Я сделал очень много музыкальных топов. Вот прямо даже слишком много. И почти всегда мне они давались с огромным трудом. Ну как можно выбрать у одной группы 11 любимых песен, да еще и расположить их в нужном порядке? Но я продолжал это делать. Просто как вызов себе: а слабо вот еще про это написать? Я написал топы почти про всех исполнителей, с чьим творчеством я знаком достаточно хорошо (а про некоторых - и не один раз). Оставался у меня незакрытым один должок. И я его закрываю прямо сейчас. Топ-11 песен группы «Агата Кристи»!
Те, кто меня читает давно, наверняка заметили, что в музтопах у меня часто представлены не самые популярные композиции того или иного исполнителя. Пожалуй, только с «Гражданской обороной» я упомянул практически все хиты. Ну вот сейчас пришло время второй хитовой подборки. И если у «Гр.Об.» я слышал далеко не все песни, то у «Агаты» я слышал всё, но все равно считаю, что лучшее братья Самойловы записали на двух легендарных альбомах - «Позорной звезде» и «Опиуме». И перед написанием поста я был уверен, что в топ войдут 9, а то и 10 песен с этих двух альбомов. Но, переслушав творчество группы, я по-новому открыл для себя еще пару интересных вещей. А одну вообще услышал первый раз. Короче, что-то мы заболтались. Дадим говорить музыке!
11. Абордаж («Опиум», 1995)
В моей голове за 11-е место развернулась настоящая битва между сразу четырьмя качающими песнями, исполняемыми с надрывом на большой скорости. В результате «Абордаж» победил и «Истерику», и «Гетеросексуалиста», и «Ни там, ни тут». Причин тут несколько. Главных - две. Первая - весьма забавный припев - какая-то детская шутка со словом «трах» в такой чернушной песне звучит очень неестественно, и это прикольно. Ну и вторая - я просто кайфую от строчки «силь ву пле, мадам, в мой экипаж, там я возьму вас на абордаж». Ну она просто офигенная, мне нечего добавить.
10. Пират («Майн кайф?», 2000)
До сих пор помню мое первое впечатление от этой песни. Ну начала она играть, я подумал: ну проходнячок какой-то. Ну опять какой-то там депрессняк, какие-то абстрактные образы, ну ладно, послушаю и забуду. А потом РЕЗКО НАЧАЛСЯ ПРИПЕВ. Собственно, мне нечего добавить. Переход от припева на куплет в этой песне - это вообще самый охренительный переход в песнях «Агаты Кристи».
9. Последнее желание («Эпилог», 2010)
А вот и песня, которую я до недавнего времени вообще не слышал (как и весь альбом «Эпилог»). И очень жалею из-за этого. Знаете, я совершенно не помню ее куплета, но до чего же в ней классный припев, про Кремль, Пентагон и Рейхстаг. Прямо хочется самому под этот припев залезть на все эти здания и помахать и флагом, и факом. Вообще у «Агаты» часто такое бывает: куплет довольно проходной, но зато припев пробирает до мурашек своей крутостью и запоминаемостью.
8. Вечная любовь («Опиум», 1995)
У «Агаты Кристи» большинство песен можно разделить на две категории: которые истерично кричатся и которые вкрадчиво поются. «Вечная любовь» - один из лучших примеров второго. Вслушиваешься в вокал Самойлова (я так и не научился различать Глеба и Вадима, так что будет просто «Самойлова»), и в какой-то момент даже сидишь затаив дыхание. А тут еще такой неожиданный переход в самом конце припева, там, где нетронутая ти-ши-НА! Это какой-то своеобразный припев-скример. Обожаю такое.
7. Черная луна («Опиум», 1995)
А вот это вообще лучшая «вкрадчивая» песня «Агаты Кристи». По легенде написана в один день с другим мегахитом, о котором мы поговорим чуть позднее. Ну и от такого вот тихого и подозрительно спокойного вокала реально становится просто не по себе. А тут еще и образы такие жуткие - сердце, набитое мягкой травой, затаившийся черный зверь, ну и конечно, душа, которая не сможет гореть даже в аду. Если бы Стивен Кинг был русским и писал не романы, а песни, то он написал бы нечто подобное.
