Почему Китайская республика называлась Республикой пяти народов, одним из которых были малочисленные тибетцы? Почему тибетских монахов сейчас можно встретить в любом городе мира, от Кызыла до Сан-Франциско? Сравнимо ли влияние Тибета с влиянием Ватикана, уместны ли такие сравнения? Почему для китайских коммунистов жизненно важен контроль над нищей горной страной? Можно ли считать тибетских иерархов марионетками США или Британии, как утверждают китайские коммунисты?
Тибетский план не обозначен ни в каких официальных документах, поэтому заметка будет лишь не претендующей на истину реконструкцией.
Посмотрите на картину В. Верещагина, изображающую жителей Западного Тибета.[Нажмите, чтобы ознакомиться]Показанный ландшафт намекает, что жить здесь не очень-то и легко. Большого населения такой ландшафт прокормить не может, значит население должно быть весьма скромным. Однако маленькое население делает страну уязвимой для более многочисленных соседей. Из этого можно понять одну из всегда стоявших перед Тибетом задач: обеспечить значительный приток ресурсов извне.
Считается, что на рубеже 6 и 7 вв н.э. ряд племен Тибетского нагорья был объединен под властью царства Тубо, отсюда и пошло название Тибет.
Некоторые считают, что царство было создано выходцами из Тувы (название Тубо применительно к Туве китайскими источниками фиксируется на несколько столетий раньше). Достоверных данных на эту тему нет. Но можно отметить ментальное сходство тувинцев и тибетцев, на которое указывали русские путешественники 19 и начала 20 века. Беспокойные, полные разбойников-кайгалов земли Тувы кончались - дальше земли законопослушных монголов. Но вот начинается Тибет - и снова разбойники. Также можно отметить сходство в положении женщин, всегда бывшее высоким в обеих регионах, в отличие от Монголии, где и сейчас еще женщине-начальнице желательно демонстрировать некоторое почтение к подчиненным-мужчинам.
Тибетцы, с которыми я беседовал на эти темы в Туве, также отмечают определённое ментальное сходство двух народов.
Не касаясь этих древних миграций можно констатировать, что вся горная территория от верховьев Енисея до верховьев Меконга издавна была связана общей исторической судьбой.
Сами тибетцы считают, что являются потомками от брака боддхисатвы Авалокитешвары и некой горной демоницы, которая была укрощена им.
Можно "в шутку" сказать: так вот откуда у тибетцев склонность к созерцательности и... бандитству.
Тибет с самого начала начал воевать с танским Китаем, заключать династические браки и прочим образом взаимодействовать. Но сильно было также культурное влияние Индии и Ирана. Иранское влияние хорошо прослеживается, например, по древнему медицинскому трактату Чжудши.
Тибет скоро распространяет свою власть на окрестности, на часть территории нынешних Индии, Бангладеш, Китая и частично прочих бирм.
Считается, что в 8 веке в Тибете появляется буддистская сангха и открывается первый буддистский университет.
В это же время Тибет успешно противостоит арабскому завоеванию.
Считается также, что в 9 веке власть в Тибете захватывает Ландарма, фанатичный приверженец Бон, начинаются гонения на буддизм, монахи вынуждены скрываться. "Демоница победила Авалокитешвару", так бы я это назвал.
Тибетская "империя" прекращает свое существование и "достоверных источников по периоду от Ландармы до монгольского завоевания нет".
Можно отметить, что тот раннебуддистский и бонский Тибет, судя по всему, имел очень мало общего с тем, который появляется на исторической арене после монгольского завоевания.
Монголы завоевали Тибет? Хм... Вспоминается история. Одного древнегреческого философа продавали в рабство за долги. И он кричал на весь рынок:
- Эй, кто хочет купить себе хозяина?
Какой-то умный человек купил этого философа и через некоторое время отпустил на свободу.
У монголов с Тибетом получилось немного не так.
Время до монгольского "завоевания" 1270 года было, судя по всему, периодом формирования того самого "Тибета, который мы потеряли". Сильные племена строили свои крепости-монастыри. Каждому сильному племени соответствовала своя "школа буддизма", воглавлявшаяся видным представителем правящего рода. Каждая школа стремилась к доминированию.
Школа Сакья сделала ставку на монголов - и превратилась в самую влиятельную в Тибете. Глава Сакья стал духовным правителем Тибета, светскими делами заведовал назначенный ламой и утвержденный монгольским императором чиновник.
