Вчера вечером Андрей Власюк (
chervinskij) любезно предоставил мне экземпляр изданного в прошлом году перевода книги на русский язык. Текст на суперобложке солидного (763 страницы) фолианта утверждает, что этот труд считается читателями лучшей книгой автора.
Судя по содержанию, труд серьезный, заслуживающий внимания.
Введение.
Часть первая. Антропологические предпосылки. Первоначальное здоровье и происхождение болезней.
Глава 1. Первоначальное здоровье человека.
Глава 2. Первопричина болезней. Грех прародителей.
Глава 3. Патология падшего человека.
Часть вторая. Описание, симптомы и развитие духовных болезней.
Глава 1. Страсти как духовные болезни.
Глава 2. Себялюбие.
Глава 3. Чревоугодие.
Глава 4. Блуд.
Глава 5. Сребролюбие и любостяжание.
Глава 6. Печаль.
Глава 7. Уныние.
Глава 8. Гнев.
Глава 9. Страх.
Глава 10. Тщеславие.
Глава 11. Гордость.
Глава 12. Распространение духовных болезней после грехопадения.
Часть третья. Основные условия исцеления.
Глава 1. Христос исцеляющий.
Глава 2. Врачевание таинствами.
Глава 3. Субъективные условия исцеления и здоровья во Христе.
Глава 4. Процесс исцеления: внутреннее обращение.
Часть четвертая. Осуществление лечения.
Глава 1. Двойное движение внутреннего обращения. Делание.
Глава 2. Краткое описание лечения основных способностей души. Применение родовых добродетелей.
Глава 3. Роль духовного отца в исцелении.
Глава 4. Откровение помыслов.
Глава 5. Борьба с помыслами.
Глава 6. Вспомогательное лечение: телесная аскеза.
Часть пятая. Лечение страстей и приобретение добродетелей.
Глава 1. Лечение чревоугодия. Воздержание.
Глава 2. Лечение блудной страсти. Воздержание и целомудрие.
Глава 3. Лечение сребролюбия и любостяжания. Нестяжание и милостыня.
Глава 4. Лечение печали. Скорбь, сокрушение и радость.
Глава 5. Лечение уныния.
Глава 6. Лечение гнева. Кротость и терпение.
Глава 7. Лечение страха. Страх Божий.
Глава 8. Лечение тщеславия и гордости.
Часть шестая. Восстановление здоровья.
Глава 1. Бесстрастие.
Глава 2. Любовь.
Глава 3. Познание.
Заключение.
Бросаются в глаза название книги и заголовок ее второй части, не соответствующие православному пониманию устроения человека.
Человек состоит из души и тела, поддающихся исцелению. Исцеление же духа невозможно ввиду его отсутствия в составе человека. Дух, в отличие от души и тела, не является частью человеческого естества, но представляет собой
характеристику состояния души как части естества. А характеристику объекта исцелить нельзя никак. Она просто изменяется в зависимости от состояния характеризуемого объекта.
Но как не изменяет своего естества стеклянный сосуд, принявший в себя благовония или нечистоты, так не изменяет своего естества душа, принявшая дух христианства или дух иудаизма. Можно лишь охарактеризовать сосуд как сосуд для благовоний или сосуд для нечистот, а душу - как носитель духа христианства или носитель духа иудаизма. Да и дух - ни тот, ни другой - нельзя изменить: вопрос лишь в том, какой дух принимает душа.
Удручают и имеющие место во введении рудиментарные рассуждения автора на тему искупления: «Осмысление Искупления в терминах выкупа, платы, несомненно, находит обоснование в Священном Писании и особенно в посланиях апостола Павла». Конкретные места, содержащие такое обоснование, автор не упоминает (хотя все прочие мысли, значимые с точки зрения православия, снабдил ссылками на Священное Писание и предание). Хорошо еще, что исцеление Спасителем человеческого естества, по его мнению, «обладает по меньшей мере равным достоинством с образом выкупа». Так что есть надежда, что в основной части книги автор более не обращается к
нелепой, безосновательной латинской «юридической теории».
По мере неспешного прочтения буду делиться своими мыслями о книге, если сочту их важными или интересными.
Продолжение
здесь.