6. Viva kalman! («Коварство и любовь», 1989)
Объясните мне, как братья Самойловы создали образ демонического клоуна-маньяка в 1989 году, когда фильм «Оно» не был снят, «Бэтмен» еще толком не вышел, а в СССР клоуны ассоциировались не с чудовищными Пеннивайзом и Джокером, а с обаятельными Никулиным и Карандашом?!
Очень классный и живописный образ получился, при этом еще и с очень врезающейся в память мелодией. Группе удалось идеально передать цирковую мелодию, добавив при этом свой фирменный стиль. Вроде как мелодия оригинальная, но я долгое время думал, что это аранжировка какой-нибудь музыки цирка.
5. Позорная звезда («Позорная звезда», 1993)
Я люблю эту песню во-первых за то, что в ней нет типичного для «Агаты Кристи» перегруза синтезаторной мелодии. То есть она звучит как-то выше и легче большинства других композиций группы. Ну и очень круто в ней звучит текст. Тот случай, когда в смысл вдумываться необязательно, но нужно ловить настроение. Особенно на припеве. Ооо, какой тут классный припев, как он шикарно построен по необычным рифмам. Все строчки одновременно рифмуются и не рифмуются друг с другом: «красота, судьба, навсегда, не беда, вина, звезда». Шикарно.
4. Мотоциклетка («Декаданс», 1991)
Одна из самых забавных песен о несчастной любви. Смысл простой, понятный, но при этом очень круто все подано. У меня после прослушивания явственно встает перед глазами образ девушки, которая сперва ангельское белокурое создание в красивом голубом платьишке, а после созревания становится леди-вамп в обтягивающей коже с декольте. Короче, очень красиво описано. И ПОЧЕМУ МОТОЦИКЛЕТ И МОТОЦИКЛЕТКА?! Мне это покоя уже лет 15 не дает!
3. Дворник («Опиум», 1995)
А вот с третьего места и выше у меня пойдут песни, которые я люблю не за их текст, не за музыку, не за атмосферу, не за юмор или что-либо еще. Призовая тройка - это в первую очередь не сами песни, а воспоминания о них (но и сами песни все равно хороши).
В начале 2000-х в моем родном Северодвинске «Наше радио» не было в эфире 24 часа. В полночь оно резко вырубалось, и включался белый шум. Не знаю, что произошло в тот самый день, но радио не отключали до часа ночи. И последнюю песню в районе часа я услышал именно эту. И это было как-то так: «О, «Агата Кристи». Ну ниче так песенка. Ну типичная, да… Дворник? Хм, необычненько. Ну ладно, дворник так дворн… ЧТО С МЕТЛОЙ?! Я ослышался что ли?!»
В общем, я хохотал. Не потому что я мальчик-имбецил, смеявшийся над словом «жопа». Просто это было дико неожиданно услышать от такой группы, в такой вроде бы абстрактной песне с философскими словами вроде «мы выпили жизнь, но не стали мудрей». А на альбоме, после двух очень мрачных песен это звучит еще неестественнее и от того забавнее.
Апдейт. Немного гениального творчества от товарища.
2. Чудеса («Чудеса», 1998)
Для меня это очень личная песня. В 2004 году я смотрел благотворительный марафон «SOSтрадание», на котором собирались средства пострадавшим в теракте в Беслане. Одна из самых больших трагедий в нашей стране. «Наше радио» совместно с НТВ организуют в прямом эфире большой длинный концерт с участием практически всех знаковых рок-групп страны. Можно ли сейчас себе такое представить? Понятное дело, что группы на концерте не играли веселых песен. И когда вышла «Агата Кристи», я очень напрягся, ведь слышал у них в основном что-то либо саркастичное, либо ироничное, либо просто депрессивное, но не так, как стоило бы депрессировать в такой день. И тут они заиграли акустикой волшебную и очень красивую балладу. Это были «Чудеса».
В качестве бонуса - две песни, которые в топ не проходят, но упомянуть их хочется. Напоминаю: это не всегда означает, что эти песни заняли бы места с 12-го и ниже. Просто они примечательны по той или иной причине, но до топа не дотягивают.
