Город ткачей и дороги - Лион (Lyon). Южная Франция. День 5. 04.01.2012.

Jun 06, 2013 10:42

Лион, пожалуй, самый невоспетый среди крупных городов Франции. Хотя регалий у него хватает: химическое «все» французской промышленности, один из самых старых городов Франции, а теперь еще и из самых населенных (в Большом Лионе 1,2 миллиона жителей). При этом из больших городов Франции это один из самых приятных. Его размеры не давят, узкие улицы не обхватывают тисками толпы. Все довольно гармонично и соразмерно. Как все время своей истории он пропускал через себя правительства и завоевателей, оставаясь собой, теперь он пропускает требования и современности. Непременные небоскребы не терзают глаз, магистрали проходят прямо через центр, но не уродуют его - ныряют в туннели под ним, сохраняя рациональное направление и пропускную способность. Даже самая необычная и оригинальная достопримечательность города - трабули - и те словно продолжают эту символику «проводника». Трабули - это пешеходные галереи-проходы сквозь дома в старых кварталах, позволяющие пройти с одной улицы на другую прямо через застройку. Через город идет одна из важнейших трасс Франции с севера на юг. Лионский аэропорт - крупный пересадочный узел, на ряд альпийских курортов летят именно через него. Может быть, эта «пропускная способность» города и играет свою роль - люди проскакивают через Лион, почти не замечая этого большого города. А он продолжает жить свою долгую и интересную жизнь, всегда приберегая что-нибудь интересное для тех, кто решит вернуться.





Технические подробности поездки: гостиницы, билеты и все остальное
Предыдущая часть Лион
Начало - Авиньон и акведук Пон-дю-Гар

Даже возник город не волевым решением, а сам собой, как перекресток и место встречи на большой дороге. Тут сливаются Сона, текущая из центральной Франции, и Рона из Швейцарии. Через город шел путь от Средиземного моря к морю Северному. Так что неизбежно тут должен был возникнуть торг, и где-то около 500 г до н.э. он и появился. Даже не просто торг, но ярмарка. Основали его греки и галлы вместе. Греки, видимо, торговали, галлы обеспечивали крышу и покупателей. Со временем сезонная ярмарка обросла постоянными проживающими, появился стационарный форум. Был он не как римляне любят - регулярным на ровной прямоугольной площадке, а напротив - на высоком холме над слиянием двух рек. Холм так и зовут по-прежнему - Фурвьер (Fourvieres, от «старый форум» - «forum vetus»).



Остатки форума уже времен Рима, но на старом месте, на месте того самого «Старого форума»

От того времени осталось не так много. Но и то, что осталось - впечатляет. Огромный амфитеатр, на склоне холма Фурвьер, да впридачу редкой сохранности одеон - амфитеатр поменьше для поэтических чтений.



Театр. Для быдла



Одеон-с. Для тех, кто почище-с. Для поэзии-с.

И в амфитеатре, и в одеоне и ныне проводят порой представления. Красиво же. Кстати, интересное дело: акустика в правильном амфитеатре тех времен - куда лучше, нежели со сцены, тут слышно то, что говорят соседи на вашей же скамье с другой стороны амфитеатра. Именно на скамье одного уровня - выше или ниже уже не так слышно. Но вот если на вашей скамье, то до человека может быть добрых полсотни метров, а слышно, даже если шепотом говорят, так, будто говорят вам на ухо. Потрясающий эффект. В одеоне он, кстати, уже гораздо слабее. Ну и, подозреваю, когда в театре полно народу, эффекта этого уже нет, поглощается.



Портик над форумом и театром. А на переднем плане щель провалившегося свода крипты - там хранились самые ценные запасы города. Или запасы самых ценных горожан.

Бесхозяйственность и стихийность тут царила, пока не пришли римляне и не навели железной рукой порядок. Правда тоже интересно - обычно они стирали город на старом месте и строили на новом, правильный, ровненький-прямоугольненький. Тут оставили как есть. Торговля и ярмарка - большое дело.



Слева - одеон. Справа - холм форума и амфитеатра.

