Борис Мышлявцев. Джунгарский проект

Apr 16, 2023 10:54

palaman:

Я начал публиковать у себя заметки Мышлявцева, потому что интуитивно ощутил, что в них скрывается что-то очень-очень важное для России, какой-то новый взгляд и дискурс, которого нам страшно не хватает. После 1917 года мы смотрим на Дальний Восток (да и вообще на Азию) как слепые, да мы и есть слепые, потому что нам глаза выткнули. А между тем именно там, на Дальнем Востоке, таится вся суть вопроса. Ведь по сути дела весь XX век, воюя между собой, европейцы делили Китай. В этом настоящий (но скрытый от непосвящённых) смысл и Первой, и Второй мировой войны.

И вот в начале XXI века кощеево яйцо заулисной политики треснуло, Дракон проклюнулся, и все те, у кого до сих пор были закрыты глаза, вдруг заметили на Востоке невесть откуда взявшуюся Великую Державу. И конечно, сразу стали говорить, что всегда так и было. Это ведь естественный ход мысли: когда мы не можем что-то объяснить, мы говорим: всегда так было. Это "всегда" основа мифологического мышления. А ведь на самом деле вовсе НЕ всегда (помните текст Вьеты и миф о "Китае"). И вот теперь, после этой заметки Мышлявцева, пазл у меня вдруг сложился. Я понял, О ЧЁМ нам рассказывает тувинский антрополог.

Даю слово Борису Мышлявцеву:

Оригинальная публикация
Из миниопроса читателей я понял, что Индонезия их интересует гораздо меньше Джунгарии. Гораздо.

И это не удивительно. Джунгария - это стертая из современного исторического дискурса сущность. Которая, тем не менее вполне себе существует - и представляет одну из главных угроз для Китайской коммунистической партии, которая в свое время завладела "маньчжурским наследством" в качестве управляющих.

Джунгария - это не узконациональное понятие, равное неким "западным монголам". Джунгарский мир в широком смысле этого слова включает примерно половину территории КНР: Синьцзянь и Тибет. В России носителями "джунгарской идеологии" являются маленькие осколки этого мира: Западная Тува и Южный Алтай.

Спойлер для тех, кому лень читать. На пороге Нового Времени тибетская аристократия и буддистские иерархи решили системно сепарироваться от Китая, а для этого начали опираться на западных монголов и буддистских тюрков Синьцзяня. Позже во все эти процессы зашли еще две империи: Российская и Британская.

Писать мы будем, как всегда, не исторический трактат, а всего лишь "антропологическую заметку". Как и любая заметка любого антрополога она будет субьективна - и пусть не обижаются монголы, тувинцы, русские, китайцы и прочие участники всех этих процессов.

В своем тексте я буду опираться как на исторические факты, так и на свои непосредственные наблюдения и ощущения.

Донаты в любой сумме приветствуются на карту Тинькофф, привязанную к номеру +7 903 936 93 84

[Нажмите, чтобы узнать историю внезапной гибели великой державы, которая могла при ином раскладе занять место нынешнего Китая.]Я сразу хочу предупредить: в рамках этих заметок мы не будем погружаться в трясину монгольского этногенеза и в спор монголов между собою. Это не только не является целью данного текста, но и полностью противоречит цели.

Цель - рассмотреть джунгарскую идею (которая не была узконациональна). Рассмотреть и понять - насколько она жизнеспособна сейчас и что она может нести народам данного региона.

Если вы загляните в Википедию, вы увидите: в Монголии, помимо национального большинства халха существует еще пара десятков монгольских народов.

А еще вы можете увидеть: в Монголии население - 3,5 млн человек. А большинство монголов, около 8 млн, проживает в КНР, во Внутренней Монголии, где они составляют меньшинство (большинство теперь это китайцы).

Можно сказать, что такова цена отказа монголов от Джунгарского проекта. Можно так не говорить, но факт есть факт.

В данных заметках мы для простоты просто поделим монголов на Джунгар и Халха. Джунгары - западные, Халха - восточные.

Тут можно вспомнить мою заметку " Тибетский план". Тибетский и Джунгарский проект имеют важные точки пересечения. Однако они вовсе не тождественны. Это надо всегда учитывать.

