Путеводители как-то не заходятся в восторге от Альби. Собираясь в Аквитанию, почитал загодя то да се. Там про
Тулузу писали,
Каркасон расхваливали, про
замки катаров упоминали. А про Альби говорилось только, что по этому городу катарскую ересь прозвали. А между тем тут замечательно сохранившиеся средневековые кварталы, ренессансные улицы торговцев красителями, уникальной архитектуры собор и епископский дворец-крепость, более старый, нежели папский в
Авиньоне. В результате те из моих реальных и сетевых знакомых, что были тут, побывали в Альби случайно. Так же слуайно оказались здесь и мы. И ничуть не пожалели. Альби захватил сразу от первой площади и утреннего кафе до фахверковых домов и арочных виадуков. Даже сейчас, спустя год, Альби восхищает и вспоминается как едва ли не самое яркое впечатление от поездки. Во всяком случае, как самая большая удача дороги.
(Кликабельно)
Технические подробности поездки: гостиницы, билеты и все остальноеПредыдущая часть
Тулуза Начало - Авиньон и акведу Пон-дю-Гар Изначально-то собирались от
Тулузы проехать в Лион через Перигор. На всю тысячу его замков не замахивались, но понадкусывать планы имели. Однако уже в Тулузе стало ясно - рывок в 600 километров в январе не шибко сопрягается с осмотром достопримечательностей. Потому с ужином поставили ехать прямиком - мимо Черных гор в Овернь напрямую. Дорога ложилась через Альби (ударение на «-и»), так чего бы, прощаясь с катарским краем, не заехать в этот городок, тем более, что расхваленных достопримечательностей там не было. Предполагалось выйти, позавтракать, да и пойти дальше. У нас не было не только намерений, но и банально в википедию никто не заглянул, карту города не глянул. Чего там делать-то, к чему задерживаться?
Бросили машину на парковке под площадью Виган, вышли и вдохнули местного воздуха.
Фонтан! В январе.
А вместе с ним вдохнули той соразмерности течения времени и ощущения мира, которая отличает ладно скроенные небольшие города. Всю дорогу завтракали впотьмах и впопыхах, в отелях или прямо в машине на ходу, так дорого было время. А тут стало ясно - совершенно необходимо зайти в кафе на площади и вкусить-таки знаменитых круассанов и кофе на завтрак.
Карусель. Еще вчера все крутилось, играла музыка и сверкали огни. А теперь утро, пора завтракать и читать газету.
Вместе с кофе и круассанами исчезло и ощущение погони. Раз уж оказались здесь, чего бы не прогуляться? Обязательностей и долгих дорог нет, а значит, просто прогуляемся полчасика и дальше поедем. Без карты и планов свернули с площади в первый же переулок, выбрав направление исключительно по наитию.
Вот интересное дело, даже эксперимент ставил, если просто по гугл-панорамам город изучать, ни за что не угадывается, где центр у города. Можно кругами ходить и центра так и не обнаружить. Но когда вживую на улице оказываешься, возникает какое-то сложноформулируемое ощущение и твердое убеждение - центр там. И ведь чаще всего не обманываешься.
Вот и тут - только углубились в переулки, над крышами высоких домов из красного кирпича замаячили то башни, то колокольня собора.
Значит, верно выбрали направление.
А чем дальше заходили под нависающие над улицами вторые и третьи этажи то ли ренессансных, то ли средневековых домов, тем больше понимали, что и город выбрали верно.
Город выстроен большей частью не из камня, как в округе принято, а из красного кирпича, и не оштукатурен. За то его, как и Тулузу и Монтобан, называют «красным» или «розовым». Во времена средневековья и ренессанса город был богат. Он был центром торговли вайдой, ею красили ткани в зеленый и синий цвета. Вайдой же галлы наносили на лицо знаменитые синие полосы. Вполне вероятно, что разведение ее здесь имеет корни еще доримские. До распространения индиго вайда была основным красителем синего цвета. Торговцы жили не бедно и строились вверх и вширь. Целиком из кирпича или экономя с помощью фахверковой технологии.
