Есть в ЖЖ такой анонимный журнал: «Письма». Впрочем, не секрет, что создан он скандально известным
протоиереем Вениамином Жуковым, считающим свою компанию единственным объединением истинных христиан, а свои публикации в ЖЖ (возможность для комментирования которых закрыта) - источником непререкаемых истин.
Этот «суперхристианский» журнал перепечатал 25.10.2019 публикацию некоего последователя Феофана Затворника и Луки Войно-Ясенецкого, епископа Нафанаила в журнале «Православная Русь», № 15, 1948 г. под названием
«ДУХЪ, ДУША и ТѢЛО ЧЕЛОВѢКА».
Вот скопированная оттуда цитата:
«О двусоставности человѣческой природы говоритъ и Священное Писаніе и творенія св. отцевъ. Но и Священное Писаніе и творенія св. отцевъ свидѣтельствуютъ и о тресоставности человѣческой природы, о томъ что у человѣка не только душа и тѣло, но и духъ.
Такъ, апостолъ Павелъ пишетъ: «есть тѣло душевное, и есть тѣло духовное». (1 Кор. .1 15, 44). И еще: «душевный человѣкъ не принимаетъ того, что отъ Духа Божія, потому что онъ почитаетъ это безуміемъ, и не можетъ разумѣть, потому что о семъ надобно судить духовно. Но духовный человѣкъ судитъ обо всемъ, а о немъ судить никто не можетъ» (1 Кор. 2, 14 и 15). И къ Фессалоникійцамъ онъ же пишетъ: «вашъ духъ, душа и тѣло да сохранится безъ порока». (1 Фес. 5, 23). И апостолъ Іуда говоритъ: «въ послѣднее время появятся ругатели, поступающіе по своимъ нечестивымъ похотямъ. Это люди отдѣляющіе себя отъ единства вѣры, душевные, не имѣющiе духа" (Іуд. 19).
Какъ же согласовать эти свидѣтельства св. Писанія съ другими свидѣтельствами его же, говорящими о двусоставности человѣка, т. е. только о душѣ и тѣлѣ его? Двусоставенъ человѣкъ или тресоставенъ?».
Нет смысла обсуждать словоблудие Нафанаила, далее пытающегося доказать, что два равно трем. Достаточно обратить внимание на пустословие автора, утверждающего, но ничем не подтверждающего, наличие в святоотеческих творениях желанных для него свидетельств, и показать отсутствие в цитируемых им стихах Священного Писания хотя бы намека на вхождение духа в состав человека.
Автор считает: если «есть тѣло душевное, и есть тѣло духовное», значит дух есть составная часть человека. Логика нелепейшая. Подобная логика может привести и к другому, не менее нелепому, предположению о существовании людей, состоящих из тела и души, и людей, состоящих из тела и духа. Здравое суждение о смысле высказывания невозможно прежде уяснения смысла составляющих его понятий.
Для уяснения смысла понятий «тѣло душевное» и «тѣло духовное» не надо обладать высоким интеллектом. Достаточно добросовестно прочитать относящееся к ним высказывание апостола Павла полностью:
«Та́кожде и воскресе́нiе ме́ртвыхъ: сѣ́ется въ тлѣ́нiе, востае́тъ въ нетлѣ́нiи: сѣ́ется не въ че́сть, востае́тъ въ сла́вѣ: сѣ́ется въ не́мощи, востае́тъ въ си́лѣ: сѣ́ется тѣ́ло душе́вное, востае́тъ тѣ́ло духо́вное. Е́сть тѣ́ло душе́вное, и е́сть тѣ́ло духо́вное. Та́ко и пи́сано е́сть: бы́сть пе́рвый человѣ́къ Ада́мъ въ ду́шу жи́ву, послѣ́днiй Ада́мъ въ Ду́хъ животворя́щь. Но не пре́жде духо́вное, но душе́вное, пото́мъ же духо́вное» (1Кор 15:44-46).
И становится предельно ясно, что «тѣло душевное» - это человек тленный - грешный, а «тѣло духовное» - человек нетленный - безгрешный. О составе человека здесь речи не идет вообще.
«Душе́венъ же человѣ́къ не прiе́млетъ я́же Ду́ха Бо́жiя: юро́дство бо ему́ е́сть, и не мо́жетъ разумѣ́ти, зане́ духо́внѣ востязу́ется», потому что имеет ум, помраченный грехом. «Духо́вный же востязу́етъ у́бо вся́», поскольку ум его не помрачен грехом.
Слова же «ду́хъ и душа́ и тѣ́ло непоро́чно… сохрани́тся», отнюдь не дают оснований для причисления духа к составным частям человека. Ведь
дух есть характеристика состояния души. И если непорочна душа, непорочен и дух. Ибо
непорочный дух есть дух Истины.
Дух же «Писем» оказался иным. И, похоже, он является составной частью этого журнала.