Графья, бароны, князья....

Dec 08, 2019 16:05



Следующим пунктом нашей программы стали - ну конечно же, снова Габсбурги! Хотя исторически этот небольшой замок служил охотничьим домиком самому принцу Евгению Савойскому (о герое австрийской империи я рассказывала уже не раз)! Достаточно недалеко от основного дачного домика героя всех времен и народов, замка Хоф, прикупил он некогда по случаю еще один обьект недвижимости. Впрок, чтобы было.


Но если замок Хоф стал жемчужиной наподобие Петергофа (не в таких, конечно, обьемах, но и Шенбрунн вместе с Хофбургом заодно невозможно сравнить с Зимним), то замок Нoваиден, стоящий у самой дороги, кажется бедным пасынком у богатой родни.Но галочку поставить нужно было обязательно, сколько же можно ездить мимо? Значит мы едем смотреть.

Парковка небольшая, но и народу немного. То-ли жара смущает, то-ли интереc отсутствует. Нам-то это на руку. Прицеливались заехать дважды. Время обеденное, хотелось совместить историю с гурманством, но увы, Нидерваиден может похвастаться разве что хиленькой кофейней и нам пришлось доехать до Шлос-Хофа, где великолепно кормят. Но если я чего решил, то... И, разомлев от сытости и тепла, мы нашли в себе силы вернуться к избушке на курьих ножках.


Как использовалась избушка во времена оные? Что происходило вокруг да около? Вон недавно пересмотренные гардемарины с домиком на болотах и последним русским разные фантазии навевают, а ну как и тут  истории случались? За этим и всеми другими ответами на вопросы - в источники, короче - снова учим матчасть. А начнем с того, где мы в принципе находимся.


Под термином Мархфельдские замки объединены несколько замков, расположенных в Нижней Австрии в Мархфельде. Замки - Хоф, Нидервэйден, Орт, Мархегг, Эккартзау, а также Верхний Зибенбрунн.


В Мархфельде расположено несколько крупных имений, где многие значительные дворянские семейства (в частности Евгений Савойский) в прошедшие  века построили летние дворцы. Расположенные в "зерновой" палате Вены, эти замки были в основном сельскохозяйственными крупногабаритными хозяйствами, ставшими экономической основой их владельцев. Они являются звездами величественного жилого строительства на селе и важны для культурного наследия Австрии.


Замки и садовые сооружения, созданные в основном в стиле барокко в XVIII веке, представляют собой решающую эпоху истории Центральной Европы, последовавшую за экономическим бумом после окончания турецких войн: Некоторые из замков являются бывшими укреплениями, разрушенными в войнах и восстановленными после второй осады Турков.


Что представляет из себя Нидерваиден? Охотничий замок с поперечным средним трактом и двусторонними флигелями, центральными входными воротами, увенчан изящным балконом. Навесная крыша, боковая парадная лестница, главный зал с настенными рисунками, в боковом тракте большая старинная охотничья кухня. В средние века на территории бывшего замкового парка находилось защитное сооружнеие - замок Графенвейден. Со временем укрепление, которое никого не интересовало, разрушилось. К первому нападению турок 1529 года здание окончательно превратилось в руину. Валы и рвы по сей день заметны в бывшем фазановом саду Нидерваидена. <.....................>
Замок Нидерваиден - это барочный замок в Энгельгартстеттене в раионе Мархфельд (Нижняя Австрия). Он был возведен в 1693/94 годax Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом (что видно невооруженным глазом еще на подьезде, никто другой так не строил) для Эрнста Рюдигера фон Штархемберга под названием Охотничий замок Энгельхартштеттен.


"XVII-XVIII века в Австрии являются временем победы над сословиями, а затем развития и укрепления абсолютной монархии, опиравшейся на католическую церковь. Экономически слабая буржуазия была устранена от участия в политической жизни страны. Двор, церковь и дворянство определяли лицо монументального строительства, господствующие художественные вкусы. Архитектура становится ведущей отраслью художественного творчества, подчиняющей, впитывающей и живопись, и скульптуру.


Как центр монархии особенно выдвигается Вена; сюда ко двору Габсбургов тянется дворянство, здесь возводятся здания, которым подражает вся империя. Ведущими типами монументальных сооружений становятся дворцы императора и придворных и католические монастыри, в изобилии строившиеся и перестраивавшиеся для поборников контрреформации - монашеских орденов с иезуитами во главе.


