Ворота Рая или воротав Баптистерий во Флоренции. Часть 8

May 16, 2014 20:15


Выдыхая пары, вдыхая воздух, двери
хлопают во Флоренции.
И.Бродский



Райские ворота ведут в Баптистерий.
Название Баптистерий не от слова бабы, хоть без них Рай и невозможен. Это место где крестили.




Баптистерий Сан-Джованни находится на Пьяцца дель Дуомо и Пьяцца ди Сан-Джованни, рядом с собором Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (о нем я писал тут) и колокольней Джотто. Это одно из самых старых зданий города.
Райскими ворота называют с легкой руки Микеланджело. Это он (еще юношей) рассматривая детали бронзовых половин, воскликнул: "Они настолько красивы, что могут служить вратами в Рай". Мимо них он ходил часто, жил в 5 минутах пешком от этого места. Другие ворота не менее красивые и древние, но менее знаменитые (всего ворот 4 по числу сторон света).



Фото (С).

О Баптистерии подробно снаружи и внутри и для чего он нужен, будет подробный пост... следующий...

А теперь вернемся к Раю и воротам. Власти объявили конкурс на создание дверей, победителями которого были Гиберти и Филиппо Брунеллески. Судьи конкурса никак не могли выбрать лучшего из двух молодых художников и предложили двум талантам работать над дверьми совместно. Однако Брунеллески ответил отказом. Интересно, что с тех пор он никогда не занимался скульптурой.

Мастера под руководством Гиберти трудились над этим "райским" шедевром почти 30 лет. Каждая половина ворот 5 м. в высоту 1,5 м. в ширину и весом в 400 кг. Для того времени все это было Вау, как круто. Сегодня, это смотрится как шмат золоченого железа с наивными картинками.




Видел, как какая-то итальянка шипела на туриста за то что тот потянулся к воротам рукой. Чего шипеть? Это копия)))) настоящие ворота в музее. Впрочем, как я понимаю, это не знают многие итальянцы, что уж говорить о туристах. Наш экскурсовод (на фото) скромно умолчала этот факт. Смотреть на подлинник всегда интереснее...

Вот что о воротах писал Фёдор Павлович Аделунг (нем. Friedrich von Adelung; 1768-1843) - русский, немецкий историк, философ, библиограф, действительный статский советник (1825), член-корреспондент (1809) и почётный член (1838) Петербургской Академии наук.




Интересно что изготавливали их 0 лет, а реставрировали 27 ))))) немного поторопились. Оригинал выставлен в Музее при кафедральном соборе Санта Мария дель Фьоре.




Некоторые панно отдельно.

На горизонтальных полосах изображено по одному библейскому персонажу или пророку в лежачем положении, а на вертикальных - по пять, помещенных в эдикулы (всего 24). Кроме того, имеются двадцать четыре выступающие головы, посвященные пророкам и сивиллам (среди них портреты Гиберти и его сына Витторе).




1. Сотворение Адама и Евы. Грехопадение. Изгнание из Рая.
2. Каин и Авель.
3. Ной и его семья и животные покидают Ковчег. Опьянение Ноя.
4. Ангелы являются Аврааму. Жертвоприношение Исаака.
5. Исаак и его сыновья Исав и Иаков. Исав на охоте. Ревека убеждает Иакова и др.
6. Рассказы об Иосифе. Вверху справа: Иосифа вытаскивают из колодца и продают его в Египет, в центре: Иосиф у фараона, Иаков отправляет своих сыновей в Египет за зерном, внизу слева: Вениамина обвиняют в краже серебряной чаши, вверху справа: Иосиф узнает своих братьев, прощает их и возвращается домой к отцу.
7. Моисей на горе Синай. Народ Израиля пересек море и др.
8. Иисус Навин. Народ семь раз обходит вокруг Иерихона, стены рушатся.
9. Вверху слева: Саул возглавляет армию Израиля, внизу: Давид и Голиаф, справа: израильтяне обращают филистимлян в бегство.
10. Процессия царицы прибывает в Иерусалим. Встреча царя Соломона и царицы Савской.




Понятно что ворота только номинально золотые, а на самом деле просто покрыты золотом. Золотое покрытие очень деликатно выполнено методом ртутной амальгамы, именно он дает особый мягкий оттенок золотому покрытию, которого не возможно добиться современным гальваническим. Кто не знает как это, объясняю. Золото растворяется в ртути и красится кисточкой по металлу. Ртуть испаряется, а золото остается, тот кто красил отправляется в Рай в иные миры... именно поэтому рабочим платили много, до зарплаты они не доживали.

Юноша отрезающий голову у великана (Давид и Голиаф)... как без такой картинки на воротах Рая...


   


Сравнение оригинала и копии. Это оригинал из музея.




Это копия на Баптистерии.




Если посмотреть на лица, видно что копия низкого качества, словно таджики работали. Лицо человека с синдромом дауна. (С) https://n-dank.livejournal.com/240407.html




Восхищает и «скромность» Лоренцо Гиберти, который изваял себя на самом видном райском месте, на вертикальном фризе между головами пророков оставить свой портрет и подпись на латыни «Восторгайся с каким искусством сделано!» )))) он уж точно в Раю...




Выше копия на воротах Баптистерия, ниже оригинал.


   


А теперь вопрос! Как все это связано с Петербургом? )))) Ответ будет в комментариях.




Собор Санта-Мария-дель-Фьоре




А мне пора внутрь...




Обзорные посты об итальянских городах:

ВСЯ Флоренция ----- Рим ----- Венеция ----- Милан ----- Верона ----- Падуя ----- Неаполь ----- Савона ----- Ватикан ----- Сиена

путешествия, Италия, история

Previous post Next post
Up