Зато узаконилось имя города - Лугдунум. По одной из версий название означает «холм бога Луга». Собственно, «Лайон» или «Лион» - галльская форма имени «Луг». Что интересно - на территории нынешней Голландии в ходу форма «Лейден». И имя города Лейдена связывается с городом римских времен Лугдунум Батаворум. Кстати, благосостояние Лейдена - ткачество, как и Лиона.
Тоже в копилку параллелей среди кельтских земель: округа Лиона по-французски называется Lyonnais. А в истории известно королевство Лионессе артуровских времен, располагалось на небольшом архипелаге к западу от Корнуолла.
Интересна еще одна параллель - город Луго в Испании, возник тоже до римских времен то ли как сезонный торжок, то ли как священная роща собственно бога Луга и вырос благодаря паломническому пути Сантьяго, проходящему через него. Так и Лион вырос благодаря большой дороге.



Река Сона и вид на Круа-Русс. Слева - старый город под холмом Фурвьер.

Трудно удержаться от того, чтобы усмотреть черты бога Луга в Лионе. Луг, как рассказывали, владел тысячей ремесел, и Лион прославился большим мастерством своих ткачей. Римлянами и греками Луг воспринимался как Демон Пути - галльский вариант Меркурия и Гермеса, и Лион поднялся и всегда поднимался благодаря большому пути, проходящему через него во все времена.



Символ паломнического пути Сантьяго. Дорога Демона Пути просто не может не проходить через город Демона Путей.

Мимо холма Фурвьер сложно пройти в современном Лионе. Во всяком случае, его сложно не заметить.



Панорама с западных городских окраин на холм Фурвьер.

Тем более, что кроме римского форума на холме есть еще пара зрелищных достопримечательностей, а под холмом квартал Сен-Жан, на месте средневекового Лиона.
Как уже говорил, Лион, несмотря на свои размеры, не подавляет и не оглушает. Даже его спальные районы вполне соразмерны и тихи.



Местами даже оформлены не без юмора.



Вот эта тяжеленная штука, препятствующая неправильной парковке, чем-то показалась похожей по пластике на степную бабу.


Нынешние спальные районы, прежде - городские предместья, тоже хранят иные памятники старины. Вот, например, встретили, пока шли от гостиницы к Старому Форуму церковь с чудной цветной черепицей.



А вообще, как упоминал, Лион - крайне современный и промышленный центр. К югу от него вдоль Роны тянется на десятки километров территория химических производств. Реки не видно за чередой портовых сооружений и заводов. Благодаря химической промышленности этот район считается потенциально опасной зоной. Но, повторюсь, в самом городе это совершенно не ощущается. Все как-то проходит мимо. Все-таки для шутника-Луга обставить все так, чтобы было весело, но ему не досталось - любимое занятие.



Вид на северную часть города.

Старая часть города некогда была окружена крепостью бастионного типа. Остатки ее, казармы и казематы можно видеть и поныне. Например, при подъеме на западный склон холма Фурвьер. Хотя тут они большей частью скрыты лесом.



Явно не их ощущают как достопримечательность, а базилику на вершине холма и металлическую башню. Вот они обе:



Обе - детища эпохи модерна. Базилика была заложена в 1870-х, башня поставлена ресторатором для рекламы и зрелищности и представляет собой точную копию верхней секции Эйфелевой башни. Противоречивое соседство и противоречиво отношение к ним со стороны города. Базилика Нотр Дам де Фурвьер не простая, а обетная. На ее месте с давних времен располагалась капелла Девы Марии. В ней городские старшины молились об избавлении города от мора. В ней во время франко-прусской войны молились об избавлении города от разорения пруссаками. Через несколько дней после молебна Бисмарк повернул войска и на Лион не пошел. Город сдержал слово и заложил базилику. Судя по тому, что проект ее был давно готов, предполагали поставить ее довольно давно. Но решились лишь после избавления города от очередного разорения.



Придел справа - старая капелла, намного старше базилики. Над капеллой - башня со статуей Девы Марии.