Тут кто- нибудь может воскликнуть: "Далай-Лама - марионетка /Англии, США, даже Индии - на выбор"/. И я вынужден подчеркнуть: фигуру современного Далай-Ламы мы рассматривать не будем. Ты бежишь в недавнюю британскую колонию от поддержанного британцами (?) Мао. Положение не очень хорошее, прямо скажем. И что там и как на уровне вынужденных отношений современной тибетской аристократии с англосаксами - мы опустим.

Есть же известный анекдот про отсутствие у Папы Римского дивизий. Ну вот и тут такой примерно анекдот.

Тут надо еще понимать: а чем были маньчжуры в 17 веке? Продавали коней китайцам, таков был основной бизнес. Полуэвенки, полумонголы, полукорейцы. И вот они начинают устанавливать свои порядки в своем околокорейском уголке. Монголы и китайцы смотрят свысока: ну окей. Дальше маньчжуры у монголов забирают печать Великого Хана. Женятся на нужных монголках. Монголы и китайцы начинают напрягаться: это не просто очередное ханство с украденной печатью.

Напрягается Тибет. Маньчжурский богдыхан сказал, что тибетские иерархи будут главными буддистами Поднебесной, но ведь сделал он это без уважения!

Тибетцы сильно задумались.



Это СУТЬ Джунгарского мира: ничего лишнего. Это от Кызыла на юг вид.



А вот вид на Кызыл. На телефоне горы уменьшаются сильно, они с этой точки великими выглядят. Вот это - центр Джунгарского проекта, хотя тут нет никаких монголов. Почему? Разберемся.

image Click to view


ВОЙНА/Борис Мышлявцев/ Cover В.Цой/2023

Образованный читатель указал мне, что Тува не имеет никакого отношения к Джунгарскому проекту. Читатель думает, что Джунгария - это Семиречье. Причем утверждает это категорично, с налетом оскорбительности.

Не буду отвечать тем же. Человек, видимо, вообще не понял сути вопроса. Но мельком упомяну, что последний хан Джунгарии (эмигрировал в Россию, скончался в в 1757 году в Тобольске), Амырсанаа (Амурсанаа) до сих пор является в Туве и на Алтае одним из главных героев, не навязанным официозом - а просто народным.

До начала нашей беседы о Джунгарском проекте - пара фактов о посмертном существовании последнего джунгарского хана, Амурсана (Амырсанаа). Не каждому правителю, да еще и неудачливому, удается запечатлеться в народной памяти, без всяких учебников. Ну вот представьте: про Горбачева пели бы народные песни и ждали бы его воскрешения... Очень смешно.

А про Амырсанаа песни поют. И есть легенда, что когда он воскреснет (или переродится в нужном теле) - "народ будет жить правильно и счастливо". Это довольно необычно.

Мы пока не будем смотреть на фигуру реального, исторического хана Амурсана. Просто задумаемся: какая же идея слилась с его фигурой?

Идея простая, если рассматривать её с политической точки зрения: НЕ РАСТВОРИТЬСЯ В ОГРОМНОМ КИТАЕ.

В Туве в 1980-е была популярная тюремная пост-панк группа под названием "Амырсанаа" ЛЮБОЙ тувинец старше 10 лет знает хотя бы одну песню этой группы ("Ак кок дээр", к примеру).

Это как "Белый снег, серый лед" или "Кукушка" Цоя.

Я довольно много общался с музыкантами этой группы. Александр Саржат-оол, кроме прочего, писал христианские и буддистские гимны... (Христианином стал в тюрьме). Можно про это долго писать. Ниже я просто приведу песню группы Амырсанаа, которая так и называется - Амырсанаа. "Он проснется и наведет порядок" - очень грубо так обозначу смысл этой песни.

image Click to view


Джунгарский проект в массовой культуре.

Монголы пишут о начале маньчжурско-китайского подчинения:

"Однажды Нурхачи обратился к монголам со следующими словами: “У корейцев и китайцев разные языки, но их одежда и образ жизни абсолютно одинаковы. Как и у них, у маньчжур и монголов языки разные, но одежда и условия жизни у нас одинаковые”. Чжурчжэны подчинялись китайцам и пользовались китайскими иероглифами. Нурхачи освободился от китайской зависимости, принял используемый монголами уйгурское письмо, заявил, что принимает за свою веру тибетский буддизм, который монголы сделали своей государственной религией."

