейского списка, до глубокой старости всеми признанный лидер евреев Вильны.

Но я не уверен, что Бруштейн искажает: подозреваю, что после 1890 гг его взгляды могли измениться, как у Герцля или Жаботинского. Не исключаю, что они устраивали Сашеньке елку, не слишком вдаваясь в детали праздника. Ср., например, в "Дневнике Анны Франк":

Ханука и праздник Синт Николааса почти совпали в этом году с разницей в один день. Хануку мы особо праздновать не стали, только немного украсили комнату и поставили свечки. Свечей мало, поэтому их зажгли всего на десять минут, но с пением все прошло замечательно. К тому же господин Ван Даан смастерил деревянный подсвечник.

А вечер в субботу, день Синт Николааса, был и вовсе чудесным. Мип и Беп постоянно нашептывали что-то папе во время ужина, терзая этим наше любопытство. Мы подозревали, что они что-то готовят для нас.

Reply

Re: осле 1890 гг его взгляды могли измениться idelsong June 7 2016, 09:23:17 UTC
Это мемуары, написанные в 20-е гг. Возможно, в 1890 он поставил бы акцент на другие вещи. Антирелигиозность тоже прослеживается в "Дороге", вряд ли Бруштейн нафантазировала.

Reply

нтирелигиозность тоже прослеживается в "Дороге", o_aronius June 7 2016, 09:25:08 UTC
Как раз антирелигиозные места вызывают у меня наименьшее доверие в смысле достоверности.

Reply


paladin_sveta June 7 2016, 08:19:46 UTC
Из четырёх моих еврейских прадедов ёлку на (юлианское - в СПб и Москве) Рождество наряжали трое. Правда, все трое были на казённой службе.

Reply

o_aronius June 7 2016, 09:01:38 UTC
До революции?

Reply

paladin_sveta June 7 2016, 09:04:41 UTC
Да.

Reply

o_aronius June 7 2016, 09:16:54 UTC
Сразу 3 еврея на казеной службе? Где они служили, если не секрет, и по какому ведомству?

Reply


kurag June 7 2016, 08:22:59 UTC
Поскольку в том же отрывке далее говорится о том, что все родственники, в том числе дедушка и бабушка, заранее приносят подарки, то вряд ли речь шла о реальной рождественской елке. Бабушка религиозна, она хотела, чтобы отец Сашеньки учился в ешиве. Скорее, действительно, говорится просто о празднике с подарками для детей - вероятно, Хануке. Бруштейн же не пишет - "перед рождеством", "в сочельник" и т.п. А тема еврейских праздников в книге действительно совершенно отсутствует - вероятно, из-за цензуры. Песах упоминается как семейное сборище, без малейшего "еврейского" контекста.

Reply

marmir June 8 2016, 12:35:19 UTC
Да, но на Хануку дарили просто монетки, никакого сюрприза там нет.
Я думаю, что елка таки была, Новогодняя. А бабушку с дедушкой уже приплели в книжке.

Reply

o_aronius June 8 2016, 12:42:55 UTC
Ханукальные деньги - наиболее рспространенный обычай, но, возможно, не единственный:

/Традиции празднования Хануки чем-то очень схожи с главным детским праздником христиан: родители-евреи на Хануку обязательно дарят своим детям всевозможные подарки, сладости, игрушки.

Новогодних, а не рождественских елок до революции, насколько я знаю, не было; в описаниях празднования НГ они не фигурируют.

Reply

Eлка blackwhitekot September 13 2016, 17:02:35 UTC
Трудно, конечно, реконструировать быт полностью исчезнувшего мира, но кажется, в России елка была в большей степени новогодним символом, чем рождественским. Известный указ Петра 1 о новом летоисчислении рекомендует "...учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, ... и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года." А вот цитата из Шолом-Алейхема: "...во всем мы следуем другим народам, ... у них Новый год с елкой - у нас Новый год с елкой" [Новая Касриловка].
Где-то у Шолом Алейхема упоминается, что среди состоятельных людей вошло в моду нанимать учителей, чтобы учить детей идишу. Мне кажется более точным называть евреев, которые праздновали христианский новый год с елкой, не ассимилированными, а эмансипированными.

Reply


nomen_nescio June 7 2016, 08:23:14 UTC
У seminarist-а недавно было интересное обсуждение бессмысленных припевов солдатских песен со ссылкой на ещё более интересное обсуждение у r_l.

Reply

ammosov June 7 2016, 08:49:08 UTC
ширин-вырин-ристофор был?

Reply

utnapishti June 7 2016, 09:17:01 UTC
именно он и был

Reply

ammosov June 7 2016, 09:18:53 UTC
дайте ссылочку глянуть.

а то может они навертели интеллектуальных вавилонов, в то время как мой прадедушка просто прикалывался с голоду на малаховом.

Reply


ammosov June 7 2016, 08:44:21 UTC
У Бруштейн много мест, заставляющих заподозрить творческий метод С.Алексиевич. Например, про дедушкины георгии - такой конфигурации в 1877 г. быть не могло, а вот в 1914 запросто. Или про образ директрисы - не сохранил ссылку, но некая дама возмущалась, что в молодости пожилая леди, некогда учившаяся в той самой гимназии, утверждала, что прозвищ директрисе и классным дамам не выдумывали, а сами дамы были вполне нормальные, и весь описанный Бруштейн паноптикум - чистый вымысел.

Reply

ammosov June 7 2016, 09:22:23 UTC
Ну вот тут уж по ссылке чистая журналистика серебряного века: капля фактов, и морализм с декадансом пополам. НЕ ВЕ-РЮ !

Reply

o_aronius June 7 2016, 09:32:18 UTC
Увы, слишком позднее предупреждение. Из-за стеклянной двери, ведущей на вторую половину нижнего коридора, как раз навстречу институткам выкатывается инспектриса института, Юлия Павловна Гандурина. Это -- маленькое кривобокое существо в черной наколке с морщинистым лицом и тонкой осиной талией. Она -- бич воспитанниц. Она постоянно и повсюду ловит и выслеживает девочек, выговаривая им за малейшую провинность, и постоянно грозит небесной карой и взысканием "свыше", за что и получила прозвище "Ханжи"....В классе выпускных сидит учитель словесности, высокий некрасивый, с худым болезненным лицом и глубоко запавшими глазами. Его фамилия Осколкин, но есть и прозвище, как это водится в институте: за постоянное прибавление фразы "благодарю вас" после каждого ответа, его так и прозвали институтки "Благодарю вас"...У окна за столиком, низко склонив голову с близорукими глазами, сидит над изящной полоской английских кружев вторая французская классная дама, Анна Мироновна Оль, прозванная институтками "Четырехместной каретой". Автор, подозреваю, ( ... )

Reply


Leave a comment

Up