Тибет сохранял очень высокий уровень автономии, а Сакья выполняла в Тибете ту же роль, что при монголах выполняло Московское княжество: кристаллизация централизованной управленческой структуры, обьединение земель.
Но самым важным для Тибета стало то, что Сакья получила место при монгольском дворе и была поставлена фактически во главе буддистов Поднебесной, т.е. в каком-то смысле - буддистов всего "цивилизованного мира". Монгольская аристократия все больше проникалась тибетским буддизмом, который вовсе не отрицал традиционных монгольских верований, а лишь вписывал их в свою систему. Технология была отработана на старотибетской религии Бон, демонов которой приручили буддистские учителя.
Образованность для монголов и других кочевых народов начинала становиться не только китайской, но и тибетской. Монгольская знать поехала учиться в тибетские университеты-монастыри.
Создание и мягкое навязывание монгольским элитам своего образовательного стандарта было ВЕЛИЧАЙШЕЙ победой Тибета. Для образованного монгола хорошим тоном стало владение тибетским языком. Тибетский язык начал оказывать очень сильное влияние на монгольский. А значит - и на задаваемую языком картину мира.
Влияние тибетского языка и культуры на народы монгольского мира было огромным и сохраняется до сих пор. Тибетские имена собственные во многом вытеснили традиционные, подобно греческим именам в России.
(В конце 1930-х годов в Туве перепись населения выявила 700 человек, владеющих тибетским языком. Это во времена, когда знание тибетского скрывали и за владение им можно было получить пулю в голову на поле справа от нынешнего кызылского аэропорта.)
"Школы меняются, а интересы Тибета остаются". Фактически, вместо уплаты налогов Тибет сам начал получать "дань" от императора и монгольских князей. Сакья-лама получал централизованно ресурсы и распределял по монастырям. "Духовная рента".
Другие школы не были уничтожены, они продолжали развиваться. С падением монгольской династии Юань и приходом китайской Мин поток "дани" от имперского центра резко сократился. Сакья потеряла власть над Тибетом, ее сменила Кагью - но Тибет снова стал полураздробленным.
Император дает мало денег и насаждает в империи даосизм в ущерб буддизму? Но есть ведь монгольские князья, они не бросят.
В эпоху Мин Тибет лишь номинально подчинялся Китаю. А в конце эпохи началось возвышение знаменитой ныне школы Гелуг.
В 1642 году хошутский Гуши-хан, ставший адептом Гелуг, зашел с войсками в Тибет, провозгласил Далай-Ламу V духовным правителем Тибета, сам став при нем "премьер-министром". Столицей отныне стала Лхаса и вней был выстроен огромный дворец Потала.
(Хошуты - часть нынешних калмыков, жившая тогда к северу от Тибета. Читателю должно быть ясно, сколь сильные кармические узы связывают Далай-Ламу с российской Калмыкией).
Признав Далай-Ламу лидером буддистского мира, хошуты и другие примкнувшие к ним западные монголы фактически встали в оппозицию остальным монголам, особенно халхасцам.
Фактически, здесь и берет свои истоки трагическая история Джунгарского ханства и сохраняющегося ныне в той же Туве джунгаро-халхасского (читай: маньчжурского) раскола.
В 1682 году Далай-Лама V "заболел" и назначил регентом Сангье Гьяцо. "Можно ли увидеться с Его Святейшеством? - Нет, он медитирует". И так до 1696 года.
На самом деле Далай-Лама в 1682 умер или был отравлен. А вместо него незаконно правил регент. Подобное в тибетской истории случалось частенько.
Монголам-хошутам сильно не понравилась такая профанация, в итоге новым ханом опять были введены войска, а в 1705 году лжерегент (формально передавший регентство сыну) был казнен.
Лжерегент Сангье Гьяцо - автор более 20 научных работ по медицине и астрологии. "Человек эпохи Возрождения".
Но у нас же династия сменилась. В Китае - маньчжуры, объявившие себя наследниками Чингисхана.
Маньчжуры в тибетских делах сначала поддержали хошутов - чтобы Тибет не набирал слишком много самостоятельности.
А потом ввели в Тибет свои войска и начали понемногу наводить порядок.
Западные монголы (ойраты), включая хошутов, объединились вокруг Джунгарского ханства.