(Нурхаци - основатель династии Цин).

/ТК Монгольский узел/.

Сама постановка "Джунгарского вопроса" вызывает у некоторых читателей очень сильную эмоциональную реакцию. Словно бы беса окатили святой водой (шучу). Такая реакция означает очень простую вещь: дискурс жив и значим.

К счастью, националистически настроенных (фолкхистори стайл) читателей из Казахстана у меня совсем немного - иначе публикация о Джунгарском проекте потонула бы в тысячах комментов типа "джунгар никогда не существовало", "Чингисхан был казахом" и т.п.

В данном тексте я намерен обходить джунгаро-казахские отношения, они тут совсем не значимы.

В 17 веке мы видим на игровой доске Восточной Азии (очень упрощая): маньчжуры, монголы, китайцы, тибетцы.

Что их связывало, кроме пельменей и лапши? Что разделяло?

Взглянем для начала на это.



Джунгарское ханство. Здесь изображено ядро - а другие варианты карт с другими границами зависят от сегодняшних политических дискурсов. В одной стране будет одна карта, в другой - иная. Для некоторых стран тема Джунгарии является настолько животрепещущей, что находится под фактическим запретом.

Чем этнограф, антрополог отличается от историка? Добросовестный историк сидит в архиве. Изучает то, что ему ПАРТИЯ И ПРАВИТЕЛЬСТВО сказали. Иногда получаются интересные и даже прекрасные научно-художественные труды.

Полевой антрополог видит реальность непосредственно. Его задача - фиксироаать реальность. Но даже если государство именно за это не заплатило - реальность все равно фиксируется.

Представьте, у вас есть знакомые, предки которых делали некое событие 150 лет назад. И вы можете их расспросить об этом.

Историк брезгливо поморщится и скажет: а у меня на эту тему в архивах ничего нет. Значит этого и не было.

А иногда историк может просто придумать событие - если Государство попросило. Ничего зазорного, такова селяви.

Но антрополог может писать свободно - хотя бы в своих полевых дневниках.

А сейчас - тем более. Пиши спокойно, соблюдая некоторые юридические формальности.

И вот тут я должен признаться. Мои мысли основаны всего лишь на беседах с западномонгольским миром. Разные люди. Сандак - доллароавй миллионер, в детстве жил в монгольской юрте на границе с Тувой. Там он выучил тувинский - поэтому мы могли общаться, ведь монгольский у меня совсем уж плох. Снежный Барс из видного тувинского рода, прекрасная Айыра или другие западные монголки - ну и люди южного Алтая, конечно.

То есть: на сетку исторических фактов будет накладываться матрица моего живого полевого опыта.
.....

"Джунгарского мира не существует" - заявляет историк из НГУ, некто Леонид Бобров. Ему вежливо указываешь на халхасско-джунгарское разделение (которое сейчас легко прослеживается и в Бурятии, и в Туве) - а он твердит: нет ни какого джунгарского мира.
Себя характеризует... как специалиста по Джунгарии.

Грустно, что уровень гуманитарных наук в НГУ рухнул так сильно. Надеюсь, ядерная физика - по-прежнему на высоте. А то совсем тревожно было бы...

Человеку приводишь аргументы - а он не слышит. Словно преподаватель "научного коммунизма". Т.е. не учёный, а полусумасшедший доктринёр. Но что он делает в одном из лучших вузов РФ?! Это ведь ужасно...

Я сам закончил НГУ. Мой отец. Мои тетя и дядя. Сестра. И вроде полных идиотов среди преподавателей никто из нас не видел.

И вот...

Интересно, что это происходит именно в связи с этой публикацией. Можно немного пошутить и поговорить с воображаемым... тибетцем.

- Леонида бесы корчат, он против дхармы, - улыбнется тибетец. - Ничего, он поймет свою ошибку: нельзя ведь служить бесам, это плохо для кармы.

