Ипостась принято характеризовать совокупностью природных свойств и индивидуальных особенностей объекта.
Однако формула «ипостась=природа+акциденции», несмотря на кажущуюся всеобщность, имеет ограниченную область применения. В рамках этой формулы не представляется возможным отнести ни к природным свойствам, ни к индивидуальным особенностям неспособность к покаянию падших ангелов и первородный грех.
Указанные свойства падших ангелов и людей не присущи природе, поскольку Творение безупречно: Бог не творит зла. Не являются они и акциденциями как общие свойства всех падших ангелов и всех людей соответственно. Но неспособность к покаянию есть свойство естества падших ангелов, а первородный грех - свойство поврежденного грехопадением прародителей человеческого естества (см.
«О природе и естестве»).
Формула «ипостась=природа+акциденции» применима к Святой Троице, ангелам, прародителям - Адаму и Еве - в их первозданном состоянии, а также к не наделенным Творцом свободой животным, растениям, неживым объектам, имеющим неизменное природное естество.
Но эта формула неприменима к существам с естеством, изменившимся в результате недолжного произволения: к падшим ангелам, а после грехопадения прародителей - и к человеку.
Потому формула «ипостась=природа+акциденции» представляется частным случаем общей формулы «ипостась=естество+акциденции».
Благодарю
vazlav_s за
интересный вопрос, результатом размышления над которым явилась данная публикация.