Неровные линии стен, толстые балки, поддерживающие верхние этажи. Та самая визуальная романтика средневековья. Только тихая, скрытая между Центральным массивом и Черными горами.
Покопавшись, обнаружил, что среди знатоков Альби ценится замечательно и цельно сохранившимися ренессансными кварталами. И все тут живое. Без музейного глянца, но с заботливым уходом, сохраненное руками людей, которые живут тут каждый день, для которых эти тесные улицы - дом. Очень старый, но очень родной.
Тут все и живое и в то же время старое. В старые кварталы торговцев красителями вросли еще более старые остатки ранних построек. Свернешь в подворотню,
попадешь в клуатр монастыря…
Над бойкими улицами поднимаются старые башни…
АА проулок выводит к старой аркаде, из второго этажа которой еще три или пять веков люди устроили жилье.
Кстати, на оживленной улице Марье (Maries), что на снимке с башней, натолкнулись на магазинчик, специализирующийся на продуктах из гусей и уток. Раздобыли фуа-гра. Не дешево, но дешевле, чем в магазинах откровенно ориентирующихся на туристов. Очень славный фуа-гра был, кстати. Тоже такой подарок Феи Перекрестков и Демона Дорог, приведших нас в Альби.
Улицы же не давали плутать и потеряться. Как мы ни сворачивали, они изгибались сами, выводя к центральной площади, соборной.
Когда мы вышли из-за угла на площадь, остановились все и довольно долго не трогались с места. Собор в Альби ошеломителен. Он невероятен и фантастичен.
Знатоки утверждают, что это такой обычный довольно стиль - южная готика. Не скажу, что видел очень много, но тем не менее ничего подобного не встречал ни вживую, ни на картинках. Эти линии, эти цилиндры, которые напоминают то ли корабль, то ли фабрику, были бы понятны в век индустриализации.
Но в XIII веке!
Что творилось в голове авторов собора св. Сесилии, какие картинки, какие образы?
Его, выстроили между 1287 и 1480-м. Позднее тут - колокольня и готическая паперть. Его задумали как символ, провозглашение торжества католичества, победившего катаров. Такой символ, глядя на который должно быть понятно - ересям не место в этом мире, на этой земле. Собор так огромен, что почти со всех обзорных точек возвышается над городом и определяет пейзаж.
Можно себе представить, что после постройки собора город Альби уже никогда не мог быть прежним. Такой собор меняет в облике города все.
Интересно, что внутри он тоже впечатляющ, но уже в другую сторону - он роскошен. Сами мы внутрь не попали. Делюсь чужими словами и фото из Википедии.
И опять же, внутри он уникален - он однонефный, зато это самый широкий неф во Франции, а еще тут самый большой ансамбль фресок итальянского Возрождения во Франции.
Между собором и рекой Тарн (Tarn) - другая впечатляющая достопримечательность - епископский дворец Берби (Palais de la Berbie). Именно он каскадом спускается к реке на обзорной фотографии выше.
С площади же он выглядит в одном стиле с собором, благодаря чему смотрится вполне современно, хотя на самом деле старше
папского дворца в Авиньоне.
Хотя сказывается и то, что его облагораживали и достраивали и в более позднее время.
За аркадой лесенка вниз под стены епископского дворца к реке
Теперь в нем, помимо прочего, располагается также музей Тулуз-Лотрека, который может похвастаться самой большой коллекцией картин этого автора.
Сюда и Мэри Поппинс прилетала?
Главный вход в собор смотрит на самую старую часть города. Опять-таки этот старый город словно сам собой повернулся к нам, зазвал своей средневековой улицей…
…к городу уже совсем другому. Небогатому, низенькому и приземистому…
В те времена, когда дома строили без прямых улиц и углов, на любом клочке земли, между любыми улицами.
В кварталы, берегущие давно минувшие моды.
Если поглядеть на карту города (чего мы не делали, когда бродили там), ренессансная часть города, собор и старые кварталы видны невооруженным глазом.