- Но почему ты думаешь, что он обязательно служит именно бесам? - удивленно спрошу я воображаемого тибетца.

Тут уж я предоставлю слово не воображаемому, а обычному тувинцу:

- Возрождение Джунгарии - это был бы проект возрождения буддистской веры на земле, которую мучают китайские коммунисты. Кто может быть активно против? Бесы.

Мы не будем трактовать всё это с точки зрения религии. Но в скобках отметим: почему-то некоторых людей корчит от джунгарской темы. А это значит, что ТЕМА ЕСТЬ.

Вот ты берешь, едешь с женой на Алтай. На самый юг, к подножью хребтов, отделяющих Алтай от Тувы. В юрту, которая уже после ледникоаых болот мирно стоит в предгорной степи. Равнина почти, высота 2 км. Мимо бежит напуганная твоей машиной безумная дрофа - местный страус.

Зачем ты сюда едешь с женой? Чтобы переключиться из Новосибирского мира на другой, потому что Нск тоже ведь напрягает. А еще? Ты хочешь узнать что-то новое или подтвердить некие старые гипотезы.

Понятно, что в юрте не говорят по- русски. Русскоязычные юрты остались далеко на севере, за сотни километров. Пусть там тусуются милые барахолочные девушки, или психологи - и прочая такая публика.

Ты с удовольствием замечаешь, что мальчик в юрте говорит "кОпье" вместо кофе. Это значит, что люди реально в традиции, раз уж не выговаривают звук "ф".

А потом ты криво- косо беседуешь о духах, обычаях, старых временах. Ты говоришь на пиджин-тувинском. Тебя понимают, а ты - не все.

Потом женщина перестает бояться твоего тувинского акцента, понимает что ты - вовсе не бандит.

Говорим о будущем, как она видит келир уе?

- Говорят ведь, что Амырсанаа придет снова в наш мир. Скоро придет, люди такие знаки видели. И тогда простые люди хорошо будут жить.

Точно тоже самое бытует и в Туве: ожидание Второго Пришествия джунгарского хана Амырсанаа. Также мне рассказывали про знаки, возвещающие пришествие.

- Это получается как Иисус?
- Майтрейя, но локальный, - отвечают мне друзья моего круга.

(Что есть мой круг в Туве? Это условно МГУ, НГУ или Томский или просто из хороших семей).
.......

17 век. Идет маньчжурское завоевание Китая.

Нурхаци, основатель династии Цин говорит: корейцы от китайцев не отличаются по жизни, а маньчжуры от монголов.

Зачем он вообще упоминает корейцев? Самая населенная часть Маньчжурии, юго-восточная - это чересполосное расселение маньчжуров и корейцев. Они настолько сходны, что Нурхаци приходится придумать идеологему о единстве маньчжур не с корейцами, а с монголами. Ведь легитимность власти над Поднебесной - у монголов. Печать Великого Хана и все такое.

Был ли Нурхаци лжецом? Нет. Часть маньчжуров вела такой же, как и у монголов кочевой образ жизни. И сейчас вы можете приехать в принадлежащую КНР Внутреннюю Монголию и посмотреть на этих бравых ребят.

Но тибетцы думают: хм... А ведь бОльшая часть маньчжуров - это просто полукитайцы. При маньчжурской власти мы постепенно растворимся в Китае.

И дальше начинается некая Игра. Тибетцы вынуждены подчиниться маньчжурам (а те дают им "титул главных буддистов мира".

Но маньчжуры ведут себя в Тибете по-хозяйски. Без уважения - так скажем по-простому.

Тибетцам на кого опереться? На монголов, которым они уже сформировали стандарт НЕКИТАЙСКОГО образования.

Но восточные монголы склонились к союзу с китайским миром, прельщенные фальшивыми привелегиями.

Остаются западные.

Так и происходит жесткое разделение монгольского мира на западный и восточный.

Тибет играл одновременно на двух досках, но душа Тибета была вместе с западными монголами.



Официальное фото Ким Чен Ына на горе Пэктусан. Считается, что его отец Ким Чен Ир (он же советский гражданин Юрий Ким) родился именно здесь. А еще здесь родился полумифический основатель корейской государственности, страны Чосон.