Лидеру джунгар Галдану Далай-Лама дал титул хана (хотя Галдан чингизидом не был). Галдан получил очень хорошее тибетское образование - и находился под сильным тибетским влиянием.
Тибету не нравилось маньчжурское вмешательство в его внутреннюю жизнь и потеря автономии и была сделана ставка на Джунгарию.
Джунгары подчинили себе огромные пространства Казахстана, Средней Азии, Сибири. Это было замечательно - но борьба с маньчжурами у них не очень ладилась.
Кончилось тем, что Цин окружили ядро джунгарских кочевий в нынешнем Синьцзяне и попросту убили большинство женщин и детей. "Решили джунгарский вопрос".
Последним джунгарским ханом был Амырсанаа, песни о котором до сих пор поют на Алтае и в Туве.
А что Тибет? Далай-Ламу теперь нужно было согласовывать с императором. Маньчжуры исповедовали тибетский буддизм и Далай-Лама, как раньше Сакья-лама был "главным буддистом " Поднебесной. Влияние на монголов сохранилось и даже усилилось. Тибетцы, как и при Юань, присутствовали при дворе и были одним из пяти главных народов Империи.
Но самостоятельности сильно поубавилось, в Лхасе стоял маньчжврский гарнизон - и это не слишком нравилось тибетским элитам.
При этом тибетской агентурой была пронизана вся северная часть империи - однако мирового значения Лхаса не имела. Хотя она и могла косвенно влиять на события от Волги до Хуанхэ - влияние это, все-таки было чисто евразийским и затрагивало, в сущности, всего 2 мировых державы - Россию по ее южным краям и Китай.
Понимали ли власти Цин, какое влияние Тибет оказывает на монгольский мир? Конечно понимали - и постарались свести это влияние к минимуму. В первой половине 19 века указом императора монголам (а также индусам) было запрещено посещение Тибета. Это было бы катастрофой для Тибета - если бы Цин были в состоянии добиться реального исполнения этого указа.
В 1876 к власти в Тибете пришел Далай-лама XIII. Его преподавателем тибетской философии был российский подданный бурят Агван Доржиев. Позже он стал особо доверенным лицом иерарха и руководителем тибетских посольских миссий в Петербург.
Новый Далай-Лама, судя по всему, рассуждал так: положение Тибета интересно Британии и России. В Британской Индии не забалуешь. А российский протекторат был бы в самый раз - в России буддизм имеет государственный статус, но Россия далековато, лезть в нашу жизнь не будет.
Началась дипломатическая работа, в основном секретная.
Тут надо понимать, что тибетцы прекрасно ориентировались в китайском и монгольском мире. Немного в российском и индийском, через паломников. Но в целом их представления о "большом мире" были достаточно поверхностны.
В общем, главной задачей было убедить российские власти объявить протекторат.
Узнав о переговорах, британцы в 1903 году захватили на время Лхасу, Далай-Ламе пришлось бежать в Монголию. Он уже подумывал о переселении в Россию.
Император Николай II, по воспоминаниям Доржиева, сказал:
«Мне всегда дороги интересы миллионов моих подданных - паствы Его святейшества, - равносильно и Тибет. Пусть мне верят, что я и со мною Россия всегда готовы помочь Тибету настолько, насколько располагаем средствами и силами, и я надеюсь, через некоторое время мы окажем Его святейшеству ещё более сильную и желательную для Тибета помощь».
Однако в реальности Россия не могла оказать помощь далекому труднодоступному Тибету. Дальше наложилась Русско-японская война, союз России с Англией и русско-английский договор: в тибетские дела никому из держав не вмешиваться.
Посредником в переговорах выступила Франция. Судя по всему, Франция же настояла на том, чтобы Далай-Лама покинул Монголию, а русское правительство отказало ему в переезде в российское Забайкалье. Одной из причин такой французской позиции было нежелание осложнять Маньчжурский проект России, куда были вложены серьезные капиталы.
Маньчжуры на радостях устроили было Тибету настоящую оккупацию - но тут у них началась Синьхайская "революция японских патриотов" - им стало не до Тибета, войска были выведены, а Тибет стал независимым в связи с падением династии Цин.
Далай-лама начал реформы.
Типичное название китайской научной статьи:
Ли Шаомин. Не скрыть преступления прежних царей, совершивших агрессию против нашего Тибета. - Лиши яньцзю. 1977, № 1 (на кит. яз.)
