*(Борису Мышлявцеву не очень понравился такой подзаголовок, и он заметил: Только это все-таки не исследования, а заметки с опорой на исследования. И заметки не в рамках акпдемической науки, а публицистические, с большой долей субъективного виденья.)
При рассмотрении проблемы "маньчжурского наследства" нельзя обойти стороной одного из давних акторов азиатского геополитического театра. Актор вроде как маленький, незаметный и во многом виртуальный: "тень отца Гамлета". Этот актор - эвенки.
Какой стереотип восприятия эвенков существует у непогруженного в антропологию среднего русского человека?
"Малочисленный северный народ, вроде чукчей. Охотники и оленеводы. Живут в Эвенкии.".
Кто-то справедливо подметит: а ведь слово ШАМАН пришло в мировые языки именно из эвенкийского.
Что ж, стереотип верный. Отчасти.
[Нажмите, чтобы узнать реальное значение этого небольшого народа]Основной район компактного проживания эвенков - это Внутренняя Монголия (ныне - провинция КНР). Большинство эвенков исповедует смешанный с шаманизмом тибетский буддизм. Тип хозяйства - кочевое скотоводство.
Часть эвенков этого типа живет в Маньчжурии и Монголии.
Всего эвенков около 80 тыс. Примерно половина компактно проживает в Китае, а вот вторая половина, российская, рассеяна на огромном пространстве от Енисея до Сахалина. (В данном случае я имею ввиду и нынешнее расселение, и то, которое застали русские, придя в Северную Азию).
Основная масса российских эвенков, около 20 тыс, проживает в Якутии. В гигантской Эвенкии (в 2007 снова вошла в состав Красноярья) проживает около 3500 эвенков. Большинство из них - в эвенкийской столице Тура.
Даже невнимательный читатель может начать недоуменно хмурить брови: что-то не так в этих цифрах. Где логика? А почему Эвенкийский округ не в Якутии? А почему не в Забайкалье, где эвенков уж не меньше, чем в "Эвенкии"?
Желающие быстро узнать об эвенках базовую информацию привычно полезут в Википедию. Дамы и господа, смысла в этом нет. Статья об эвенках представляет собой тот редкий пример, когда весь текст полностью написан самыми настоящими пропагандистами-иноагентами.
Китайскими.
До 1931 года о существовании эвенков никто в мире (кроме китайцев) даже и не подозревал.
Шучу, конечно. В императорской России эту совокупность родственных племен и народов называли тунгусами. (Река Тунгуска - как раз в Эвенкии). Происхождение названия "тунгус" неизвестно. Использовалось оно в Сибири так же, как "татары". Татарами называли и барабу, и "хакасов" и другие тюркоязычные народы.
Также и тунгусами называли народы с языками тунгусо-маньчжурской группы.
Название "эвенки" - китайское. Для чего советские политтехнологи решили создавать "единый тунгусский народ" используя китайское название? Оставлю эту загадку читателю для размышлений. Формально - т.к. некоторые тунгусы (в основном китайские) использовали это слово в качестве самоназвания. Хотя самоназваний бытовало множество, можно было брать любое. "Люди гор" и т.п. Типа поляне, древляне.
Для простоты буду использовать прижившееся уже китайское название "эвенки".
Во второй половине 17 в. "эвенкийский вождь Гантимур" получил от русского царя "московское дворянство" и титул князя. Его дети стали частью высшей элиты Русского государства.
Если находиться под воздействием стереотипа об эвенках, как о таежных охотниках Сибири - решение выглядит в высшей мере странным.
А если знать, что Гантимур был одним из родовитых и влиятельных функционеров Цинского "Китая" - то решение становится совершенно понятным.
Гантимур у маньчжуров курировал Забайкалье, прилегавшее к коронным землям императора. Перейдя в русское подданство, он сделал Забайкалье сначала спорной территорией, а потом и русской. Нынешняя граница с Китаем по Амуру - как раз следствие перехода князя "конных тунгусов" в русское подданство.
Пераая русско-"китайская" война вокруг Албазинского острога имела одной из главных причин как раз переход Гантимура в русское подданство.
(Оттуда же ведут свою историю невысказываемые официально претензии Китая на южную Якутию, как "землю эвенков", людей маньчжурского мира).
Эвенки это, фактически, просто одна из ветвей маньчжуров. Тот же Гантимур был связан родством и с монгольскими Чингизидами и с маньчжурскими правящими родами.