Но как же так? - недоуменно воскликнет поверхностный знаток Восточной Азии. - Ведь именно оттуда происходит род основателя маньчжурской империи Цин, Нурхаци. Почему это они все там рождаются? И почему гора эта упоминается в гимне как Южной Кореи, так и КНДР?!

Пэктусан - священная гора, вроде монгольско-российско-китайской горы Беш-Богда, о которой я писал в заметке "Точка на границах". Священная вершина, которой оказываются официальные государственные почести...

В исторической литературе существует весьма странная аберрация. "Сначала в Маньчжурии захватили власть чжуржэни. Они возродили династию Цзинь (Золотая). А потом там же вдруг возникли маньчжуры и династия Цин (Чистая). Историки даже не обращают внимания на то, что и при "чжуржэнях" и при маньчжурах правил один и тот же род, Айсинь Гьоро (Золотой Род). Айсинь - это маньчжурское произношение китайского Цзинь.

Почему Цзинь сменили на Цин (Чистая), но название правящего рода сохранили? Род это род, а название династии - "хоть горшком, только не в печку".

А маньчжуры в начале своего возвышения находились в печке.

"Ха- ха, сборище рабов возрождает свою династию".

Чжурчжэнь - это экзоэтноним. То есть так маньчжурские народы назывались чужаками. А переводится это типа "раб, крепостной". Почему так?

Потому что монголы (начиная еще с киданей) подчиняли себе окрестные маньчжурские народности. И называли их чжурчжэнями. Но кого именно они подчиняли? Тех маньчжур, которые перешли на корейский образ жизни. (Вспомним, Нурхаци говорил: корейцы живут как китайцы).

(Этнокультурно Корея включает в себя Южную Маньчжурию. До сих пор).

Монголы презирали оседлых маньчжур именно за китаизированность/кореезированность. И тут вдруг "крепостные"-чжурчжэни начинают брать власть..

Конечно, династия Айсинь Гьоро не хотела называться чжурчжэньской династией. И это название было запрещено к употреблению, а вместо него введено бытовавшее самоназвание "маньчжуры".

И вот тибетцы видят: под маской "людей монгольского мира" власть в Поднебесной захватывают некие полукитайцы-полукорейцы.

А при династии Мин дела у Тибета шли плоховато. Китайская династия фактически прекратила финансирование этого "Ватикана".Тибет утерял фактическую целостность, очень ослабла централизация.

Но вот сейчас в Поднебесной идет битва за власть. Монголы же могут одолеть маньчжуров? Монголы - давние покровители Тибета, щедрые меценаты, прилежные ученики.. Неужто не справятся с народом рабов, "чжурчжэнями"?

Почему джунгарская тема в рамках постсоветской науки имеет до сих пор такой накал - и люди готовы в лепешку расплющиться, лишь бы доказать, что "никакого Джунгарского мира не было"? Дело в том, что в 18 веке Джунгария включила в свой состав ВЕСЬ КАЗАХСТАН. Не надо понимать тогдашний Казахстан географически. У кочевых империй могло и не быть четких границ. Сегодня здесь кочует этот род, а завтра хан отправил вас на тыщу километров южнее. Или севернее. "Государственная необходимость".

Кочевая империя контролирует не столько территорию, сколько народ. Например, когда у джунгар начались рамсы с русскими на Енисее, где издавна рулили кыргызы (данники джунгар) они просто переселили кыргызов в нынешний Кыргызстан и Синьцзянь. Те кыргызы были шаманистами и буддистами. И сейчас в Синьцзяне остается небольшое количество киргизов-буддистов. А в Бишкеке на крупнейшем в Центральной Азии рынке Дордой (это целый город!) вы можете увидеть продающиеся пучки можжевельника (арча по-киргизски). Как и на рынках тувинского Кызыла... Арча (артыш) используется для проведения шаманских обрядов и изгнания злых духов.

Спрашиваешь у киргиза:
- Зачем тебе арча, ты ведь мусульманин?

Он загадочно улыбается:
- Просто обычай...

Так же у русских старожилов Тувы спросишь:

- А зачем ты у себя в офисе жжешь артыш?

