Замок в Сидорове и Сатанов, городок с инфернальным названием. Июнь 2010.

Feb 27, 2012 12:12

Есть на Западной Украине, в Подолье, два чудесных городка на расстоянии всего 50 километров друг от друга - Чортков над Серетом и Сатанив над Збручем. Где-то в этих местах даже указатель есть, в одну сторону Чортков, в другую Сатанив.
В Чортков мне удалось съездить в 2008-м году, а теперь вот появился случай доехать и до Сатанива.
Скажу честно, ехать туда было интересно уже из-за названия.



Предыдущая часть

Начало здесь

С Сатанива мы начинали свое путешествие по Подолью и Гуцульщине в 2010-м году. Кроме этого городка, маршрут от Хмельницкого удобно кроился к находящемуся неподалеку замку в селе Сидоров и дальше к Каменцу-Подольскому, от которого планировали через Хотин добраться до Черновцов и Карпат.
Еще удобнее было то, что поезд Москва-Львов отправлялся в пятницу в 15:48, а прибывал в Хмельницкий в субботу в 09:30. То есть можно было успеть на автобус в 10:50, 10:30, а то и в 09:50. И к полудню быть уже в Сатаниве, после чего в тот же день заскочить к Сидоровскому замку и успеть доехать до Каменца-Подольского.

Подробно про маршрут можно поглядеть здесь. Если вкратце, то планы на 26 июня выглядели следующим образом:


По прибытию в Хмельницкий мы пообщались о цене с таксистами и решили, что цена машины, деленная на четверых - не такая великая плата за то, чтобы быть в Сатаниве не около часу, а уже к одиннадцати. Тем более, что и общая цена машины, по сравнению с Россией, была весьма невелика. В итоге сильно оптимизировали маршрут и вскоре были на пороге города с таким любопытным названием.



Автостанция.

От автостанции, выяснив когда ждать автобуса на Гусятин, было удобно подняться наверх, к костелу.


Тем более, что отсюда открывалась впечатляющая панорама на городок и окрестности. Жаль только, было хмуровато. Ну да тучи и пекельное название - вполне сочетаются.


Также прискорбно, что запущенная промышленная площадка скрывает от глаз замок, он прямо за ней, справа.

Эта запущенность вообще довольно характерна для Сатанива. Причем если погосту у костела она даже несколько идет,


…то про другие места сказать то же самое нельзя.




Даже придомовые территории здесь совершенно не такие ухоженные как по всей остальной Украине.


Как будто город действительно живет в какой-то иной, своей плоскости. Пожалуй, это самый запущенный и заброшенный городок из всех, что я видел и на Западной, и на Восточной Украине.

Изредка встретишь попытку принарядить домик…


…но все больше жители сдаются


Даже Ленина тут не убрали как будто по недосмотру. Еще немного и зарастет, так что его и не разглядишь. Не видно Ленина - нет проблемы.


Туристы здесь не предполагаются, не найдешь не только сувениров, но и указателей, и вывесок. Даже карту города нам повезло добыть совершенно случайно - в замке встретили семейных туристов, у них была распечатка схемы, нарисованной неизвестной доброй душой. Ее и сфотографировали.



Чтобы пройти от костела к замку, нужно обойти промышленную площадку, территорию автоколонны и сахарного завода. Путеводители указывают, что сохранилось старое здание сахарного завода. Не оно ли это?


Потом пройти по улице забирая вдоль заборов все время вправо. И там перед проходной сахарного завода будет то, что осталось от замка. Причем встречает сатанивский замок одной из своих загадок - круглой башней.



Исследователи датируют эту башню не позднее чем XIV веком. И полагают принадлежащей к стилистике древнерусского зодчества. Такая же, например, башня Луковка в Изборске близ далекого северного Пскова. Если это так, то эта башня - уникальнейший памятник. Мало где еще сохранилось подобное.
А суть загадки в том, что впервые город упомянут в 1404 году. Тогда поляки с литвинами перекраивали Подолье, и по феодальному обычаю король раздавал земли завоеванной территории вассалам. В том числе от Владислава II Ягайло достались Петру Шафранцу Сатанов и еще 11 сел. Потом город переходит к Одровонжам. Они на рубеже XV-XVI веков строят здесь замок.
Пятиугольный замок с мощными квадратными башнями.