В Москве четко разделяли тунгусов на "пеших" и "конных". Пешие - это сибирские обитатели тайги, рассеянные на огромном пространстве и не имевшие политической субъектности.
Конные - часть монгольского мира, как и собственно маньчжуры. В субьектности акторов монгольского мира у русских никаких сомнений не было как минимум с 13 века.
В конце 19 века российский исследователь В.Радлов удивлялся увиденному в Синьцзяне обилию чиновников-эвенков. Дело в том, что в связи с упадком старой маньчжурской аристократии (и забыванием ею государственного маньчжурского языка) все больше "переферийных" и знающих родной язык эвенков привлекалось к государственному управлению империей. Радость длилась недолго. После падения Цин эвенков из нового госаппарата вычистили вместе с маньчжурами.
Изначально планировалось, что кандидатскую в Институте археологии и этнографии СО РАН, (где я потом работал, а тогда просто специализировался) я буду писать по эвенкам. Для этого мне нужно было год прожить в оленеводческом поселке Суринда. Я не очень хотел изучать эвенков (чья традиционная культура сохранилась плохо) и был даже рад, когда обстоятельства непреодолимой силы" направили меня вместо Эвенкии в Туву.
Но кармический долг отдавать надо - и я все равно попал на несколько месяцев в Эвенкию, совсем по другим делам, с наукой не связанным.
Когда местные чиновники предложили организовать поездку к оленеводам в окресности Суринды, я с радостью согласился.
От трассы еще часок в санях - и вот чум, шашлыки из оленины, снега по пояс, на утоптанной площадке стадо оленей жует какие-то ветки. Беседую среди этого классического Севера с чиновником-эвенком. Он:
- Конечно, Китай нам ближе чем Россия. Наши корни там. Лучше бы нашу столицу сделали в Забайкалье. - А вы поддерживаете связь с забайкальскими эвенками? - Конечно! Здесь в Туре очень много именно забайкальских. Они здесь всю культуру и создавали, основывали Округ.
Я подумал тогда: надо же. Где Эвенкия, а где Китай. И вот такие симпатии у местной интеллигенции...
Понятно, что обычный охотник в тайге ни про каких китайцев и не думает. В тайге своя система отношений, свои родовые территории у русских старожилов, пришедших с Ангары почти 400 лет назад, у эвенков, у пришедших позже староверов, у кетов и якутов. Но... ..... "Эвенкия от Енисея до Сахалина" - также одна из закладок "на будущее". Может быть использована кем-то из претендующих на "маньчжурское наследство".
А почему Эвенкию не создали в Якутии, где большинство российских эвенков и проживает? А я думаю - якуты, как народ в этих краях самый крупный и субъектный, просто не позволили. Собственно и на север якуты ушли из Прибайкалья, не желая быть частью монголо-маньчжурского мира. Ну как староверы бежали на север и восток от России, так и якуты бежали на север от своих имперских соседей.
Целью данных заметок не являются геополитические прогнозы. Цель - предоставить читателю возможность взглянуть на российскую этнографическую карту новым взглядом.
PS. Из комментов читателей:
В статье про эвенков китайский 百度百科 пишет, что эвенки раньше назвались тунгусами, а ещё солонами (索伦, кит). Кстати, 索伦 это на китайском ещё и Саурон))). К солоноам раньше относились как собственно эвенки, так и дауры и орокены (не слишком ли много Толкина?). Позднее прочие отделились, и солонами китайцы стали называть только эвенков. В новейшей истории, в 1958 г., китайцы отменили все другие названия эвенков (солоны, тунгусы и проч), и оставили за ними только название эвенки. И да, сами китайцы считают, что эвенки якобы находились под протекторатом Китая аж со времен династии Северная Тан (618-907гг), но в середине 17 в Россия "вторглась в бассейн китайской реки Амур, жгла, убивала и грабила" (эвенков и другие народы). Кстати, знаменитый Нерчинский острог (прибежище "русских бандитов" - кит. источник), как пишут, осаждали и даже один раз полностью спалили именно эвенки.
А в статье про тунгусов написано, что название тунгусы произошло из якутского языка, так якуты звали эвенков. Вариант этимологии предлагается следующий: Дунху (东湖, кит.) - Донки (Donki = мужчина, эвенк.) - Тунгусы (якутск.)