- Ну... Просто ароматизатор же, - немного смутится он.

Можжевельник туркестанский - один из основных компонентов тибетских благовоний. Даже сквозь завесу "ислама" оно пробивается...

Иакинф Бичурин, один из первых русских китаеведов, так пишет об основателе Джунгарии:

" Батор-Хонь-Тайцзи был то же для Элютов [Ойратов], что Петр I для России, но не имел ни образования, ни примеров, ни руководителей, и потому все его нововведения, кроме изданного им Степного Уложения, заключались в построении крепостцы для себя и в небольших опытах земледелия. (Историческое обозрение ойратов или калмыков в XV столетии до настоящего времени.)"

Запомним это замечание по поводу образованности Батура-хунтайджи. Оно весьма важно.

Отметим также, что Батур-хунтайджи получил свой титул хунтайджи (типа "великий князь") не по наследству. Титул ему был дарован в 1637 году... Далай-Ламой V. Почему тибетский иерарх наделяет титулом монгола? И почему монголы признают этот титул?

"Советский историк" пробормочет: это просто... ну это... как его... царствует, но не правит... символический акт.

Мы попробуем понять суть.

В Тибете в это время происходит внутренняя распря (монастыри бьются за уменьшившиеся финансовые потоки). Батур помогает Далай-Ламе и получает в благодарность княжение над западно-монгольским миром.

Обращаю внимание читателя на этот факт: авторитет тибетских иерархов в монгольском мире настолько высок, что они могут напрямую жаловать титулами, минуя традиционную монгольскую систему.

Батур подчиняет себе Илийский край (нынешний Казахстан, район Алмааты). Прекращает распри монголов с Россией, пытается развивать промышленность (в своем средневековом понимании). Прекращение распрей в районе нынешнего Алтая-Новосибирска расширяет возможности торгового и промышленного сотрудничества России и "молодой" Джунгарии.

То есть мы видим; Далай-Лама делает великим князем человека, который подчиняет Казахстан и, одновременно, начинает дружить с Россией. То есть нормализовывать с ней отношения и т.п.

А кто еще в регионе мог помочь в борьбе Тибета против китайцев? Англичане еще не являлись активными участниками Игры, их сил на местности попросту не было.

Подчинение Казахстана давало джунгарам и тибетцам некоторые ресурсы для геополитических маневров. Казахстан - название в данном случае условное, для простоты. Понятно, что тогда никакого Казахстана не было, а был ряд родственных племен. Отличало их от тюрков Сибири (близких к джунгарам) принятие ислама. И, как я писал в других заметках, в глазах монгольского мира принятие ислама означало переход в разряд карасеок, черной кости, низшей касты..

Впрочем, тибетцев казахские страдания по поводу статуса никак не волновали. "Вот же вам буддистские храмы построили. Кто мешает стать полноценным человеком?" - мог сказать условный тибетец или монгол условному казаху.

Не хвалим и не осуждаем, просто констатируем...



Далай-Лама V, называемый также Великим. (Некоторые считают, что именно его и можно называть Первым - именно при нем школа Гелуг начала доминировать в Тибете и монгольском мире, а Далай-Ламы стали правителями Тибета).

Что происходило тогда в Тибете? Происходила борьба нескольких религиозных школ, представлявших собой разные аристократические роды. Школа Сакья ранее доминировала, а тут вдруг - возвышается привычная нам Гелуг. Одновременно восстают князья, придерживающиеся Бон. Не вдаваясь в детали: восточные халха монголы поддерживали Сакья и Бон. Западные - Гелуг. <Эти мимоходом сказанные слова -- ключ к пониманию сути вопроса! -- palaman>

Бон - это связь с древними демонами этих гор. До сих пор еще халха поддерживают эту связь. Для "джунгарского" тувинца диковато выглядит камлание монгольского "ламы", когда живую мышку бросают в раскаленный котелок.
<Важно: древний тибетский Бон и современный тибетский гелуг с Далай-ламой это ДВЕ РАЗНЫЕ РЕЛИГИИ, противостоящие друг другу! -- palaman>

Вспомним, что Иакинф Бичурин писал об основателе Джунгарии Батур-хунтайджи: человек масштаба Петра Великого, но не обладавший достаточным образованием.