Деталь фасада базилики

Вообще фасад у базилики потрясающий. Такая резьба, такой ритм… уникальная штука.
Вооот. Поставили значит, базилику в соблюдение обета. А потом, в 1892-94 состоятельный гражданин Ге, владелец ресторана на вершине холма, решил еще больше усилить основную фишку своего бизнеса (вид на город) и построил копию эйфелевой башни. Наверху башни был ресторан. Теперь это антенна.



Как в Париже, значится.

Что интересно - строительство башни власти поддержали. Дескать, в противовес базилике эта башня - памятник «республиканской» архитектуры. Сами, значит, молились, обеты давали, и самим, значит, идеологически неграмотно. Французы!
Впрочем, когда вечером смотришь на вершину холма из города, все равно ясно, кто главный.



Фото Александра Корнилова

Под холмом Фурвьер лежит центр города. Прямо у подножия - район Сен-Жан (St-Jean), а через Сону - Прескиль - кварталы на стрелке Роны и Соны. Ну и к центру еще можно отнести район Круа-Русс (Croix-Rousse = Рыжий крест) к северу от Прескиля.
Улицы с Фурвьера спускаются крутые и узкие.



Местами по-домашнему уютные:





Зато с их круто спускающейся брусчатки отлично видны крыши и крыши центральной части Лиона, построенной торговцами и ткачами.



А это уже внизу в районе Сен-Жан. Современная версия архаичных трабулей-переходов.


Район этот - самая старая из сохранившихся жилых частей города. В средние века, когда кругом грабили и резали, город сжался до нескольких кварталов у подножья холма. Но позже торговля на большой дороге сделали свое дело. Переходя из рук в руки, от бургундов к франкам, от них к епископу и от епископа к привилегиям под рукой французской короны, разоряемый в ходе восстаний и войн, город все-таки рос и развивался.



Кафедральный собор Иоанна Крестителя (St-Jean). По нему и название квартала.

Большей частью собор - готика.


Но сохранилось немного и от моды на романский стиль.


Вот интересно, мост, который ведет от собора через Сону, называется мост Бонапарта. Можете себе представить, чтобы у нас был мост или улица Сталина?

Декор собора тоже местами весьма занятен, как и декор базилики.


К северу от собора по улице Сен-Жан попадаешь в унаследованные со средних веков кварталы. Они тесны и узки.


Площади в этом районе и то по ширине как обычные наши улицы.


Но и тут выкроено место для детской площадки.


А во дворах - тихо и пусто, как будто находишься в маленьком городке на краю мира.


В одном из дворов на улице Bœuf (улица мясников, торговавших говядиной) поднимается местная достопримечательность - Красная башня.



Башни вроде этой - тоже характерная часть Леона. Можно сказать, что эти лестницы - те же трабули, только вертикальные.

Вот, например, еще такой подъем во дворе.


Дворы тут частенько - кичливым питерским сто очков вперед дадут.


Зато лестницы впечатляющие.


Также к числу особенностей Сен-Жана относятся трабули. Пожалуй, это наиболее оригинальная достопримечательность Лиона. Это особые пешеходные проходы-галереи, позволяющие пройти сквозь дома квартала от одной улицы до другой.



Трабулей - десятки. Причем самые впечатляющие может быть даже не в Сен-Жане, а в районе Круа-Русс. Там можно найти разветвляющиеся трабули, выводящие не на одну улицу, а сразу на две. Некоторые трабули предполагали сочетание горизонтальных и вертикальных переходов. Нужно было пройти под одним домом, подняться по лестнице вроде Красной башни на другой уровень второго дома и пройти сквозь него, а потом снова спуститься.
Только охота на трабули может занять в Лионе пару дней. Они, конечно же, нанесены на карты, но частенько никакой вывески не размещено. Они могут скрываться за самой обычной дверью. Иногда даже зная, что за дверью скрывается трабуль, надо дождаться пока дверь не будет открыта.



