Прямое продолжение текста Бориса Мышлявцева
Японский план. Цитирую: В "Японском плане" я упомянал, что никаких планов у японцев на Западную Сибирь не было, "пусть русские сами разбираются". Однако с начала XX века многое изменилось. Турция из умирающей развалюхи стала амбициозным региональным игроком, имеющим интересы в тюркских республиках бывшего Союза и РФ. Турецкие планы не менее величественны, чем японские - хотя и менее обеспечены ресурсами, а турецкая агентурная сеть в той же Сибири - только в стадии формирования, в отличии от старинной японской. Взглянем на маленький кусочек турецкого плана, который можно назвать "борьба за русское наследство в Сибири".
В 1990-е Турция создала в РФ сеть турецких лицеев, в том числе и в Туве. Программа была гюленовской, но Эрдоган от нее не отказывался (хотя турецкие лицеи при Путине "детюркизировали", сейчас это просто неплохие школы с некоторым англосаксонским уклоном в образовании и общей атмосфере).
Опрашивая турок, я реконструировал внутреннее устройство турецкой "образовательной программы" в Сибири.
В Турции в сельских районах отбирали среди бедняков талантливых ребят, брали на гособеспечение и посылали в спецшколы-интернаты в Анкаре. Ребята были в восторге: путевка в жизнь. Проживание в интернате позволяло воспитателям полностью контролировать круг общения ребят и их информационную среду. Воспитывали их в духе тюркского национализма и умеренного исламизма. После окончания школы выпускники подписывали контракт.
Гюленовский фонд оплачивал им обучение в хорошем университете в, например, Новосибирске. А выпускник обязывался потом отработать несколько лет преподавателем в турецком лицее в, например, Туве.
Мировоззренческий бэкграунд у этих турецких студентов был специфическим. "Борис, скажи - зачем нас заставляют изучать греческую философию? Все греки - сумасшедшие, ничего хорошего грек придумать не смог бы. А нам приходится экзамены сдавать по этой бредятине...."
Обучение в российских вузах было нужно участникам программы не для получения конкретной специальности, а для изучения русского языка и погружения в российские реалии.
Турецких вузов в Сибири создано не было. Зато они были созданы в Казахстане. Поэтому выпускников турецких лицеев Сибири ориентировали на поступление в соответсвующие вузы Казахстана (в г. Туркестан, например).
Поток студентов из Тувы в Туркестан наладился и сохраняется и после ухода турок из системы среднего образования. Выпускники туркестанского универа, по моим наблюдениям, приобретают дополнительную лояльность к Турции, Казахстану и, что очень странно для буддистов- тувинцев - к исламу.
Говоря о попытках исламизации Тувы можно вспомнить и работу тюремных джамаатов в местных колониях. Сообщения о конфликтах джамаатов с традиционной тувинской и российской преступной системой иногда просачиваются в СМИ. Степень воздействия турецких спецслужб на данный процесс не ясна.
В перспективе Турция именно Казахстан рассатривает в качестве главного регионального прокси на направлении Западная Сибирь - Южный Урал. Столица Сибири, Новосибирск - примерно в 300 км от казахской границы. Казахи составляют большинство или значимую часть населения в некоторых районах Омской области, Оренбуржья, Республики Алтай.
Если японский проект освоения манчжурского наследства стартовал еще в 1870-х, то турецкий проект по освоению наследства российского еще очень молод. Богатая нефтегазовыми ресурсами Западная Сибирь, дающая РФ основные экспортные доходы - очень сладкий приз для Турецкого мира. Но пока об успешности сибирских планов турок говорить рано: Западная Сибирь регион в целом очень русский.
Могу предположить, что важная роль в процессах турецкого переустройства Сибири может достаться сибирским татарам. Достаточно компактный ареал их расселения расположен на стыке Тюменской и Омской областей. К казанским татарам никакого отношения эти сибиряки не имеют. По моим наблюдениям, сделанным в татарских районах Омской области, казанские татары несколько пренебрежительно называют сибирских термином "иштяк", т.е. остяк, хант.
Сибирские татары - крупный по сибирским меркам народ, сравнимый по численности с тувинцами и превышающий алтайцев. Однако, как ни странно, Советская власть не создала для них НИКАКОЙ автономии. Малочисленным "хакасам" (себя называющих татарами) - создали. Эвенкам, которых во всей РФ около 30 тыс, создали автономный округ размером с Францию.
А сибирским татарам - нет. "Советская власть что-то знала".
Изучая "сибирско-татарскую проблему" применительно к локальной избирательной кампании, я задал некоторые вопросы о причинах такого странного положения сибирских татар своему тогдашнему куратору, советнику Администрации президента РФ.
Он сразу нахмурился:
- Ты лучше не думай об этом. А вообще, любого кто публично озвучит наличие всей вот этой специфики попросту убьют. И очень быстро.
....
Так что закончу на этом свои размышления о "турецком плане". Уверен, по этому вопросу в мире немало гораздо более компетентных специалистов.
Мышлявцев о истории и политике Сибири и Дальнего Востока:
Японский план Турецкий план Русский план Великая Эвенкия "Республика пяти народов" Парадокс "китайского национализма" Тибетский план 17-я республика Точка на границах Манси и Великий Иран Дополнение:
Борис Мышлявцев. Русский план PS
Завершу так: протурецкие и прояпонские силы сейчас борются за власть в Туве. Жаба и гадюка, так сказать.
Мне бы хотелось посоветовать тувинцам что-нибудь вроде "чума на оба дома". Но какова же альтернатива? Ни в Туве, ни в Монголии нет никакой русской политики.
Жена предыдущего президента Монголии Баттулги была русской, из старых белоэмигрантов. Как Россия отреагировала? Назначила в Монголию посла-мусульманина. "Чтоб даже не думали".
Турецкий план для постРоссии - он похуже японского, это надо понимать. Японцам "чужого не надо" и "мы Чехова любим".
Турки Чехова не любят.
===================
См. также начало заметки
О православной веротерпимости