Но если город передают в начале XV века, а круглая башня уже была, то, получается, был и город? И что это был за город?
Общепринятого ответа я не нашел. Только все еще больше запутывается.
И немудрено. Збруч был не только границей, на которой поляки остановились при оккупации в 1919-м, что сделало его границей между Западной и остальной Украиной. Он был также границей между Подольем и Галицией. Здесь вдоль реки тянется гряда невысоких возвышенностей - Подольские Товтры или Медогоры. Естественная граница.
Вокруг Сатанива есть несколько курганов. Возле города начинается один из траяновых валов. Собственно, башню могли поставить еще во времена Киевской Руси как опорный пункт у стыковки траянова вала и реки.



Польский замок так и вовсе вделан в высокий берег Збруча.

С другой стороны, до поляков Подолье было в 1363-м передано в лен литовским князьям Кориатовичам. Они начали активное строительство для укрепления и защиты края. С Польско-Литовской Унии тогда еще подписано не было, они могли и на границе с Польшей поставить замок. Могли привлечь для строительства местных, русских-русин, которые и поставили крепость в привычном им стиле из местного известняка. Формулировка «не позднее XIV века» этому не противоречит.



Утверждается, что со стен замка видно старую мельницу. Может быть это как раз она? Производственное здание XIX века.

С деятельностью Кориатовичей, кстати, связана и одна из версий происхождения названия города. Вообще с названием города ясно не больше, чем с его основанием. Вообще местные, набожные христиане, что здесь, что в Чорткове всячески отвергают происхождение названия от пекельных слов. Это порождает вполне простенькие легенды о названии городов. Самая раскрученная версия весьма наивна. Рассказывают легенду, что сюда в свое время дошли римские легионеры и военачальник спросил «Останавливаемся или нет?» («Sat an non?»). Ему ответили «Нафиг! Не хотим дальше идти!» («Sat»). Не смотря на всю примитивность легенды, на то, что римляне севернее Карпат не пошли, им было довольно дакийского золота и серебра, что римский Траянов вал куда южнее, у этой легенды есть определенные основания. Археологи обнаруживали тут римские монеты. Либо римляне доходили и ставили тут постоянный пост, либо тут у змиева вала была не просто крепостца, но и торговое поселение, причем было оно крайне давно, еще до Киевской Руси.
Из более серьезных версий разумно звучит та, что как раз с Кориатовичами связана.
В числе прочей бурной деятельности они селили в новых городах выходцев из Молдавии. Эти поселенцы и могли назвать новый населенный пункт «Сат ноу» - «новое село» (в чистом латинском варианте было бы тоже похоже - Statum Novus). Другое дело, что в те времена молдавский язык был куда более славянизированным, нежели сейчас и не факт, что они назвали бы поселение именно так. Но тут есть еще один важный элемент. В округе зафиксирован микротопоним «волохи». По указаниям Википедии, местные так комментировали его существование: «Волхви. Волхви, то це, як би сказати, молдавани. Тому шо волхви» - «Волхвы, Волхвы, это, как бы сказать, молдаване. Потому что волхвы». Тут что интересно - с одной стороны, потомков даков и римских колонистов, уцелевших в горах и спустившихся потом в Молдову и Валахию действительно называли валахами. Но с другой стороны, интересно, что это микротопоним - то есть встречается он очень мало, то есть тех, из-за кого так называли, тоже должно быть очень мало, а не партии переселенцев. А с другой стороны, еще более интересной - местные назвали тех, из-за кого этот топоним - волхвы. Более того - не сделали разницы между словами «волох» и «волхв». А «волхв» это, как известно, дохристианский жрец, кудесник Киевской Руси. И тут возникает еще одна и весьма любопытная версия названия города.



Волхвов в Сатаниве уже не найдешь. Из религиозной экзотики только обязательные для западно-украинского городка следы еврейской общины. Здание за рынком - синагога.

