В
Волгограде есть не только большая-пребольшая «Родина-мать зовет», но и самый большой в мире памятник реально жившему человеку - памятник конечно же Ленину на входе в канал Волга-Дон.
Далеко на юге, когда уже покажется, что Волгоград кончился, когда одна бесконечная продольная улица миновав
Сарепту упрется в канал Волга-Дон вдруг выяснится - и тут еще нет предела этому огромному волжскому городу. Потому что за мостом объявится вторая половина Красноармейского района - Заканалье.
Там, в Заканалье в обычном вроде бы спальном районе на берегу Волги, у поворота в Волго-Донской канал, стоит огромный, даже гигантский Ленин. Он встречает суда идущие по реке, и как маяк, отмечает то место, где они должны сворачивать в канал.
Суровый каменный гость в бетонном плаще.
Раньше маяком служил куда более скромный обелиск в честь павших в боях за этот город - героям обороны Красного Царицына в Гражданскую войну и героям Сталинграда в Великую Отечественную. После появления памятника акценты сместились. А обелиск стал более лиричным.
Рядом уютный парк на высоком берегу.
За поворотом паркового променада - первая арка первого шлюза. Прямо триумфальная.
Но так и тянет вернуться к реке. Где Ленин суров, железобетонен и велик. Общая высота - 57 метров. Высота самой фигуры Владимира Ильича - 27 метров. Шаг вперед, откинутый плащ, кепка в руке. Лицом к реке и судам. А под ногами (вот-вот наступит!), площадка для прогулок, созерцания реки и махания платочком проходящим судам. На ней особенно ощущается масштаб этой громадины. Самый большой в мире памятник реально жившему человеку.
Эту фигуру поставили в 1973-м году. Интересно, что до того 12 лет здесь стоял пустой постамент. Соответственно, раньше на нем был другой памятник. Кому - легко догадаться - Сталину. Его сняли в 1961-м, спустя 10 дней после переименования Сталинграда в Волгоград. Очень оперативно. Сталин тоже был огромен. 24-х метровая фигура из бронзы. Для его изготовления была специально добыта особая партия самородной меди. Нынешний памятник - из железобетона. Он полый, удерживается, как и «Родина-мать зовет» натянутыми внутри тросами.
Интересно, что оба памятника на одном и том же месте ставил один и тот же архитектор - Вучетич. Одни и те же руки воздвигли сначала идола Сталина, а потом на том же месте - идола Ленина.
Интересно, что при такой идеологической нагрузке, все это не давит. Сама идеология не ощущается в том месте так сильно. Напротив, все свидетельства минувшей эпохи дополняют друг друга - маяк-Ленин, обелиск героям обороны города, триумфальная арка у первого шлюза. Они складываются в единый комплекс и формируют свою атмосферу особой эпохи. Великих свершений, громких подвигов и огромных достижений самых простых и честных людей. Кажутся дошедшими до нас остатками не тоталитарной эпохи, а такой нашей античности. Героических легендарных времен титанов. Людей с железными лицами и гранитными плечами. Не боявшимися разрушить старый мир и способными построить новый.
Если вспомнить, Колосс Родосский тоже ведь не чтобы подавлять стоял в порту, а был маяком. Означал огромные возможности человека и указывал верный путь.
В развитие темы скульптуры. Гигантской и мааааленькой, но тоже гордой. Всегда ж все зависит от точки зрения. Наклонишься, и снеговик больше самой большой горы кажется.
опус о самом Волгограде дополнение к опусу о Волгограде: Город во дворе - Сарепта. Волгоград. Январь 2013 Что еще можно почитать Понравилось? Не жмись, жми «лайк»!