«Африканка» («Коварство и любовь», 1989).
Я с ней познакомился недавно, переслушивая альбомы группы. Не знаю, как-то она раньше ускользнула от моего внимания. Ну тут, понятно, припев врезается, я потом еще дня два напевал «я-я-я, натюрлих, данке шён, юнге фрау».
«Вольно!» («Позорная звезда», 1993).
У меня с этой песней очень сильные и очень неприятные воспоминания. В конце девяностых-начале двухтысячных мне не раз пришлось столкнуться с прелестями бесплатной провинциальной стоматологии (как память о ней - две необоснованно удаленные коренные «шестерки»). И это было очень больно. Очень больно. И каждый раз, перенося жуткие пытки в стоматологическом кресле, я внезапно начинал в голове напевать: «И мне уже почти-почти не больно, вольно, вольно, можешь разорвать меня на части…» и далее по тексту. Песня помогала хоть как-то отвлечься от боли. Но теперь, когда я ее слышу, у меня зубы сами начинают ныть.
1. Как на войне («Позорная звезда», 1993) + Опиум для никого + Сказочная тайга («Опиум», 1995)
Да, я знаю, что сказал, что это топ-11. Я знаю, что это читерство. Я знаю, что я даже в топе песен любимого «Аквариума» так не делал. Но это мой ЖЖ, мои правила. Что хочу, то и творю. Што ты мне зделаеш я в другмо городе за мат извени.
Я поясню такой странный пункт, сразу из трех песен, да еще и из трех главных хитов.
Понимаете, я не могу назвать себя фанатом «Агаты Кристи». Мне нравятся некоторые песни, но к большинству из них у меня довольно спокойное отношение. Если услышу их, например, по радио, то волну менять не буду, но и подпевать и «колбаситься» (я этим словом провалил тест на молодость) - вряд ли. В общем, для меня «Агата Кристи» - это одна из хороших групп. Хороших, но не более того.
Но эти три песни - это не просто «Агата Кристи». Это воображаемое наследие всей российской музыки. Это посиделки с гитарой у костра. Это поездки большими компаниями в поезде. Это прогулки по вечерней Москве. Это узнавание песни по любому трехсекундному отрывку. Это «мам, а у этой песни припев похож на «Звенит январская вьюга». Это переделки «брейн - это брейн, как его ты не назови». Это мое детство, моя юность, моя молодость, а теперь и моя зрелость. Сынишке очень понравилось мое исполнение «Сказочной тайги» (в котором я, правда, пою «а ночью по лесу идет Дед Мороз и отморозит вам нос или уши»). Да, пожалуй, впервые при оценке творчества группы эмоции начисто заглушают голос разума и аналитики. И это здорово!
Полный плейлист для удобства прослушивания
P.S. Пишите в комментариях: а какие песни «Агаты Кристи» больше всего любите вы? Ну а если вам не очень нравится творчество «Агаты Кристи», то можете почитать и послушать топ-11 песен
«Аквариума» (а также
вторые топ-11),
«Алисы»,
Ольги Арефьевой,
Александра Башлачева,
Василия К.,
«Воскресения»,
«Гражданской обороны»,
«ДДТ»,
«ДФ» (только для друзей),
«Кино»,
«Крематория»,
«Машины времени»,
«Мельницы»,
«Nautilus Pompilius»,
«Пикника»,
«Сплина»,
«Ундервуда»,
Чижа (и
чужих песен Чижа) и даже
Enjoykin.
Или, как вариант, тематические сборники
советской эстрады,
матерных песен «Аквариума»,
неизвестных песен «Аквариума»,
каверов на «Аквариум»,
каверов от «Аквариума»,
недостаточно патриотичных песен «Аквариума»,
песен про сентябрь (Шуфик будет!), песен с офигительным мотивом (
часть 1 и
часть 2),
саундтреков к супергеройскому кино (две любимые темы в одном!),
приставучих песен,
самых ненавистных песен,
антивоенных песен, песен, которые мне нравятся, хотя не должны (
часть 1 и
часть 2), каверов, превзошедших оригинал (
часть 1 и
часть 2),
серьезных мелодий советского кино.