Так вот интересно, что именно в окрестных лесах и на Медогорах очень долго держалось язычество. Всего в 15 км от Сатанива был крупный збручский языческий центр. Историки полагают, что он продержался аж до XIII века. Причем явно был крупным сакральным местом до крещения Руси и, что интересно, в конце X-XI века сильно увеличивается. В целом он состоял из трёх городков-святилищ на правом берегу Збруча, в том и укрепленных. Возможно, включал и святилища на левом берегу. Рядом располагалось не менее десяти поселков и могильник. После крещения Руси Владимиром Святославовичем сюда, в старый сакральный центр, укрытый в лесах и на горах, к построенному несколько ранее городищу на горе Бохит, могли стекаться язычники и волхвы со всей Южной Руси. Кстати, между Сидоровым и Гусятином до сих пор леса.
Сатанивские волохи могут быть прямо-таки настоящими волхвами. Всего в 15 км от Сатанова в Збруче нашли идол Святовита - знаменитый, растиражированный чуть ли не во всех отечественных музеях, Збручский идол.



Копия збручского идола в скансене Переяслава-Хмельницкого.

И тут надо иметь ввиду - збручский центр мог просуществовать до XIII века, то есть существовал в христианском окружении. Ну а понятно, церковь все языческое часто объявляло сатанинским или чертовым. Нет знахарки, есть ведьма. Сила и знание ее - напрямую от Люцифера. Все же что не от церкви, то от дьявола. Известное дело.
Немудрено, что в старом сакральном центре осталось два рядом города с такими именами Чортков и Сатанов. А еще на левом берегу в 12 км от Сатанива - Лысогорка. На лысой горе собираются вовсе не добрые христиане.



Та же синагога, только поближе. Мавританский стиль. И тоже запущено, как и все остальное. Зато одна из уникальных - оборонного типа.

Тем не менее, однозначного ответа нет, только догадки. Да и комплекс над Збручем не расчищен и к приему туристов не готов.
А так, казалось бы, какое было дополнение к подольским туристическим прелестям!
С одной стороны Каменец-Подольский и Хотин. Цепочка замков по Збручу и на Тернопольщине, пещеры, змиевы валы. И вот такой некогда языческий центр.
Названия Чорткова и Сатанива могли бы стать уникальной рекламной вывеской, а местные их стесняются.
Близ Сатанива действует курорт на минеральных источниках. Собственно регулярное автобусное сообщение с Львовом, Ивано-Франковском и Хмельницким только благодаря курорту и действует. Правда, курорт расположен отдельно от городка, поэтому непосредственно городка не шибко касается. Так вот минеральную воду разливают в бутылки. Раньше минералка называлась «Сатанивска». Сейчас - «Збручска».
Как будто у них не только к названию, но и к самому своему городу душа не лежит.



«Живи на полную!»

От синагоги можно спуститься к башне крепостных ворот. По вот таким ступенькам:




Башня - почти все, что осталось от крепостной стены, некогда окружавшей городок. Еще есть остатки двух стен, что расходятся на юг от замка, они обозначены на фотографии плана города.

А ведь раньше город был достаточно богат. Некоторое время (например, с 1436-го и с 1641-го) ему было дано Магдебургское право. Кроме еврейской общины тут были армянская и греческая. Город был состоятелен, невзирая на то, что его регулярно громили и грабили. Крымские татары, турки. Доставалось и от казаков.
С казаками, кстати, связана третья загадка города.



Пускай денег особо в городе нет, но он в курсе современных тенденций. Пиццерия уже есть. Теперь должен появиться суши-бар.

В 1653-м во время войны Хмельницкого с поляками казаки подошли к стенам города. То ли из солидарности с восставшими, то ли из страха, что будет хуже, горожане открыли им ворота. Однако гарнизон замка не сдался. Когда казаки взяли его, поляков и тех горожан, что скрывались в замке, они вырезали. Однако и те горожане, что с казаками договорились, все равно выиграли не много. Когда коронный гетман Мартин Калиновский отбил город, он в наказание приказал казнить каждого десятого православного жителя. А потом то ли в память и назидание, то ли замаливая грехи, то ли в скорби по убитым казаками он поставил статую «Скорбящего Иисуса». Местные рассказывают, что под местом, где стоит статуя в советское время вскрыли массовое захоронение - предположительно жертв казаков. А рядом другое, жертв Калиновского. У последних в каждую голову был вбит железный гвоздь.
Высекли статую из местного известняка, и теперь она стоит во дворе местной больницы (ликарни) первым в истории Украины памятником освободительной войне Хмельницкого. Найти ее не просто, но реально. Главное, найти лекарню.