Опять же, сложно удержаться от того, чтобы не увидеть параллель между этими коридорами и тайными путями, какими любил мгновенно перемещаться Гермес, греческий вариант Луга. Рассказывают, что эти пути создавались, чтобы во время осады горожане всегда могли скрыться от нападающих. Шутят, что этими коридорами торговцы могли избежать преследований мытарей-сборщиков налогов. Иногда пытаются объяснить возникновение этих галерей, учитывая, что в Лионе, со средних веков до промышленной революции славящегося производством шелка, никогда не было крупных производств. Весь шелк готовился отдельными мастерами, в формате распределенной мануфактуры. Трабули могли позволить мастерам общаться и собирать заказ, не покидая стен дома, если бы им это понадобилось. Версий много, ясности нет, трабули есть.



«тот» берег Соны. За ним - Прескиль. Район самых блистательных особняков.

Прескиль, конечно же, частенько разрушали и грабили. Но и по сей момент его улицы и площади - череда ресторанов и бутиков. Значительная часть Прескиля - центр шоппинга. Еще и тут можно провести целый день. Так и наберется для нормального знакомства с Лионом дня четыре.



Дома площади Белькур. Некогда славной самыми впечатляющими домами лионских торговцев. Теперь - одна из самых больших и помпезных площадей города, что подтверждается памятником

Рассказывают, что ночной Лион особенно хорош в начале декабря во время Праздника света, когда весь город украшается заботливо подготовленными огнями. Википедия утверждает, что насладиться этим зрелищем ежегодно собирается до трех миллионов туристов.



Колесо обозрения на площади Белькур. Фото Александра Корнилова.

Мы же мало того, что были в городе не в декабре, а в январе, так еще и должны были уезжать на следующий день. Хотя, надо сказать, из прочих крупных городов Лион оставил самые приятные впечатления. И сюда действительно хочется вернуться, чтобы догулять площадями Прескиля с их фонтанами, поохотиться на трабули, полюбоваться хотя бы половиной из 27-ми мостов города.
С другой стороны, если ехать в Южную Францию, велика вероятность, что путь пройдет через Лион. Отсюда что в Альпы, что в Бургундию, что в Овернь. Лион стоит того, чтобы не просто проехать через него (хотя он и устроен так, чтобы это было удобно), но остаться на несколько дней.
Ужинали последний раз в Лионе в номере. Хлопали пробками последним сидром, дегустировали фуа-гра, приобретенный в Альби. Благодарили Демона Путей и Фею Перекрестков. Поездка сложилась на редкость удачно. Хотя каждый день не обходился без дождя, но всякий раз дождь шел дорогой, а когда приезжали на место и выходили гулять, дождь уже заканчивался. Ничего не сломалось, в гостиницах все обошлось без эксцессов. Что еще надо в долгом путешествии?
Даже происшествие во Франкфурте обошлось. Там у нас была стыковка и, когда заходили на посадку, самолет ощутимо задрожал, замахал крыльями и прямо перед касанием полосы начал вновь набирать высоту. Публика в салоне заволновалась, стюардессы заулыбались, самолет развернулся для второго захода. Даже объявили, что не волнуйтесь, «если что», посадим в другом аэропорту. Нам оно совершенно было не нужно - нам-то на следующий рейс через три часа. Из другого аэропорта никак бы не успели. Но обошлось - сели со второго захода, хотя и болтались. Мы сидели в самом начале салона и, когда встал к выходу, слышал, как стюардесса молилась, открывая дверь самолета «О, Иисус! О, Иисус!!!».
В пример суетной и скандальной стыковке в Берлине, во Франкфурте все прошло спокойно и по расписанию. В ожидании своего рейса даже успели пообедать уже с немецким пивом. Заодно доели последний сыр, купленный во Франции, а из его парафиновой оболочки слепили мини-кегельбан.



Так бывает в удачном путешествии - всякая мелочь приходится на свое место и оставляет впечатления, к которым с удовольствием возвращаешься.
Так получилось и с Лионом. Большим, но очень теплым городом дороги.



Предыдущая часть: Лион
Начало истории - Авиньон и мост Пон-дю-Гар
Технические подробности поездки: гостиницы, билеты и все остальное

Что еще можно почитать



ненаше, Франция, отпуск, забугорье

Previous post Next post
Up