Это они про Россию. Между тем, не смотря на все желание тибетского правительства, Россия не только ни какой агрессии в сторону Тибета не совершала, но даже и проект железной дороги из Забайкалья был похоронен.
В 1907 был заключен русско-британский договор о невмешательстве в тибетские дела. Однако, судя по всему, речь шла также об уходе Тибета в Британскую сферу влияния.
После падения Цин Далай-Лама, начав реформы, имел поблизости лишь один пример "развитого общества" - Британскую Индию. Туда и направляются для подготовки тибетские специалисты.
Как и всегда, при уменьшении дотаций от имперского правительства, центральная власть в Тибете начинает слабеть. Значит, нужна сильная армия.
В 1913 году главным военным советником становится Ясухиро Ядзима. Контроль над Тибетом - давняя часть Японского плана. Этот контроль обеспечивал духовную власть над постманьчжурскими территориями.
Учились солдаты-новобранцы в Индии.
В деле уничтожения Цин британцы и японцы действовали вполне совместно.
Главным архитектором реформ стал британский антрополог Чарльз Белл. Автор фундаментальных работ вроде The People of Tibet. (Oxford: Clarendon Press, 1928).
В Тибете впервые появилась полиция. Возглавил ее бывший начальник полиции британского Дарджилинга.
Русско-английская "битва за Тибет" завершилась.
Позже у Советской России случались небольшие "политические судороги" насчет Тибета, но это были скорее рефлекторные движения агонизирующего тела. Всем известен Рерих с его планами создания буддистского государства от Алтая до Маньчжурии. Рериха к Далай-Ламе даже не допустили. Тогда он решил стать альтернативным Далай-Ламой и т.п. Не будем о Рерихах.
В ставшей сначала российским, а потом советским протекторатом Туве в это время (1914 - 1929) происходит укрепление буддизма и массовое строительство новых храмов. С 1921 года Советская Россия некоторое время использует для подобных территорий концепцию "Учение Будды и Маркса едины".
Британцы строят в Тибете телеграфную линию, школу для детей аристократов.
Армия Тибета росла и укреплялась, для ее финансирования были резко увеличены налоги. Но численность ее была смешной по сегодняшним меркам.
А теперь представьте, насколько слаба была тогда Китайская республика. Тибет начинает вести с Китаем завоевательные войны - и захватывает все новые территории.
Второй центр Тибета - Шигадзе. Там базировался Панчен-лама. Он политику Далай-ламы не поддерживал и бежал в Китай. Раскол этот сохраняется до сих пор, хотя и в другой форме.
Чарльз Белл поясняет: "Что мы хотели от Тибета? Вкратце, наше основное требование было, чтобы Тибет был сильным и свободным… Если Китай вновь оккупирует Тибет, их солдаты, размещенные в Лхасе и даже южнее, смогут создать большевистскую интригу против Индии".
В 1933 Далай-лама XIII скончался - и все реформы были свернуты. (Позже и армия нового образца распущена, полиция расформирована).
Реформисты подверглись репрессиям, многие бежали в Индию.
Вообще, задачей Британии на данный момент выглядела привязка Тибета к англизированной Индии. Тибетские элиты такой ход событий не приветствовали.
PS:
В скобках скажем несколько слов на популярную тему "Третий Рейх и Тибет". Во время ВМВ Тибет был нейтральным и не позволял транспортировку грузов через свою территорию, что весьма осложняло снабжение китайских союзников США. Рузвельт даже послал в Тибет специального представителя для улаживания вопроса.
Представителем Рузвельта был полковник Илья Толстой, внук Льва Николаевича. ("Как причудливо тасуется колода!").
Толстой встретился с 7-летним Далай-ламой XIV, но не смог убедить Его Святейшество разрешить транспортировку военных грузов. (Написал эту фразу - и возникло ощушение, что я цитирую Пелевина)
По некоторым сведеньям, в Берлине в апреле-мае 1945 года были обнаружены тела сотен тибетцев. Неясно, были они буддистскими монахами или же жрецами Бон.
Интерес Третьего Рейха к Тибету многие связывают с отцом геополитики (кумиром нашего евразийца Дугина) Карлом Хаусхофером.
Что можно сказать о Хаусхофере? Первая его книга называлась "Великая Япония". В 1909-10 годах он служил военным советником в Японии. Был знаком с высшим руководством Японии и с императором, жена его Марта с гордостью пишет о дарованном Высочайшем Рукопожатии:
По этому случаю Карл увидел вблизи как полководцев последней войны (Ямагата, Куроко, Ноги, Того, Фукусима и других, так и ведущих государственных деятелей (Кацура, Гото и так далее) … Он был представлен императору Муцухито и императрице, был удостоен Высочайшего рукопожатия (люди в Токио и в Йокогаме могут умереть от зависти, забавно, но это касается и демократичных американцев) и смог получить личные впечатления от того, что увидел Его Императорское Величество, который как и прежде почитается как Полубог."
Хаусхофер приходил к Гитлеру в тюрьму, читал лекции про Лебенсраум и Великую Японию.
Личным ассистентом Хаусхофера был "нацист-англофил", знаменитый Гесс.
Как мне представляется, из германской тибетомании гитлеровского времени торчат японо-британские уши.
Но вообще можно сказать, что уже в первой половине XX века Тибету удалось сформировать в могущественных западных странах весьма сильный свой образ: Высокодуховная Таинственная Страна. Некоторые начали считать, что там находится Мировое Правительство мудрых махатм. Тибет имеет прямой выход в другие миры, волшебные Шамбалу и Аггарту.
Как писал со знанием дела какой-то русский эзотерик, "Шамбала сотрудничество с Гитлером отвергла, а вот Аггарта его приняла".
Тувинские конспирологи утверждают, что в 1944 году Сталин присоединил Туву, чтобы взять под контроль один из входов в Шамбалу.
Аггарта ли помогала Гитлеру, или же Шамбала, но в 1945 он покончил с собой. В апреле 1945 эсесовцы расстреляли сына Хаусхофера (сам геополитик в это время уже сидел в лагере Дахау). В 1946 Карл Хаусхофер вместе с женой Мартой покончил с собой в родовом поместье. (Такое двойное самоубийство двух влюбленных воспевается в японской культуре и называется специальным термином "синдзю").
PPS:
Лирическое отступление. В 70 км от тувинского Кызыла находится поселок с названием Шамбала. А я несколько лет работал директором местного медиахолдинга с названием Аггарта).
[Тибетский план. (Дополнение)] ТИБЕТСКИЙ ПЛАН. (Дополнение) "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?".
В ходе вынужденного англо-тибетского сотрудничества тибетская аристократия (временно?) потеряла свой Тибет, сотни тысяч вынуждены были бежать на север Индии вместе с Далай-ламой.
Однако приобрели тибетцы весь мир. В некотором смысле.
Можно ли было представить лет 100 назад, чтобы правитель одной из великих европейских держав приезжал на поклон к тибетским иерархам и участвовал в специфических религиозных ритуалах?
Президент РФ Путин ездит к тувинским шаманам. А вот президент РФ Медведев ездил в резиденцию Далай-ламы в Дхармасале. Визит не афишировался, мне о нем рассказывали люди из окружения Далай-ламы. Медведев был участником некоего сложного и редкого обряда, оказывающего радикальное влияние на карму человека.
В известном сериале "Карточный домик" Клэр, жена президента США, вызывает к себе домой тибетских монахов, которые сооружают песочную мандалу.
Я впервые видел сооружение такой мандалы тибетцами вовсе не в Тибете и не в Туве. А в родном Новосибирске.
Количество буддистов среди горожан среднего класса понемногу растет во всем мире. Русских буддистов в РФ пожалуй больше, чем традиционно исповедующих буддизм сибирских народов и калмыков.
Распространено мнение о том, что "буддизм хорошо соотносится с современной наукой" и что "буддизм - это религия будущего человечества".
В мире много буддистских школ. Но тибетской Гелуг удалось стать наиболее яркой и заметной из них. А Далай-Ламе - неформальным лидером всего буддистского мира.
Подобную нишу занимала в монгольском Китае школа Сакья. Тогда Поднебесная и мыслилась как "весь мир".
Сейчас границы мира для тибетского буддизма несказанно расширились. Не только для Гелуг, но и для Кагью и для других школ.
Сейчас "тибетский Ватикан" проводит ту же кропотливую работу, что успешно проводилась некогда в монгольском мире: создание нового мировоззренческого стандарта для образованного человека. (А остальное - приложится).