Несмотря на перерыв, вызванный опустошительной 30-летней войной (1618- 1648), и постоянную угрозу турецкого завоевания в стране успешно развивается строительство. Период от начала до 90-х гг. XVII в. относится ко времени раннего барокко. Окружением монастырей и дворцов, в которых формы барокко наиболее определились, является рядовая жилая застройка.


Вплоть до конца XVII в. жилая застройка, следуя оставшейся неизменной средневековой схеме города, делится на дома, расположенные в пределах окруженного укреплениями города  и дома предместий. Дома в черте укреплений не меняют своей структуры; они повернуты к улице торцом и расположены на узких участках. Одно-двухэтажные дома предместий следуют типу крестьянского дома. Проникновение новых форм можно отметить к концу периода лишь в деталях (в частности, щипец на торце дома получает изогнутую форму).


Замки дворян, построенные в начале периода раннего барокко, следуют традициям Ренессанса. Это настоящие оборонительные сооружения, окруженные кольцом наполненного водой рва. Расположенные по периметру двора корпуса, по углам имеют сильно выступающие башни. Корпуса и башни снабжены бойницами. Существенным отличием от замков начала этого периода является отсутствие фортификационных устройств в самом здании замка. Башни являются развитыми эркерами, в которых находятся кабинеты.


Архитектурные членения, аналогичные членениям городских дворцов раннего барокко, видны не только на протяженных многоэтажных корпусах (увеличение количества парадных помещений было продиктовано возросшими требованиями представительства), но и на башнях. Завершения башен невысоки и не нарушают общего горизонтального, как и в городских дворцах, протяжения здания. Дома небольших поместий в основном следуют образцам Ренессанса - они повторяют традиционную схему крестьянского альпийского дома. Проникновение форм барокко ощущается лишь в декоре.


Высокое барокко - наиболее блестящий и величественный период в развитии архитектуры Австрии - охватывает время от 1690 до 1740 г. В этот период австрийский абсолютизм становится движущей силой общеевропейской политики. Его растущая мощь находит прямое отражение в архитектуре. Общий подъем культуры, рост национального самосознания сказался в переходе ведущей роли в архитектуре от зодчих итальянцев к местным мастерам, выдвинувшим австрийскую архитектуру на первое место в развитии зодчества германских стран.



Основным типом монументальной архитектуры становится дворец - символ растущего абсолютизма. Мастером, создавшим новый тип дворца, был величайший архитектор австрийского барокко Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах (1656-1723), родившийся в Граце и получивший архитектурное образование в Риме. Ему в первую очередь принадлежит заслуга в развитии национальной школы барокко.


И в строительстве загородных домов Фишер попытался провести новые идеи центрического построения в более последовательной форме. В «Исторической архитектуре» он поместил идеальный проект укрепленного жилого здания, имеющего в плане вид шестиконечной звезды, выступы которой отвечали окружающим сооружение бастионам. Само здание не имело фортификационных устройств. План состоял из строго симметричных помещений, группирующихся вокруг центрального круглого зала, освещенного окнами в барабане высокого купола." <.......................>


Замки упомянутого Штархемберга я уже встречала не раз в верхней Австрии. В одном из них располагался филиал Маутхаузена. О самом Штархемберге я уже тоже писала достаточно много. В 1725 году замок приобретает князь Евгений Савойский.  Замечательный персонаж истории Австрийской империи, народный герой и австрийское наше все. Житнь Савойского тесно переплетена с творчеством Фишера фон Эрлах - все дворцы Савойского были построены главным архитектором империи.


Рассказывать об этой паре - приятно и радостно ибо люди необыкновенно выдающиеся, каждый в своей области. Дворец получил свой сегодняшний облик при Марии Терезии около 1765 года через придворного архитектора Николая Пакаси.
Овальный зал с новым купольным потолком получил иллюзионистские настенные росписи с экзотическими растениями, птицами и восточными музыкантами. Принц Евгений был самым крупным землевладельцем в Мархфельде. За замком возник парк с многочисленными аллеями и дорожками, в котором также был устроен садовый театр, задуманный Лукасом Хильдебрандтом. Удивительно собираются звезды архитектуры вокруг звезды Савойского.
Его племянница и универсальная наследница, принцесса Виктория, в 1738 году, после смерти принца Евгения, вышла замуж за принца Иосифа Фридриха Саксен-Хильдбурггаузенского. Он получил замок Нидеваиден и Хоф как утренний дар. (Подозрительно это переиначивание традиций - обычно утренний дар - задача новоиспеченного супруга молодой жене в качестве подарка к свадьбе.) Принцесса Виктория вернулась в родной Турин и Нидерваиден остался во владении принца. Он устраивал здесь праздники для друзей.

Pоспись парадного зала работы Жана-Батиста Пиллемента.  Удивительный художник, надо сказать! С печальной судьбой. Кoторая повторяется и во множестве его работ. В 1743 году переехал из Лиона в Париж, где стал работать учеником проектировщика орнаментов на фабрике гобеленов. Уже в возрасте 15 лет создавал проекты тканей. В 1745 покинул Францию. В течение долгих лет путешествовал по Европе. С 1745 года работал в Испании (Мадрид), с 1750 - в Португалии. Жажда к путешествиям заставили его отказаться от предложения стать придворным живописцем короля Жозе I, и в 1754 году он покинул Лиссабон и отправился в Англию в Лондон, где провёл восемь лет, изучая стиль английского пейзажа. Был вдохновлен, среди прочих мастеров, картинами Николаса Берхема.


Побывал в Голландии, Германии. В 1763 году работал при императорском дворе Франца I Стефана и Марии Терезии в Вене. В 1765-1767 годах для польского короля Станислава Августа Понятовского спроектировал и выполнил декоры в Королевском замке в Варшаве и дворцовой резиденции в Уяздове. Затем работал в Санкт-Петербурге, Пьемонте, Милане, Риме и Венеции. В 1778 Ж. Пильман вернулся на короткое время во Францию, где был придворным художником королевы Марии-Антуанетты. Украшал дворец Малый Трианон. В 1780-1787 опять уехал в Португалию, где проектировал и выполнял украшения интерьеров для королевского двора; основал также школу рисунка.


Принц Евгений заложил к востоку от замка большой сад. Этот сад в стиле рококо уже показывает изменения в садовом искусстве: Если замок Хоф еще представляет строгую симметрию барокко, то здесь игривая неровность является наиболее важным принципом исполнения. <.................>
Ранее одноэтажные флигели были надстроены на один этаж. Из-за этого стала необходима и лестница. Придворный садовник из Шёнбрунна Луис Флехир создал в 1770 между замками Хоф и Нидерваиден аллею, которая существует еще сегодня. Были созданы новые помещения, которые Мария Терезия роскошно обставила. После ее смерти замок оставался необитаемым.


В 1898 году Нидеpваиден был передан военным и начал разрушаться. Из замка вывезли всё ценное, эти вещи частично были использованы в венском дворце Аугартен. Во время Первой мировой войны нижний этаж служил конной конюшней. В межвоенный период замок находился в ведении Фонда зданий, разрушенных в результате боевых действий. Вторая мировая война нанесла замку дальнейший ущерб. <...................>


В бывшем увеселительном замке Габсбургов (а мы помним, что все имущество славного рыцаря принца Евгения перешло оптом в руки императирского дома) демонстрировалось, все, что связано с любимым хобби старого каизера - охотой.  Замок Нидерваиден в последние годы используется в основном для проведения мероприятий - все 15 роскошных залов, в том числе барочная кухня времен принца Евгения, могут быть использованы для проведения частных праздников и торжеств : Дни рождения, свадьбы, а также совещания и конференции.


А дальше по плану было местечко Мархегг. Небольший городок вокруг , естественно, замка, куда мы и ехали, был основан в 1268 году королём Пржемыслом Оттокаром II  iз Богемии, правившим тогда в Австрии, и епископом Ольмюца Бруно фон Каченбургом. Построен как город на границе с Королевством Венгрией. Это город, созданный в соответствии со средневековыми принципами планирования в виде осевого креста. Примечательно расположение и ориентация приходской церкви, связанная с геометрией города. Продольный неф был ориентирован на солнце в вербное воскресенье, а хор - в Пасхальное воскресенье, так что продольная ось церкви имеет лёгкий изгиб.


Король Оттакар и бессмертный Грилъпарцер вместе с ним - неотьемлимая часть Австрийской истории. Нелюбимая, но тем не менее, не выкинешь , было. История, как Габсбурги победили Оттакара, описана множественно, я рассказывала о ней ну вот хотя бы тут. Только встретиться с этим персонажем именно здесь почему-то оказалось краине неожиданным.



