В записи «
Нечто патриаршее о совести» Андрей Кураев критикует следующие слова Гундяева:
«Совесть, то есть нравственная природа человека, - та самая природа, Богом данная, о которой мы сегодня слышали удивительные слова из Послания апостола Павла к Римлянам (Рим 2:10-16). Апостол говорит, что язычники, не знающие закона, Божественных заповедей, естеством, то есть по природе своей, законное творят. Как же так? Не зная закона, не зная заповедей, не зная того, что хорошо и что плохо, идолопоклонники могли по природе творить доброе? Апостол разъясняет: "Они обличаемы своей совестью и своими мыслями, то обвиняющими, то оправдывающими одна другую". Другими словами, нравственная природа человека не зависит ни от чего, в том числе религиозности: можно быть верующим или неверующим, христианином или язычником, а нравственное чувство, нравственная природа присутствует и опознается человеком в голосе совести».
Суть критики выражена словами:
«Красивости, предложенные патриархом Кириллом, напрочь игнорируют грехопадение и его антропологическое измерение. Человек пал весь - в том числе и в своей "нравственной природе"».
Кураев, желая утвердить это мнение, пытается привлечь на свою сторону Священное Писание:
«Оттого апостол Павел и говорит о "людях сожженной совести" (1Тим 4:2), о "порочной совести" (Евр 10:22); печалится о людях "с совестью, признающею идолов,.. и совесть их, будучи немощна, оскверняется" (1Кор 8:7), "а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть" (Тит 1:15)».
Однако, как и все недобросовестные критиканы, Кураев прибегает при цитировании к помощи своей лукавой совести.
Мы же приведем слова апостола без лукавства:
- «въ послѣ́дняя временá отстýпятъ нѣ́цыи отъ вѣ́ры, внéмлюще духовóмъ лéстчымъ и учéниемъ бѣсóвскимъ, въ лицемѣ́рiи лжесловéсникъ, сожжéнныхъ своéю сóвѣстiю… Занé вся́кое создáнiе Бóжiе добрó, и ничтóже отмéтно» (1Тим 4:1-2,4);
- «да приступáемъ со и́стиннымъ сéрдцемъ во извѣщéнiи вѣ́ры, окроплéни сердцы́ отъ сóвѣсти лукáвыя и измовéни тѣлесы́ водóю чи́стою: да держи́мъ исповѣ́данiе уповáнiя неуклóнное» (Евр 10:22-23);
- «сóвѣстiю и́долскою дáже досéлѣ я́коже идоложéртвенное ядя́тъ, и сóвѣсть и́хъ, немощнá сýщи, скверни́тся» (1Кор 8:7).
«Вся́ ýбо чи́ста чи́стымъ: осквернéнымъ же и невѣ́рнымъ ничтóже чи́сто, но оскверни́ся и́хъ и ýмъ и сóвѣсть» (Тит 1:15).
Нет никаких «людей сожженной совести», но есть «сожженные своею совестью», называемые Иоанном Златоустом людьми порочной жизни:
«Что значит: "в лицемерии лжесловесников"? То, что они лживо проповедуют не по неведению, и не потому, что не знают, напротив они знают истину, а притворяются лжецами, сожженными своею совестью, то есть, будучи порочной жизни» (Толкование на 1-е послание к Тимофею". Беседа 12, 1).
Жизнь бывает порочной не по причине
грехопадения прародителей, ничуть не повлиявшего на совесть человека, а по причине личного согласия с внушаемыми бесами недолжными помыслами.
В другом месте (Беседы на 1-е послание к Коринфянам. Беседа 27, 2) святой Иоанн называет таковых служителями дьявола.
Дьяволу же служат не по природе, которая суть от Бога, а потому - добро, но по собственному произволению, принимающему дьявольские искушения взамен заложенного в природу человека, но отвергнутого им добра.
Так же и прочие, приведенные здесь слова апостола Павла, никоим образом не указывают на выдуманную Кураевым связь осквернения совести с грехопадением. Напротив, явным образом говорят об осквернении своей совести самим согрешающим, то есть ущербным нравственно, а не по природе (
и даже не по естеству) человеком.