Местные, правда и тут мутят воду. Говорят, что Иисуса Калиновский поставил от огорчения, что проиграл Сатанив в карты магнату Синявскому. Сидит теперь, горюет…
Нам так и не повезло увидеть город под солнцем. Все время, что мы там были, висели низкие хмары. Под ними город выглядел еще более покинуто и запущено.



Торговый центр, сердце города.



Улица рядовой застройки.

Что интересно - тут все еще строят из своего местного камня.


Удивительным образом Сатанив контрастирует с чистым и аккуратным Чортковом. Пускай тут населения всего 2600, но насколько большая часть украинских сел ухоженнее этого городка. Понятно, что жизнь в последние двадцать лет повернулась другим боком. Но вся остальная Украина все-таки держится. Может быть, в этой покинутости четвертая загадка городка с инфернальным названием?



На автостанции Сатанива мы около 13:30 сели на бусик, ехавший с курорта «Сатанив» в Ивано-Франковск, и укатили дальше. Меньше чем через час были в Гусятине. По случаю дождя вновь не стали ничего искать и взяли таксиста. От Гусятина до Сидорова около 10 километров и машина, тем более по низким местным ценам, была отличным спасеньем.
Таксист, к слову, оказался весьма колоритным малым. Выглядел так, словно девяностые только в разгаре. Был стрижен под ноль-три, не снимал моднявые черные очки даже в машине в дождливые сумерки. На пряжке крутилась вечным двигателем чудова цацка - колесико. В магнитоле крутилась кассета (!!!) с гордым названием «все танцевальные хиты, выпуск 29». Даже по телефону он говорил с непередаваемым акцентом из того лихого десятилетия. Зато с ним мы сторговались доехать после замка до Каменца-Подольского за более чем приемлемые 100 или 150 гривен на всех (около 500 руб за 70 км).

В Сидорове находятся остатки чудесного замка. Его построили в 40-х годах XVII века те же Калиновские, один из которых проиграл в карты Сатанов. Замок занимает узкий каменный мыс в излучине ручья Суходол. Место это тоже не обихоженное, через ручей переброшена лишь импровизированная переправа.



Сразу от ручья тропинка поднимается на холм к замку.



Тут когда-то был въезд.

В середине XIX века замок достался Пайгертам, причем уже в руинированном состоянии. Они не стали переделывать замок в усадьбу, вместо этого построили в селе скромный особняк. И замок остался замком.

Замок был узким.


По обе стороны мыса тянулись две параллельные стены. Вдоль северной (на фото справа), располагался длинный жилой корпус.
В стенах было 7 полукруглых башен. От двух из них ничего не сохранилось. Остальные - разной степени руинированности.



Вся восточная, обращенная к основанию мыса, часть руинирована полностью


Зато уцелела западная. Причем сохранила интереснейший элемент. На самом острие мыса стены сходятся клином, образуя треугольную башню. В ней даже частично сохранились внутренние помещения.


В основании этого клина у выхода к воде интересные можно увидеть бойницы


Спуститься вниз под стены к основанию мыса необходимо обязательно. Собственно ради этого вида сюда и стоит ехать. Отсюда замок приобретает совершенно своеобразный и законченный вид.


Некоторые утверждают, что местные его так и называют - корабль.

В селе кроме замка можно увидеть костел, частично сохранившийся особняк Пайгертов и мавзолей на церковном кладбище.
Но для нас по сравнению с таким замком это было не столь интересно. Да и погода основательно испортилась. Мы оперативно вернулись к водителю и отправились в Каменец-Подольский, а потом и в Черновцы, храня в памяти настроение и тишину Сатанова и виды Сидоровского замка.

Последняя часть - про Черновцы.



Украина, наше ненаше, отпуск

Previous post Next post
Up