да, довольно странное описание... масштабное ведь сочинение, особенно если вместе с фантазией - минимум на полчаса... выбор своеобразный гостям играть... и согласен, что сидя прямо и сжав губы - это надо какую-то специальную выдержку иметь:) да и все равно невозможно - все эти контрасты динамики и темпа... даже если представить, что это за тафель-клавиром небольшим, но все равно...
про финал - м.б., Тургенев не очень ясно помнил музыку, но помнил, что там есть внезапные смены настроения - тема, а потом октавы эти с биением в левой?..
Ага, я попробовала сыграть "неподвижно и прямо" - ничего не вышло (из моего давнего концертного репертуара). Мне кажется, это одно из, увы, нередких у Тургенева халтурных мест, о которых говорил Набоков. Какие-то фрагменты своих произведений Т. отделывал ювелирно, с большой любовью (и знанием), а что-то писал весьма небрежно. Потому вполне допустимо, что и "не очень ясно помнил музыку", иначе и невозможно объяснить такую характеристику финала.
Я тоже подумала, что только фантазия. Но, как Вы верно заметили, и она не слишком соответствует описанию. Любопытно, что специалисты по Тургеневу ничего толкового по этому поводу не говорят. Объяснения от самых общих и ничего не разъясняющих на тему "Тургенев и музыка" о Моцарте как самом любимом композиторе писателя (и тогда выходит, неважно, что именно из Моцарта звучит) до самых неправдоподобных, но стереотипных о "гармоничности" вообще музыки Моцарта, которая более всего согласуется с гармоничным образом Кати. Только однажды мне у тургеневоведов встретилась версия, будто эта музыка вводит тему смерти, т. е. относится к Базарову. Но и тут много неувязок. Отчего ее исполняет Катя, а слушателем ее является Аркадий, в то время как Базаров занят карточной игрой? А на следующее утро и вовсе играет только для Аркадия, потому как Базаров и Одинцова в это время ботанизируют в саду? и т.д. и т.п.
Очень умно! Особенно если рассматривать в сочетании с "равнодушной природой" в финале романа. У меня лишь сомнения в том, годится ли Катя для того, чтобы вверять ей эту тему.
по наводке и из любопытства перепослушал (не помнил совсем) с нотами перед глазами, и хочется костатировать ещё один, чисто возрастной ляп: ну не по зубам восемнадцатилетке такой текст, просто не прочувствует и даже не отбарабанит, хоть бы и, как мартышку, натаскивали/вдалбливали....
Но тогда нужно вспомнить и то, что Самсон не разрывал льву пасть, а растерзал его, как козленка. Пишут, что до Самсона было намерение установить Геракла. Возможно, один образ наложился на другой, особенно если иметь в виду, что и у Геракла тоже была история со львом.
Вполне может быть , что растерзание началось с "пасть порву". Мне друг, зная, что я лепил Шимшона, давно предлагает идею скульптуры "Шимшон рвёт пасть длиле. Ибо - есть за что". Дело в том, что из Шимшона и сделали Геракла. А ведь это был один из судей народа Израиля, знаток Торы, книжный червь. И сила у него была духовная, а не физическая.
Comments 29
масштабное ведь сочинение, особенно если вместе с фантазией - минимум на полчаса... выбор своеобразный гостям играть...
и согласен, что сидя прямо и сжав губы - это надо какую-то специальную выдержку иметь:) да и все равно невозможно - все эти контрасты динамики и темпа... даже если представить, что это за тафель-клавиром небольшим, но все равно...
про финал - м.б., Тургенев не очень ясно помнил музыку, но помнил, что там есть внезапные смены настроения - тема, а потом октавы эти с биением в левой?..
Reply
Мне кажется, это одно из, увы, нередких у Тургенева халтурных мест, о которых говорил Набоков. Какие-то фрагменты своих произведений Т. отделывал ювелирно, с большой любовью (и знанием), а что-то писал весьма небрежно. Потому вполне допустимо, что и "не очень ясно помнил музыку", иначе и невозможно объяснить такую характеристику финала.
Reply
Reply
Reply
Любопытно, что специалисты по Тургеневу ничего толкового по этому поводу не говорят. Объяснения от самых общих и ничего не разъясняющих на тему "Тургенев и музыка" о Моцарте как самом любимом композиторе писателя (и тогда выходит, неважно, что именно из Моцарта звучит) до самых неправдоподобных, но стереотипных о "гармоничности" вообще музыки Моцарта, которая более всего согласуется с гармоничным образом Кати. Только однажды мне у тургеневоведов встретилась версия, будто эта музыка вводит тему смерти, т. е. относится к Базарову.
Но и тут много неувязок. Отчего ее исполняет Катя, а слушателем ее является Аркадий, в то время как Базаров занят карточной игрой? А на следующее утро и вовсе играет только для Аркадия, потому как Базаров и Одинцова в это время ботанизируют в саду? и т.д. и т.п.
Reply
Reply
Reply
Reply
У меня лишь сомнения в том, годится ли Катя для того, чтобы вверять ей эту тему.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment