Ровно неделю назад, в минувший четверг я оказалась в замечательном месте в замечательной компании. Маша Хинич
karga_golanпригласила русскоязычных журналистов и блоггеров на тройную выставку в Хайфу. "Страсти по Парижу" - еврейские художники "Парижской школы" в музее Мане Кац и "Double Vision" - японское искусство в музее Тикотин и Художественном музее. Я получила большое удовольствие от безупречной организации мероприятия (Маша - шапо!), от встречи со старыми приятелями, от развиртуализации с моими замечательными ЖЖ-френдами и от новых приятных знакомств. :)
Обстоятельства сложились так, что оперативный отчёт по горячим следам я написать не смогла, так как была "вне зоны доступа". Тем временем Галина
malamant (с чьей лёгкой руки я попала в группу приглашённых, и за что ей огромное отдельное спасибо), Марина
olmas, Ирина
irenase и некоторые другие участники написали так и столько, что мне трудно что-либо добавить. :)
Поэтому предлагаю вам посмотреть их репортажи о выставке парижских художников. О японских поговрим позже. :)
Хайфа. Мечта о Париже.
День в музеях. Город желаний "Мечта о Париже". Хайфа. Музей Мане Кац. 23.08.12 И, тем не менее, я всё же хочу написать. Но пойти, скажем так, не вширь, а вглубь. :)
И начну с музея Мане Каца.
В истории искусства двадцатого столетия есть понятие «парижская школа» - "Ecole de Paris", относящееся не к французам, а к художникам из разных стран, работавшим в Париже в годы после первой мировой войны. Именно эти художники, да к тому же еврейского происхождения и являются авторами картин, собранных на выставке в музее Мане Каца, что в Хайфе.
Гуляя по выставочным залам, я несколько раз возвращалась к одной и той же картине, она как-то особенно привлекала. И действительно, трудно было пройти мимо этих широко расставленных огромных "оленьих" глаз, сначала кажущихся совершенно кукольными, но позже каким-то странным образом превращающихся в живые, холодно смотрящие на вас из-под полуопущенных век. Это лицо необъяснимо притягивало. Я проверила потом, у меня оказалось около десяти снимков именно этой картины - больше, чем каких-либо других. И как позже выяснилось, я была такая не одна. :)
"Портрет молодой женщины." Так неопределённо и безлико называется эта картина Моизеса (Моисея) Кислинга.
И даты точной нет. Написано - "Первая половина 20-го века".
Признаюсь, я впервые слышала об этом художнике и мне захотелось узнать о нём и его жизни. Результатами своих изысканий я с удовольствием делюсь с вами.
Портрет Моиса Кислинга работы Романа Крамштыка Портрет Моиса Кислинг работы Амадео Модильяни. Моисей Кислинг родился 22 января 1891 года в Кракове, в Австро-Венгрии (нынешняя Польша), в еврейской семье.
Кислинг начал рисовать в раннем детстве, в 15 лет поступил в Академию изящных искусств в Кракове, где его педагогом был профессор
Юзеф Панкевич. Панкевич был успешным польским художником, который много путешествовал по странам Европы, жил в Париже и испытал на себе влияние основных художественных течений того времени - импрессионизма, символизма, а впоследствии, кубизма и постимпрессинизма. Увидев в молодом художнике недюжинный талант, Панкевич без труда убедил Кислинга в том, что развить его можно только в наполненном атмосферой творчества Париже, который в то время был центром притяжения художников из разных стран.
С 1890-х годов художники, приезжающие в Париж, начали заселять общежитие на Монмартре, получившее название Bateau Lavoir, в котором сдавались маленькие ателье. (
Бато-Лавуар) . Оно стало прибежищем фовистов и кубистов. С 1900-х годов здесь проживали Андре Дерен, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Макс Жакоб, Хуан Грис, Кис ван Донген и другие художники.
Моисей Кислинг
В это же время растет поток художников-эмигрантов еврейского происхождения из Центральной и особенно Восточной Европы, которые стремились уйти от влияния древней культурной традиции, запрещавшей изображение человека. В 1904 году из Польши приезжают
Леопольд Готтлиб и
Евгений Зак, в 1905 году - из Германии болгарский художник
Жюль Паскин, в 1906 году из Италии перебирается
Амедео Модильяни, в 1911 году - из России
Марк Шагал, из Литвы приехали и другие выходцы из Белоруссии - в том же 1911 году
Михаил Кикоин и
Пинхус Кремень, а в 1913 году -
Хаим Сутин. В том же 1913 году в Париж приехал
Цугухару Фуджита.
Вот в таком окружении оказался Моисей Кислинг, отправившийся в Париж в 1910 году с рекомендательным письмом Юзефа Панкевича к своему другу известному еврейскому писателю Шолому Ашу, которому удалось помочь юноше. Он сумел найти ему русского покровителя, который обеспечил молодому таланту финансовую поддержку сроком на 1 год. Ежемесячная стипендия составляла 150 франков.
Восточно-европеские художники-эмигранты начали заселять новое общежитие в бывшем павильоне вин Бордо со Всемирной выставки 1900 года, перенесенном на юго-западную окраину Парижа. Это здание, сконструированное Гюставом Эйфелем, было прозвано La Ruche («
Ульем») за форму своих окон. Условия для жизни в обоих общежития были более чем суровыми, но, тем не менее, не было риска быть выселенным за неуплату, и была гарантирована тарелка супа бесплатно в «столовой» художницы Марии Васильевой. А главное, художники много общались, устраивали совместные выставки, обсуждали особенности нового художественного языка. Творческий поиск продолжался в направлениях, открытых Полем Гогеном, Винсентом Ван Гогом, Полем Сезанном, Анри Матиссом, Пабло Пикассо.
М. Жакоб, с которым Кислинг подружился, ввел его в круг молодых французских художников и писателей. После недолгого увлечения П. Сезанном (пейзажи, натюрморты), что сказалось на характерной для Кислинга любви к подчеркнутой цветом рельефности изображений, перешел к поискам индивидуальной манеры письма, аналогичным исканиям П. Пикассо «голубого периода. Известным художественным центром за пределами Парижа был город Сере (Céret) в Пиренеях, в котором в 1905 году работали Анри Матисс и Андре Дерен, и где в результате зародился фовизм. Матисс периодически продолжал здесь работать в 1906-1914 годах и приглашал своих друзей. В течение 30-ти лет в этот город приезжали работать многие художники и скульпторы, создавшие здесь выдающиеся произведения. В 1950 году в городе был открыт прекрасный
музей современного искусства. Хаим Сутин запечатлел городской пейзаж в гениальной работе «
Вид на Сере, старый город», 1919, экспонируемой в музее.
Летом 1911 года Пикассо вместе с Браком отправился в Сере работать над основными аналитическими трудами по теории кубизма. Он арендовал первый этаж большого особняка с парком и пригласил своих друзей приехать поработать в просторной мастерской. В «мекку кубизма», по словам Андре Сальмона, приехали Хуан Грис, Огюст Эрбен и Макс Жакоб. Отправился туда и юный Моисей Кислинг. Он провел там около года. Он много общался с другом Пикассо скульптором Маноло Хуго (Manolo Hugué), у которого был дом в Сере.
По возвращении Кислинг решил обосноваться на Монпарнасе. Он снял студию на улице Joseph Bara, 3, в которой и прожил 27 лет. Недалеко от него жили Жюль Паскин и Амедео Модильяни, который переселился из Бато-Лавуар. На Монпарнасе не было такого общежития как Улей или Бато-Лавуар, художники снимали ателье в разных домах и на разных улицах, поэтому вся художественная жизнь кипела в кафе и на бульварах.
Кислинг с гордостью демонстрирует раны после дуэли.
Кислинг, по словам современника, был «осью, вокруг которой крутилось все на Монмартре».
Его артистизм проявлялся во всем. Широко известна дуэль Кислинга с его товарищем польским художником Готтлибом, состоявшаяся 12 июня 1914 года, в которой, разумеется, решался вопрос чести. Секундантом Готтлиба был мексиканский художник Диего Ривера. Дуэль происходила на окраине города при большом скоплении народа, не исключая и репортеров. Дуэль прекратилась только после первой крови, оба дуэлянта получили легкие ранения. Снимки и репортажи о дуэли были напечатаны во многих газетах и журналах.
Он подружился с приехавшим из Италии двадцатидвухлетним Амадео Модильяни, с которым до 1920-го года делил студию. Темпераментный, уже познавший "прелести" опьянения вином и наркотиками блестящий Моди (как звали его друзья), получал от матери ежемесячно 200 франков, на которые мог бы спокойно жить и творить. Однако просаживал деньги в несколько дней на алкоголь и гашиш. Моисей ехидствовал по этому поводу:"Когда получаешь на жизнь двести франков в месяц, но сто девяносто из них тратишь на выпивку и наркотики, непременно окажешься в нищете!"
С началом Первой мировой войны все изменилось. Художников-французов мобилизовали в армию, эмигранты добровольцами уходили на фронт, уезжали домой или отправлялись в нейтральные страны. Те, кто остался в Париже, перебрались с Монмартра на Монпарнас.
Моисей Кислинг записался в Иностранный легион и добровольцем отправился на фронт. 11 мая 1915 года в битве при Сомме он был тяжело ранен. За проявленное в боях мужество Моисей Кислинг получил французское гражданство. На этом война для него закончилась.
В середине войны художественная жизнь была на удивление активной. Модильяни не взяли на фронт по состоянию здоровья, Пикассо оставался на Монпарнасе, Фуджита, уехавший в Англию, а затем в Испанию, вместе с другими художниками-эмигрантами вернулся в Париж. Все они принимали участие, так же как и Сутин, в работах на трудовом фронте. Выставки организовывались в кафе, модных магазинах, мастерских. В ноябре 1916 года удалось организовать выставку французских художников в Осло - 94 картины решено было отправить на маленьком корабле из Руана. Кислинг активно участвовал в этих выставках.
Кислинг и Пикассо, 1917.
Весной 1916 года Кислинг познакомился с Рене-Жан Грос (Renée Gros), студенткой Академии искусств Рансона и влюбился в неё. 12 августа 1917 года состоялась их свадьба, которую в течение трех дней отмечал весь Монпарнас, переходя из кафе в публичные дома, оттуда в мастерскую Кислинга, где веселая компания отплясывала под модный тогда патефон.
Рене, Габи Леспинас и Кислинг в Сан-Тропе, 1917.
Макс Жакоб умело подражал кафешантанным звездам. Модильяни раззавидовался и решил тоже поразить гостей. Он задумал изобразить призрак Макбета и для этого завернулся в простыню, сорванную с брачного ложа… Взбешенная Рене-Жан бросилась к нему, чтобы отобрать единственный и главный «элемент приданого». Модильяни выгнали вон со свадьбы!
В послевоенные годы не только активно организовывались выставки, но оживился и художественный рынок. В ноябре 1919 года с большим успехом прошла выставка Кислинга в галерее Дрюэ. В 1923 году в Париж приехал известный американский коллекционер Альберт Барнс, который высоко оценил самобытность художников Монпарнаса, особенно сильное впечатление на него произвели работы Сутина. Он увез с собой большое количество картин, в том числе, и Кислинга, а художники получили признание крупнейшего коллекционера французской живописи, создавшего музей при образовательном фонде
Барнса.
Кислинг становится известным, хорошо продаваемым художником. Он всегда много работал. В отличие от других художников, его рабочий день был жестко регламентирован - начинался в 9 утра, когда приходили позировать модели, прерывался на обед, который совместно с друзьями проходил в Ротонде, Доме или Куполе, затем снова работе, вечером снова встречи с друзьями, теперь во время ужина. Для нескольких картин ему позировала известная модель
Кики, которая с трудом соблюдала строгий распорядок дня Кислинга. Для нее всегда делалось исключение - ведь их связывали скорее дружеские, чем деловые отношения.
Кислинг сидит на тротуаре перед Ротондой, после трехдневного празднования своей свадьбы.
В книге Кристиан Паризо "Модильяни" мы читаем следующее об отношениях Модильяни и Кислинга: "Модильяни работает быстрее, чем Кислинг, который больше печется об отделке своих работ, но по части мировидения они очень близки друг другу. Жан Кислинг, маленький сын Рене и Моисея, видел, как друзья-живописцы вдвоем трудились над одними и теми же холстами, пользовались одними красками, помнил, как их руки скрещивались на фоне полотна, где мало-помалу проступало изображение. Да и автопортрет его отца рядом с матерью, по мнению Жана, можно было бы принять за работу Модильяни, подписанную Кислингом. По поводу большой картины Амедео - лежащей ню, изображающей Селину Хауард, жену американского скульптора Сесила Хауарда, Жан вспоминает, что она создавалась в мастерской Кислинга в 1918 году. Молодая женщина, которая позировала также Дерену и Кислингу, провела эти три сеанса под неусыпным надзором своего ревнивого мужа, которого, правда, немного успокаивало присутствие Рене Кислинг. В этой картине, исполненной одухотворенной пластичности, Амедео воздал должное красоте и грации модели. И если ню кисти Моисея выигрывают по части изящества и чувственности, то у Модильяни они живее и дерзновеннее." Выработанный друзьями лирический экспрессионизм в творчестве Кислинга отличался меньшей обобщенностью образа, а позднее, под влиянием неоэнгризма (аналогичен течению 1920-х гг. «новая вещественность» в немецкой живописи) в значительной мере утратил характерные черты стиля, перерождаясь порой в утрированный натурализм.
Так случилось, что именно Кислингу пришлось заниматься организацией похорон Амедео, умершего 24 января 1920 года в результате воспаления легких. С помощью Конрада Мориканда он снял посмертную маску Моди.
Когда же исчез Паскин, и его любовница Люси Крог (Lucy Krogh) решила взломать дверь его студии, с ней была ее подруга Шарлотт Гардель, слесарь и, можно не сомневаться, Кислинг, который и вынимал своего друга из петли. Это произошло 5 июня 1930 года.
В послевоенные годы было модно проводить костюмированные балы. Цель их была благотворительная, полученные за вход средства (15 франков с человека) передавались нуждающимся художникам. Кислинг часто помогал организаторам, бывал даже барменом бала, заявленным в афише. Когда он стал более обеспеченным, он устраивал по средам обеды в своей мастерской, куда приглашал художников, писателей, актеров, музыкантов, политиков, юристов.
Когда началась Вторая мировая война, Кислинг снова идет добровольцем на фронт. Франция противостояла гитлеровской Германии в течение 6 недель, и после капитуляции Франции польский еврей Кислинг с семьей вынужден был покинуть свою вторую родину. Он отправился в США. В Нью-Йорке и Вашингтоне успешно прошли его выставки. Он работает как портретист, получает много заказов. В парных и однофигурных композициях Кислинга (ню, портреты) преобладает настроение меланхолической созерцательности: лица с ушедшим в себя взглядом, непомерно расширенные глаза, безвольно опадающие линии удлиненных тел, как бы подернутые дымкой контрасты цвета. Творчество Кислинга, в котором главную роль играло созвучие между настроением художника и его моделей, связано с экспрессионистической тенденцией в искусстве мастеров парижской школы. Но если у его товарищей, как, например, у Сутина, черты экспрессионизма проявлялись в почти гротесковой заостренности образов, то у Кислинга они обретают лирическую, поэтическую трактовку. Его склонность к определенной идеализации модели впоследствии помогла ему упрочиться в роли модного портретиста, писавшего светских дам и актрис.
Кислинг обосновался и до 1946 года прожил в Калифорнии.
После окончания войны Кислинг возвращается во Францию, в городок Санари-сюр-Мер в Провансе, в который он впервые приехал еще в 1913 году. С этого времени он постоянно приезжал сюда работать.
В 1920-е годы в Санари-сюр-Мер регулярно бывала Рене с сыновьями Ги и Жаном, а в 1932 году Моисей и Рене построили тут прекрасный дом “La Baie” с мастерской с видом на Бандольский залив. Дизайном этого дома занималась Рене, и он действительно стал родным домом для их семьи.
Здесь Моисей Кислинг скончался 29 апреля 1953 года. Его именем названа улица, где он жил. В этом доме продолжает жить старший из сыновей - Ги. Младший, Жан, проживает в Париже. Он посвятил свою жизнь изучению творчества отца - издал каталог резонэ и написал биографию Моисея Кислинга.
Самое большое собрание картин Кислинга находится в Женеве, в музее Малого дворца (Musée du Petit Palais).
Посмотрите на подборку прекрасных картин художника!
Click to view
Но, давайте вернёмся к нашему портрету молодой женщины. Неизвестно, кто позировал художнику. Это, скорее всего, не была Алис Прин, знаменитая "Кики де Монпарнас" - муза и модель многих парижских художников. Есть несколько её прекрасных портретов и у Кислинга, но на всех картинах, на которых художник изобразил её, она указана как модель. А кем была красотка в зелёном свитере, мы, скорее всего, так и не узнаем.
Но, безусловно, она была не менее хороша,чем Кики.
Click to view
Вот так притягательный взгляд нереально огромных глаз с портрета позволил мне познакомиться с неизвестным мне прежде прекрасным художником!
И, кстати, если у вас есть несколько десятков тысяч лишних евро, то девушка в зелёном свитере может навсегда поселиться в вашем доме!
И на десерт - загадка. Но она - в
следующем посте, так как в этот уже не помещается. :)
В подготовке этого поста были использованы и процитированы материалы из следующих источников:
http://modernartconsulting.ru/2011/03/kisling/http://alltxt.org.ua/read.php?id=6065&page=1http://www.litmir.net/bd/?b=134155
М Кристиан Паризо «Модильяни пер. с французского И. Васюченко, Г. Зингера ">Москва «Текст» 2008http://www.eleven.co.il/article/12102http://www.penza.com.ru/~rubtsov/peoples/kisling.htm