Вспомним также, что титул хунтайджи был пожалован ему Далай-Ламой.

И задумаемся: понимали тибетцы проблему недостатка образованности джунгарских правителей? Из дальнейшего мы увидим: еще как понимали. (И в скобках отметим: понимали, но в рамках средневековой тибетской образованности, а мир уже вступал в Новое время и период индустриализации).

Вот в этом важное отличие России и Джунгарии. Если наш Петр занимался преобразованием МОНГОЛЬСКОЙ по происхождению государственности Московии в ЕВРОПЕЙСКУЮ ("иначе нам не выжить"), то джунгарцы и стоявшие за ними тибетцы делали ставку на свою традиционную систему образования (противопоставляя ее китайской).

Давайте посмотрим на фигуру третьего правителя Джунгарии, Галдана-бошогту.



Хан Галдан-бошугту. <Джунгарский Пётр I -- palaman> Современное изображение из музея города Ховд (Кобдо), Западная Монголия. В Ховде и окрестностях живут наследники Джунгарии: западно-монгольские народы, тувинцы и алтайцы. Память джунгарских правителей свято чтут в этих местах. А ниже будет фото просто из окна моей кызылской квартиры. Вид из окна, как ни странно, напрямую связан с городом Ховд.


Кызыл, Аллея Героев Кобдо (Ховда). Кто были эти герои и что они сделали? Во время Синьхайской революции объединенные силы западных монголов и западных тувинцев изгнали из города Ховд крупный китайский гарнизон и Западная Монголия и Тува дефакто вышли из состава Китайской "Республики".

(Тувинские друзья пишут: турецкая группа вляния развернула против тебя войну, пишут в своих микроканалах всякую дрянь.
Да, сильно их корежит Джунгарская тема...)

Первому правителю Джунгарии титул хунтайджи (великого князя) пожаловал Далай-Лама.

А вот третьему правителю, Галдану-бошугту, Далай-Лама пожаловал титул ХАНА.

То есть, на европейские деньги - Короля. Или... царя. Вспомним, что чуть ранее ханов-правителей Сибири в русском делопроизводстве именовали именно царями (и затем после покорения Сибири российский самодержец ввел в свою титулатуру "царь Сибирский".)

Зачем Джунгарии нужен был свой хан? Это давало возможность претендовать на объединение всей Монголии, включая восточную, Халху, бывшую в союзе с маньчжурами. И в перспективе это давало возможность для свержения обьявившего себя Великим Ханом маньчжурского императора. И - к подчинению Китая либо же к полной сепарации от него.

А кем был Галдан-бошугту по своему образованию и мировоззрению? Давайте взглянем на его фигуру внимательнее.

В возрасте 7 лет Галдан был послан на обучение в Тибет ("Великое Посольство" Петра I -- palaman). Там он и жил буквально до своего воцарения в Джунгарии.

Галдан прошел полный курс обучения (такой курс длится от 12 до 20 лет) и получил ученую степень геше-лхарамба. Если "на наши деньги" - это доктор философии. Фактически, это самый высокий уровень тибетской образованности из возможных.

То есть что мы видим? Будущий джунгарский хан с 7 лет говорит в основном по-тибетски. Общается с тибетцами. Живет в Тибете. Как личность он полностью создан Далай-Ламой.

Родился он в 1644 и до 1671 не принимал активного участия в джунгарской политике. "Жил в Тибете, писал диссертацию".

В 1671 после убийства джунгарского правителя Сенге, старшего брата Галдана, в Джунгарии началась борьба за власть между братьями, племянниками и прочими родственниками Сенге. И в этой борьбе побеждает тибетский доктор философии Галдан. В 1677 Далай-Лама провозглашает его ханом и Джунгария активно подчиняет себе восточную окраину "бухарского мира", населенные уйгурами и прочими тюркскими народами города Восточного Туркестана.


Окончание текста Мышлявцева и мой пространный комментарий к нему, см.

Борис Мышлявцев. Джунгарский проект (окончание)

См. также Другие тексты Бориса Мышлявцева

Мышлявцев, Персия, религия, выход есть

Previous post Next post
Up