В нынешнем мае, в связи с очередным Днём Победы, между либеральными оппозиционерами и патриотами-государственниками развернулась ещё одна, - помимо
«Можем повторить!» или «Никогда больше!», - примечательная дискуссия. Те буржуазные деятели, которым уже повезло, и те, которым возможно, повезёт когда-нибудь в будущем, - заочно поспорили о том, кто же из них придумал такое
уважаемое мероприятие, как
«Бессмертный полк».
Собственно, спорила, в основном, только одна сторона, - та, у которой сейчас нет в руках рычагов управления, - а противная, как ей и положено, главным образом отвечала делами... но и что-то при этом говорилось, конечно.
Со своей стороны, не могу не напомнить о том, что самыми первыми ходить по улицам с фотографиями умерших бойцов
стали коммунисты, - но не просто коммунисты, а
коммунисты-зюгановцы, - и было это ещё глубоко в «лихие девяностые»... разве что бойцы, которых зюгановцы таким образом увековечивали, пали не на фронтах Великой Отечественной.
Но, вообще-то, поговорить мне хотелось бы не об этом.
Дело в том, что обе стороны очередной большой общественной дискуссии сошлись между собой на том, что ношение по улицам фотографий родственников-фронтовиков - это очень хороший способ сохранения Исторической Памяти. Правда, они тут же и разошлись: преимущественно говорящая сторона обвинила преимущественно делающую в том, что у неё «Бессмертный Полк» - неправильный, официозный, без души... ну, а преимущественно делающая, в свою очередь, ничего на это не говорила, но всем своим видом старалась показать, что всё у неё в порядке с её «Бессмертным полком», только так и надо.
И вот здесь мне придётся не согласиться с обеими сторонами. «Бессмертный полк» - он заслуживает, конечно же, всяческого уважения, но он является (хорошим) способом
сплочения живых здесь и сейчас, а вовсе не сохранения памяти о прошлом. Гражданин Российской Федерации (или какого-нибудь другого государства) берёт в руки палку, прикрепляет к ней портрет своего (а в некоторых случаях, поговаривают, и не своего) родственника, поднимает эту палку с прикреплённым к ней портретом ввысь и, объединившись с миллионами (в этом году -
12 миллионами) других россиян, которые тоже взяли в руки палки и прикрепили к ним фотографии, гордо несёт её по улице; такое поведение гражданина заслуживает уважения и достойно восхищения, - но к сохранению Исторической Памяти оно не имеет отношения.
Для того, чтобы сохранить память о Великой Отечественной войне и других важных исторических событиях, нужно не носить прикреплённые к палкам фотографии по улицам, - а... читать книги. Желательно - научные (не «научно-популярные»! и тем более не «воспоминания участников», написанные спустя годы и в другой политической обстановке!), которые основаны на исторических документах или, ещё лучше, содержат в себе тексты этих исторических документов, в полном или, хотя бы, отрывочном виде. Читая научную литературу
о Великой Отечественной войне и предшествующих событиях (таких, как, например,
Гражданская война в Испании; да-да, Советский Союз вёл против Нацистской Германии гибридную войну, как сейчас модно говорить, ещё с 1936 года, и
советские военные специалисты били фашистов как раз тогда, когда «демократические» дипломаты
скармливали им Чехословакию... и именно поражение в этой войне,
прежде всего затронувшее Коминтерн, то есть настоящих европейских союзников СССР, по сути дела, вынудило советское руководство пойти на заключение с немецкими фашистами
соглашения о ненападении, про которое все так любят вспоминать), человек может обогатить свою память знаниями о прошлом, - и тем самым, собственно говоря, стать носителем Исторической Памяти.