Окруженный стеной город Мархегг (Marchegg, 8 км к северу от Шлосхофа) известен собственным замком севернее главной площади (сейчас здесь размещаются превосходный Музей охоты и Африканский музей), а также, что более необычно, начинающимся сразу за городом заповедником Мархауэн, на территории которого, кроме обычных для этих мест обитателей, гнездится самая большая в Европе колония белых аистов.  <..................>

Время постройки здешней городской стены - 1268 год. Кстати, около городка Мархегг расположен самый настоящий бобровый заповедник. Для наблюдения за животными созданы все условия, включая специальные смотровые кабинки около воды.


Первоначальный замок был построен как городская крепость в северо-западном углу городской стены после битвы при Гройссенбрунне, при которой Оттокар II. победил Венгерского короля Белу IV.  Он должен был обеспечить защиту на границе с Венгрией. Старейшее упоминание о замке относится к 1346 году. Впервые замок и город были завоёваны в Гуситских войнах в 1426 и 1427 годах.


В 1502 году Никлас граф Сальм получил замок в качестве залога. При первой турецкой осаде сам Мархегг был сожжён; Замок не был взят, но также был сильно поврежден. Благодаря помощи, оказанной Салмoм при обороне Вены, права наслеников на владение залогом были подтверждены. Никлас граф Сальм умер уже в 1530 году в ближнем Салмхофе. Лишь в 1568 году благодаря сыну Салма замок был вновь заселён. Однако к началу XVII века сооружение вновь было опустошено венгерскими повстанцами.


В 1621 году президент венгерской придворной палаты граф Пауль Палльфи фон Эрдёд получил замок от Фердинанда II. пока что в качестве залога, а через два года - в собственность. Палффи также удалось приобрести крупные владения в соседнем местечке Малацка. Замок Мархегг был построен как четырёхугольный водный замок в соответствии с планами императорского капитана инженерного и минного дела Ламберта Ламбиона. Однако запланированные бастионы и равелины не были возведены - наверное наступление барокко изменило планы.


По поручению венгерского палатина Николы Палффи строитель Кристиан Александер Оедтль около 1715 года провёл барочную декорацию замка. В ходе реставрации был засыпан водный ров. Угловой бастион при этом также был срыт. Южный фронт получил свой сегодняшний облик. В последующие два века замок был в основном охотничьим замком и летней резиденцией. Частыми охотничьими гостями были, в частности, император Иосиф II, Мария Терезия и Франц Стефан Лотарингский. Карлу графу Палффи в 1807 году был дарован княжеский титул. Николай Палффи после Первой мировой войны перенеc свою резиденцию в Мархегг, потеряв свои владения в Малацке. После Второй мировой войны сам замок был сильно разрушен и инвентарь разворован. В 1947 году со смертью Ладислауса Пáлффи умерла Мархеггерская линия рода Пáлффи. В 1957 году город Мархегг с помощью земли Нижняя Австрия приобрел замок, после того, как он уже был предназначен для сноса. По решению федерального правительства в 1959 году в двух отреставрированных парадных помещениях был устроен Нижнеавстрийский музей охоты. С 2010 года здесь проводится выставка города Мархегг "От царя Оттокара до князей Пальффи".
От разрухи в этих местах еще к сожалению не избавились. Может быть стоит вернуться сюда как-нибудь лет через 10? Семейство же Пальфи навело на размышления. Никогда я в их истории не копалась, а стоило бы наверное, очень много городских дворцов и замков оставили они на территории империи.


Пальфи фон Эрдёд (Pálffy de Erdőd) - очень разветвлённый древний род венгерских баронов (с 1581), графов (c 1599) и князей (c 1807). Венгерские роды Пальфи и Гедервар пытались выводить своё происхождение от Конта (Konth), могущественного магната в правление Людовика I, который владел множеством замков в нынешней Хорватии и Словакии. Многие поколения потомков Миклоша Пальфи оставались богатейшими жителями Пожони (в то время венгерской столицы) и её имперскими наместниками. Графы Пальфи выстроили там несколько дворцов, из которых один занимает австрийское посольство, другой же - городская картинная галерея. В Праге довольно скромный дворец Пальфи расположен на Малой Стороне. В Вене ими выстроены два небольших дворца - на Вальнерштрассе и Йозефплаце. В 1875 году после пресечения потомства генералиссимуса Дауна в мужском колене средняя (графская) линия рода Пальфи унаследовала принадлежавший ему титул князя Тиано, после чего изменила фамилию на «Пальфи-Даун де Эрдёд» (Pálffy-Daun de Erdõd).

eugen von savoyen, замки, Австрия, Габсбурги

Previous post Next post
Up